Выступление на РМО для педагогов ДОО Тема «Основные направления работы дошкольного образования на 2024 – 2025 годы» Мастер - класс Тема: «Русская изба»
презентация

Белова Татьяна Николаевна

Выступление на РМО для педагогов ДОО

Тема: "Основные направления работы дошкольного образования на 2024 - 2025 год"

Мастер - класс: тема "Русская изба"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx24.74 КБ
Файл krestyanskoe_zhilishche_i_utvar.pptx2.03 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САКМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «БЕРЁЗКА»

Выступление

на РМО для педагогов ДОО

Тема «Основные направления работы дошкольного образования

на 2024 – 2025 годы»

Мастер класс для воспитателей ДОУ

«РУССКАЯ ИЗБА»

                                                             Подготовила: Белова Т.Н.,

                                                                               воспитатель высшей категории

село Сакмара Оренбургская область

2024г.

Тема: «Русская изба»

Цель: Создание условий для ознакомления детей с бытом русской избы и традициями русского народа через изготовление макета.

Задачи:

  1. Формировать представление о русском народном творчестве в детском саду.
  2. Расширять знания педагогов о русском народном творчестве.
  3. Повышать компетентность педагогов в области истории и культуры русского народа.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПЕДАГОГА (слайд 1)

В современном мире растет интерес к осмыслению, укреплению национальных культурных традиций, семейно – бытовых обычаев и обрядов. Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения является важной задачей, так как именно в этом основа преемственности поколений и жизнеспособности любого общества и государства. Духовный патриотизм необходимо прививать с раннего возраста. Воспитывая юных граждан России, мы, педагоги, должны прививать любовь к своей Родине и своему народу, знакомить детей в доступной форме с обычаями, традициями и прошлым страны, ее культурой.

Одним из способов развития детей является макетирование. В современном мире игровые макеты становятся все более популярными среди педагогов дошкольных учреждений. Они не только привлекают внимание детей, но и способствуют обучению и развитию малышей.

Я тоже в своей работе активно использую макетирование и одним из таких макетов является макет «Русская изба», который позволяет детям погрузиться в атмосферу старинной русской деревни и познакомиться с ее особенностями. Он помогает детям лучше понять и запомнить традиции, культуру и быт наших предков. Взаимодействуя с макетом, дети развивают воображение, мелкую моторику, а также учатся работать в команде и общаться друг с другом. Кроме того, игровой макет «Русская изба» способствует формированию патриотизма и гордости за свою страну. Для детей в возрасте от 5 до 7 лет знакомство с народными обычаями и архитектурой может стать увлекательным и познавательным процессом.

Основная цель использования макета избы — это формирование у детей уважения к своей стране, ее истории и культуре. Путешествие в прошлое через создание макет позволяет детям лучше понять, откуда они сами и каковы корни их семьи.

Макет русской избы — это не просто игрушка, это возможность для детей погрузиться в атмосферу старины, почувствовать себя частью истории своей страны. Использование макета «Русская изба» открывает широкие возможности для обучения и развития детей. Они могут играть в хозяев и гостей, придумывать истории, знакомиться, устраивать праздники и трапезы. Все это способствует развитию речи, социализации, творческих способностей и эмоционального интеллекта. Пособие рассчитано на работу с детьми от 5 до 7 лет. Особое внимание при работе с макетом уделяется расширению активного словаря детей, знакомство дошкольников с предметами домашней утвари, их предназначением и названиями (крупник, чугунок, ухват, полевик, горшок, крынка, кувшин, самовар, и т. д.)

ОПИСАНИЕ НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ.

Макет представляет уменьшенную копию русской избы с элементами быта. (слайд 2) Изба — слово древнее. Оно обозначало деревянную постройку. В народе говорили, что избу не строили, а «рубили», делали «сруб». Потому, что основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с бревен кору. Им же вырубали в бревнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу. Из обработанных таким образом бревен складывали стены дома — «сруб». Между бревнами укладывали мох для утепления. (слайд 3) В древности строить или «рубить избу» выходили человек 20 или, как говорили в старину, «всем миром». Это было не простое занятие: мастера использовали только топор, никаких пил, гвоздей и молотков. Не каждый мог построить избу, для этого нужны особый талант и мастерство. Затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали ее соломой, зимой, когда не хватало корма скоту, солома с крыши могла пойти на прокорм. Место для дома выбирали высокое и сухое. Для строительства использовали сосну или ель: стволы крепкие, прямые, древесина надежная. Стояла изба лицом к дороге или реке.

Начиналось строительство с укладки первого венца избы.

Венец — четыре скреплённых бревна, связанные в квадрат образующих один ярус деревянного сруба. Венец к венцу подгоняли плотно, между ними щёлочки не увидишь. На венцах ставили зарубки – порядковые номера. Как вы думаете для чего? (Ответ: Чтобы можно было его перенести в другое место и собрать)

(слайд 4) Верхняя треугольная часть фасада, образованная скатами крыши называется фронтон. Это треугольное завершение фасадной части избы.

По окантовке крыши размещали причелины – доски с резным орнаментом, покрывающие края крыши. На крыше избы всегда помещали конек. Конек считался и украшением, и оберегом дома. Часто внук, строя новый дом, брал конька с дома деда на счастье.

В центре сруба прорубали окна. Окна домов делали небольшого размера, чтобы тепло из дома не уходило. Окна защищали от дождя и снега с помощью наличников. Очень часто к наличникам окон крепили ставни, с их помощью окна закрывали. Ставни летним днем спасали избу от зноя, зимой в ненастную погоду так же сохраняли тепло в избе.

Одним из элементов украшения деревянной избы также было полотенце, специально сделанная пластина, которая свисала от конька вниз.

(слайд 5) Все элементы избы украшали резным орнаментом. Орнаментом называют украшение, построенное на ритмичном чередовании и сочетании элементов. Одним из наиболее интересных и самых распространенных изображений домовой резьбы является образ берегини, русалки, который не встречается ни в одном другом виде русского народного искусства. Название «берегиня» не оставляет сомнения в том, что когда-то это существо должно было оберегать от злых духов стихии.

Разные орнаменты в украшении избы исполнялись не только для красоты. В давние времена люди верили в их магическую силу: они оберегали от злых сил, духов, природных стихий.

(слайд 6) Для того, чтобы сохранить в доме максимальное количество  тепла от печи владельцы отделяли жилую зону от улицы. Сени – это именно то пространство, которое сразу же видели гости при  входе в избу. Сени также использовались для хранения  коромысла и других нужных вещей, именно здесь многие  делали чуланы для продуктов.

(слайд 7) Большую часть внутреннего убранства избы занимала печь. Кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. В печи готовили еду. Варили и парили непосредственно в горниле при растопленной или догорающей печи, подогревали на шестке, пекли и томили в горниле после топки. Горнило закрывали заслонкой, что бы надолго оставался жар в печи. Русскую печь совмещали с дровяной плитой. Русская печь очень долго сохраняла тепло, поэтому, наверху печи была организована лежанка, где спали даже взрослые люди. Изба делилась на женскую половину, мужской и красный угол.       (слайд 8) В печном углу управляла женщина. В женском углу или, как его называли бабий кут, располагались полки с различной кухонной утварью и посудой (слайд 9, 10)

(слайд 11) Во всех домах, рядом с русской печью,  обязательно висели полотенце (рушник) и  рукомойник - глиняный кувшин с двумя  носиками.

(слайд 12) Все важные события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь совершались  ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Само название «красный»  означает «красивый», «светлый», «хороший». Основным украшением красного угла  является божница с иконками и лампадкой.

(слайд 13) Лавки мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. У каждого члена семьи было свое место. Хозяин сидел по центру, а хозяйка с краю, чтобы никому не мешать, подавая на стол.

(слайд 14) Грудной ребёнок лежал в люльке (колыбельке), подвешенной за крючок в потолке. Крестьяне считали, что пространственная оторванность от земли, от «низа»  обеспечивала ему сохранение жизненной силы

(слайд 15) Сундук являлся часто основным и универсальным предметом мебели. Мог исполнять роль стола, стула, кровати и, конечно, непосредственно хранилища одежды, предметов домашнего обихода, ценностей. Сундук является предшественником и прообразом шкафа.

(слайд 16) Прясть пряжу – это был исконно женский труд. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.

Веретено́ – приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.

(слайд 17) Половики возникли в России во второй половине XIX века с развитием фабричного текстильного производства. Половики изготовляли из старой одежды и лоскутов ткани, а также остатков пряжи. Первоначально половики были предметом роскоши в зажиточных крестьянских дворах. По большим праздникам (Пасха, свадьба) половиками застилали полы во всей избе.

Дом воспринимался древними людьми как живое существо, похожее на человека.

А теперь я предлагаю вам стать мастеровыми и создать мини – макет русской избы (слайд 18)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ МАСТЕР – КЛАССА

Технологическая карта по изготовлению.

Материалы: готовые заготовки, скрученные из белой бумаги, для изготовления избы; картон с имитацией соломы; распечатанные декоративные элементы: причелина, конек, полотенце, окна, дверь.

Инструменты: ножницы, клей, двухсторонний скотч.

Последовательность изготовления:

  1. Вырезали основу для избы из картона.
  2. Накатали бревнышек из бумаги.
  3. Собрали стены с помощью трубочек и клея.
  4. Вырезали из картона крышу и с помощь двухсторонний скотча приклеить к стенам избы.
  5. Вырезали и приклеили окна и дверь к стенам избы.
  6. Украшаем окно и дом резными наличниками.

Сначала определяемся с размером избы (длина, ширина, высота, затем скатываем трубочки из бумаги необходимого размера. Выкладываем первый слой трубочек, приклеивая, их друг к другу и к основанию избы. Дальше приступаем к изготовлению крыши. Для этого определяем высоту крыши и из картона вырезаем прямоугольник нужного размера, сгибаем пополам. Теперь вырезаем полоски из цветного картона – это будет покрытие для крыши (черепица). Теперь крыша готова и ее можно приклеить к стенам. Осталось вырезать окна и двери и приклеить их на стены.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ МАСТЕР – КЛАССА

В дополнение к макету «Русская изба» изготовлено дидактическое пособие «Внутреннее убранство избы», а также игра на липучках  «Предметы народного быта».

В заключении, я надеюсь, что заинтересовала этой темой и хочу поделиться с вами комплектом готового материала для изготовления макета русской избы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САКМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «БЕРЁЗКА» Мастер – класс для воспитателей ДОУ «РУССКАЯ ИЗБА» Подготовила: Белова Т.Н., воспитатель высшей категории

Слайд 2

Русская изба

Слайд 6

С е н и

Слайд 10

Деревенская утварь- горшки, чашки, миски, короба, лукошки Лопата для печи, ухват Кочерга

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования на 2020-2025

общеобразовательная программа по дошкольному образованию в соответствии с ФГОС ДО...

Основная образовательная программа дошкольного образования на 2021 – 2025 учебный год по ФГОС ДО

Основная образовательная программа дошкольного образования на 2021 – 2025 учебный годпо ФГОС ДО...

План работы МО специалистов дошкольного образования на 2024-2025 учебный год

Основная цель инновационной деятельности МО в ОУ: повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов образования....

"Основные направления работы дошкольного образовательного учреждения по развитию коммуникативных способностей у дошкольников в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования"

Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролейФормирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природеТрудовое воспитаниеПатриотическое воспитание детей дошко...

Выступление на РМО для педагогов ДОО Тема «Основные направления работы дошкольного образования на 2024 – 2025 годы» Мастер класс Тема: «Гимнастика для мозга или развиваем межполушарное взаимодействие» в старшей группе

Выступление на РМО для педагогов ДООТема «Основные направления работы дошкольного образования на 2024 – 2025 годы»Мастер класс Тема: «Гимнастика для мозга или развиваем ме...