Инновационный опыт работы «Совершенствование форм методического обеспечения деятельности педагогов»
опыты и эксперименты

Людмила Юрьевна Бакулина

инновационный опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный опыт работы «Совершенствование форм методического обеспечения деятельности педагогов»

 Приоритетным направлением в моей работе является повышение профессиональной компетентности педагогов в современных условиях.

Введение

   Тема инновационного педагогического опыта: «Совершенствование форм методического обеспечения деятельности педагогов»

   Сведения об авторе: я, Бакулина Людмила Юрьевна, работаю старшим воспитателем в МДОУ «Детский сад № 29» г.о. Саранск

  Образование: высшее, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, «Филология. Русский язык и литература», 2002 год.

   Педагогический опыт (общий и в данной образовательной организации): общий - 28 лет, педагогический -  28 лет, в должности старшего воспитателя - 16 лет, в ДОО – 16 лет.

Актуальность

    Актуальность выбранной темы обусловлена осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагога через оптимизацию и совершенствование профессиональной направленности педагога в соответствии с требованиями современного уровня развития системы образования.

    В связи с этим возникает необходимость совершенствования методической работы, изменения подходов к этой деятельности, внедрения новых форм, корректировки содержания, создания гибкой структуры методической службы, мотивирующей развитие творческих способностей педагогов, их познавательных и ценностных интересов и профессионального саморазвития личности.

    Считаю, что повышение квалификации педагогов-приоритетное направление методической работы, которое занимает особое место в управлении дошкольными учреждениями и является важным звеном в целостной системе подготовки педагогов, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческого потенциала.

    Повышение квалификации педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний должно осуществляться с помощью различных форм методической работы, а именно с использованием инновационных форм и методов. Я считаю, что ценность такого подхода заключается в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует позитивные отношения между сотрудниками.

     Цель моей работы: повышение эффективности образовательного процесса за счет использования современных подходов к организации образовательной деятельности, постоянное повышение профессионального уровня педагогического мастерства.

   Для достижения поставленной цели я поставил перед собой следующие задачи:

1. Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических работников ДОО: формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.

2. Проанализировать современный уровень профессиональной компетентности педагогических работников в ДОУ, их профессиональные потребности, проблемы и интересы.

3. Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава ДОУ.

4. Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества образовательного процесса.

Основная идея опыта.

    Основная идея моего опыта заключается в том, что повышение квалификации педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью различных форм методической работы, а именно с использованием современных форм и методов. Ценность такого подхода заключается в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует позитивные отношения между сотрудниками.

   Теоретическая база опыта, опора на современные педагогические теории.

    Работая над этой темой, я проанализировала исследование, которое посвящено теме совершенствования эффективных форм методической поддержки педагогов. Этой теме посвящены работы многих авторов.

    В литературе широко обсуждаются различные подходы к деятельности дошкольных организаций. Развитие дошкольного образования и научное подтверждение развития сети дошкольных организаций приведено в работах И. Н. Андреевой, З. И. Васильевой, Дж. М. Волобуева, С. Ф. Егорова, Н. А. Кузьмина и др. построение педагогического процесса и содержание воспитательной деятельности дошкольных организаций рассматривается К. Ю. белым, В. Н. Дубровай, Н.В. Микляева, Ю. В. Микляева. Особенности развития профессиональной компетентности в процессе самообразования стали предметом изучения таких авторов, как Г. М. Ермолаева, Е. М. Никитина, М. М. Поташник, П. И. Третьяков и др. Научные труды Е. Ф. Зеера, И. А. Зимней, И. А. Колесниковой, В. А. Сластенина представляют интерес в обозначении сущности и содержания компетенций педагога.

 Анализируя исследования многих ученых, можно сделать вывод, что теоретический аспект проблемы совершенствования форм методической поддержки педагогов освещен в литературе достаточно подробно и точно, но практическая сторона требует дальнейших исследований и практики.

Новизна

    Подготовка высококвалифицированного, творческого, свободомыслящего, активного и компетентного педагога на современном этапе развития дошкольного образования очевидна для всех. Специально организованная методическая работа призвана помочь педагогу овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью решать сложные задачи в системе образования, совершенствовать свое педагогическое мастерство.

    Считаю, что сегодня необходимо использовать новые, активные формы работы, которые характеризуются вовлеченностью педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Эффективные формы работы с педагогами занимают особое место в системе повышения квалификации педагогических кадров, активизации личности педагога, развитию его творчества и профессионального роста.

Технология опыта

   Просмотрев литературу, я пришла к выводу, что для эффективного повышения квалификации педагогов необходимо создать соответствующие условия для осуществления методической работы: организационно-педагогические (оптимальная организация трудовой деятельности педагогического коллектива), морально-психологические (создание благоприятных условий для методической работы), материально-технические (оснащение методического кабинета), санитарно-гигиенические (профилактика утомления педагогов, повышение их работоспособности). Я определил следующие условия профессионального роста педагогов:

* отбор и экспертиза (оценка) содержания дошкольного образования;

* разработка эффективных форм методической работы, активизирующих педагогов по повышению профессиональной компетентности, обеспечение работы образовательных учреждений в режиме развития;

* подбор содержания методической работы, обеспечивающей личностное развитие педагога, его самообразование;

* обеспечение учителей информацией об инновационных фактах и явлениях.

 В своей работе я использую следующие инновационные формы работы:

Свернутые формы обсуждений, к которым относятся: круглый стол. Его основной задачей является выработка навыков критической оценки различных подходов к решению конкретных вопросов в практике ДОУ, умение отстаивать свою точку зрения, формировать культуру дискуссии.

Обучение (направленное на быстрое реагирование, быстрое обучение).

Цель данной формы работы - развитие профессиональных навыков. Во время обучения я широко использовал педагогические ситуации, раздаточные материалы, технические средства обучения.

Метод «мозгового штурма» или «мозговая атака» - процедура группового креативного мышления, точнее – это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени.

Педагогический ринг. Данная форма ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературы, помогает выявить различные подходы к решению педагогических задач, повышает навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, ясности, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора, когнитивный компонент.

Дебаты-обсуждение, построенное на основе заранее согласованных выступлений представителей двух противоположных групп. В процессе данной работы анализируются различные точки зрения и делаются выводы.

«Коучинговая сессия» -развивающее консультирование, обсуждение (вопрос-ответ). Буквально означает-наставлять, обучать, вдохновлять. В этом процессе оказывается индивидуальная поддержка педагогам, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения личностной эффективности. К этой работе в рамках «Школы молодого воспитателя» привлекаются педагоги – наставники.

    К эффективным формам методической работы я также отношу выставку-ярмарку педагогических идей, аукцион. Они стимулируют педагогов к творчеству и самообразованию. Главным результатом выставки-ярмарки является заметный профессиональный и личностный рост педагогов. Благодаря такой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших примеров своей профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

     Я также использую другие формы методической работы: индивидуальный патронаж, наставничество, консультирование, моделирование, выступление перед аудиторией, обогащение опыта работы, творческие группы.

Результативность опыта (конкретные результаты педагогической деятельности)

    Таким образом, использование этих и других активных форм и методов обучения в процессе повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образования обеспечивает практико-ориентированный характер образовательного процесса, способствует включению в инновационный процесс, формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании.

  Педагоги МДОУ «Детский сад № 29» распространяют свой педагогический опыт на различных уровнях:

 XIII Международная научно-практическая конференция – Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения» /2019 г./;

 Городской научно-практический семинар «Обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы» /2019 г/;

 Лекториум республиканского научно-практического семинара на пленарном заседании «Совершенствование профессионального мастерства педагога в условиях инклюзивного образования» /2020 г./;

 Межрегиональный научно-практический семинар «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования» /2021 г/;

 Творческая гостиная «Детский сад  как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей» /2022 г/.

   Свой инновационный опыт педагоги публикуют в различных СМИ:

 Сборник материалов XIV Всероссийской научно – практической конференции «Поликультурное образование: опыт и перспективы»

 Сборник «Лучшие практики» ЦНПП МПР – «Педагог 13.ру»

 Международный образовательный журнал «Педагог».

   Педагоги постоянно повышают свой профессионализм, проходя курсы повышения квалификации на базе:

 ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования» по теме «Современные подходы к организации образования дошкольников в новых условиях»;

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им.М.Е.Евсевьева» по теме «Разработка методического обеспечения для реализации программ дополнительного образования детей» и «Дополнительные образовательные услуги: технология разработки программы».

   Также  педагоги нашего ДОО повышают свою квалификацию дистанционно: «Логопедическая работа с детьми с моторной алалией в соответствии с требованиями ФГОС» г. Москва; «Современные логопедические технологии коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС» г. Липецк.

 Все педагоги нашего ДОО имеют свои собственные сайты, где размещают свои авторские работы, научные статьи, публикации, программы воспитания и др.    

    Также педагоги принимают активное участие в конкурсе «Воспитатель года». В 2024 году педагог нашего сада стал финалистом данного конкурса.

  Не забываем мы  и о линии  работы с родителями, т.к. это тоже одна из   форм работы методической работы.

   Организация методической работы с коллективом ДОО по включению родителей в педагогический процесс способствует:

* во-первых, повысить уровень педагогической культуры родителей;

* во-вторых, активное участие родителей в жизни дошкольных учреждений и повышение интереса к развитию и воспитанию своих детей (до 79 %);

* в-третьих, приобретение родителями практических навыков и умений воспитания и обучения детей;

* в-четвертых, изменение позиции родителей по отношению к деятельности детского сада.

         Так,  в работе с родителями, педагоги нашего ДОО используют:

  - «круглые столы» различной тематики;

- семейные спортивные встречи «Мама, папа и я – спортивная семья»;

 - семейные Дни здоровья;

- «Клуб молодая семья»;

-  тренинги и т.д.

    Организация и проведение совместных мероприятий детей и родителей, в процессе реализации проектов, разработанных в ДОУ, позволяет повысить интерес родителей учащихся, мотивировать их на активное участие в жизни ребенка и ДОО в целом.

    Наши воспитанники  принимают активное участие в различных конкурсах:

   Также воспитанники совместно с родителями принимают активное участие в интернет – конкурсах.

   Такая работа также обеспечивает рост профессионального мастерства педагогов.

   Вместе с педагогами  мы разрабатываем:

* анкеты для родителей;

* методические материалы по организации общения с родителями;

* нетрадиционные формы работы с родителями;

• памятка по работе с семьей;

   В заключение хочется отметить, что повышение качества дошкольного образования напрямую зависит от кадрового состава, профессиональной и педагогической компетентности. На данный момент мы отмечаем, что сегодня существует потребность в творческом, компетентном педагоге, способном развивать навыки мобилизации своего личностного потенциала в современной системе образования и развития дошкольников.

    Систематизировав эффективные формы работы по совершенствованию форм работы методического обеспечения педагогов, я смогла получить стабильные положительные результаты:

- увеличилось количество педагогов с высшим профессиональным образованием, подтверждающих уровень своей компетентности путем аттестации на квалификационную категорию и прохождения курсов повышения квалификации и переподготовки.

- педагоги нашего дошкольного учреждения стали принимать активное участие в городских и муниципальных конкурсах, демонстрируя свой опыт и достижения в воспитании детей.

- делятся опытом работы на городских методических объединениях.

   

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
  2. Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  3. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. –СПБ: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. –112с.
  4. Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО //К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. – № 3.– С.4-13.
  5. Веселова, Т.Б Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст]/ Т.Б. Веселова – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»
  6. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]/ Н.А. Винградова – М.: Айрис-пресс. – 2009.
  7. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л.М. Волобуева – М.: ТЦ Сфера. – 2009.
  8. Волобуева Л.М.Активные методы обучения в методической работе ДОУ.// Управление ДОУ, 2012. – №6. – С.70-78.
  9. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/ Н.С. Голицына – М.: Скрипторий, 2003. – 2009.
  10. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.– 176с.
  11. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. – М.: Перспектива, 2011.– 289с.
  12. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.– 80с.

Интернет – ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны.

Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны....

Педагогический опыт работы "Эффективные формы методической работы с молодыми педагогами"

В нашем детском саду организована Школа наставничества. В своем опыте работы я хочу поделиться такой эффективной формой  работы с молодыми педагогами как мозговой штурм....

Презентация. Опыт работы: «Совершенствование организации образовательного процесса через самостоятельную деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста».

Цель: оптимизация предметно-пространственных условий для расширения игрового и социального опыта дошкольников.Основные задачи: Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.Развивать...

Информация из опыта работы «Совершенствование форм работы с детьми по внедрению в образовательную деятельность современных инновационных педагогических технологий по финансовой грамотности»

Одной из ключевых идей современной педагогической науки является необходимость поиска новых методов ведения воспитательной работы, в полной мере соответствующей тенденциям времени, познавательным потр...

Опыт работы по теме «Организация совместной деятельности педагога, детей и родителей по патриотическому воспитанию»

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. И поэтому моя задача как воспитателя -  формировать у детей первое представление об окружающем мире, гуманн...

Опыт работы «Совершенствование компетенции педагогов при организации взаимодействия с родительской общественностью в новых форматах». «Как организовать виртуальное общение с родителями»

laquo;Как организовать виртуальное общение с родителями»Опыт работыв рамках решения 2-ой годовой задачи 2021-2022 г.«Совершенствование компетенции педагогов при организации взаимоде...