Опыт работы "Нетрадиционные формы непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников".
методическая разработка по математике
Поделилась своим опытом работы по формированию элементарных математических представлений в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы по ФЭМП | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 г. Кузнецка
(МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка)
«Нетрадиционные формы организации непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений дошкольников».
Подготовила:
Шкурина Ирина Владимировна
воспитатель
2021 год
Я работаю по программе Е.Ф. Купецковой «Непрерывная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений дошкольников». Практика показала, что дети дошкольного возраста проявляют повышенный интерес к занятиям по математике только в том случае, если содержание познавательного материала, а также форма его преподнесения способны вызвать заинтересованность, заронить в душу ребенка семена познания. И в этом помогают нетрадиционные формы организации непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, главная цель которых предельно проста: увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес ‒ это катализатор всей детской деятельности. А привыкая к выполнению стандартных математических заданий, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал.
В своей работе я широко применяю такие формы, как занятия-квесты, занятия-путешествия, занятия - сомнения, занятия «Следствие ведут знатоки». В них использую задания, посильные для детей, но не слишком легкие, которые побуждают размышлять, пробовать, ошибаться, и, наконец, находить правильный ответ.
Такие занятия носят интегрированный характер, в них математические задачи сочетаются с другими видами деятельности. Они предполагают различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у детей навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности. Активно использую мультимедийное оборудование и музыкальное сопровождение. Так, например, дети, пролетая на ковре-самолете, могут посмотреть обучающий видеоролик о цифрах или фигурах. Планирую нетрадиционные занятия по формированию элементарных математических представлений 1 раз в месяц, а 2 раза в год, по традиции, провожу математические праздники совместно с родителями воспитанников.
Главное для меня, как педагога - не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» детям, а организовать совместный поиск решения возникших перед ними задач.
Квест ‒ это увлекательная приключенческая игра, где группа детей, перемещаясь по точкам, выполняет различные математические задания: арифметические и геометрические головоломки, игры, лабиринты. (слайд)
Темы занятий – квестов, которые я провожу со своими воспитанниками разнообразны: «Остров знаний», «В поисках сокровищ», «На поиски игры», «Страна математика». Для занятия я составляю маршрутный лист, на котором нарисованы последовательно станции. На каждой станции детей ждет определенное задание, выполнив которое они получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Либо использую «Волшебный математический экран», где последовательно расположены фотографии места, куда должны последовать дети.
Занятие-путешествие – это один из способов восприятия пространства и времени, осмысления окружающего мира, места в нем. Ребенок получает возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса. (слайд)
Занятия-путешествия обязательно имеют сюжетную линию, помощь сказочному герою: «Путешествие страну веселых математиков», «Путешествие в страну невыученных уроков», «Полет на ковре самолете», «Приключения Незнайки». Дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение, применяют математические знания для решения проблемной ситуации.
Занятия-сомнения – поиск истины через экспериментирование. (слайд)
Занятия – сомнения - это исследовательская деятельность детей, которая позволяет опытным путем, например, измерить длину предметов. Или, взяв два одинаковых пакета, в одном кукуруза, в другом – вата, определить сначала на вид, что тяжелее, затем взять в обе руки, и в итоге, взвесить на чашечных весах. Дети также закрепляют навыки в измерении сыпучих предметов, жидкости, развивая тем самым барическое чувство (чувство веса).
Занятия «Следствие ведут знатоки» - работа со схемой, картой с детективной сюжетной линией. (слайд)
Занятия с тематикой «Следствие ведут знатоки» очень нравятся моим воспитанникам. На таком занятии я предлагаю детям самостоятельно выполнить опыт по схеме, по заданию на рабочем листе. Например: «Сколько ложек песка в стакане?» (кукольных, чайных, десертных, больших). Каждое задание решает конкретную задачу на совершенствование количественных, пространственных, временных представлений детей. А традиционный «набор сыщика» (лупа, фотоаппарат, линейка) дает возможность поднять интерес у детей к изучаемому предмету.
Конечно, к таким занятиям я тщательно готовлюсь: даю предварительные задания, готовлю наглядные пособия, карты, дидактический материал. Предусматриваю ход занятий с учетом уровня и особенностей как группы в целом, так и отдельных воспитанников, последовательность операций.
Результат использования нетрадиционных форм при организации непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений дошкольников очевиден:
- у детей повысился не только уровень сформированности базовых математических представлений, но и речевая активность,
- умение работать как в группе, так и самостоятельно,
- в группе изменились отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры),
- а самое главное, у моих воспитанников повысилась познавательная активность, инициативность и самостоятельность, которые станут в дальнейшем основой интеллектуальной и творческой деятельности человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие в Математическое царство».
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие в Математическое царство».Цель: с...
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и формированию основ безопасности жизнедеятельности в средней группе по теме «Как не потеряться в лесу?»
Группа: средняя (4-5 лет)Тема занятия: «Как не потеряться в лесу?»Цель: формирование первичных представлений о безопасном поведении на природе через непрерывную образовательную деятельност...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений "Математическое приключение"
Материал разработан для педагогов средней группы....
Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений "Математическая авантюра"
закрепление знаний по формированию элементарных математических представлений у детей....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему "Путешествие Колобка по математическим тропинкам" в подготовительной группе.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему "Путешествие Колобка по математическим тропинкам" в подготовительной групп...
Презентация опыта работы "Нетрадиционные формы непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников".
Предоставляю свой опыт работы по ФЭМП снетрадиционными формами проведения....
Конспект непрерывно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «Математическое царство»
Ребята на занятии отправляются в путешествие, в котором выполняют задания...