Семинар-практикум «Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии ФГОС ДО»
методическая разработка
Семинар-практикум
«Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии ФГОС ДО»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды.
Задачи:
1. Закрепить знания педагогов о принципах организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ и современного законодательства в области дошкольного образования.
2. Активизировать действия воспитателей по проектированию предметной среды ДОО для обеспечения разнообразной деятельности детей и повышения уровня их познавательного, социального и физического развития.
3. Формирование потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок.
Подготовка к семинару-практикуму:
1. Создание презентации «Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии ФГОС ДО».
2. Подготовка материалов и оборудования для проведения семинара (буклеты для воспитателей, раздаточный материал).
3. Предварительная работа с педагогами (повторение требований ФГОС к формированию РППС).
Оборудование: проектор, мольберт, ноутбук для просмотра презентаций, «мешок с сюрпризом».
План семинара - практикума
I. Организационный момент.
1. Приветствие участников семинара-практикума.
2. Актуальность семинара практикума.
II. Основная часть.
1.Знакомство с презентацией.
2. Практическая работа.
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов семинара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_na_attestatsiyu_po_rpps.docx | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии ФГОС ДО»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды.
Задачи:
1. Закрепить знания педагогов о принципах организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ и современного законодательства в области дошкольного образования.
2. Активизировать действия воспитателей по проектированию предметной среды ДОО для обеспечения разнообразной деятельности детей и повышения уровня их познавательного, социального и физического развития.
3. Формирование потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок.
Подготовка к семинару-практикуму:
1. Создание презентации «Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии ФГОС ДО».
2. Подготовка материалов и оборудования для проведения семинара (буклеты для воспитателей, раздаточный материал).
3. Предварительная работа с педагогами (повторение требований ФГОС к формированию РППС).
Оборудование: проектор, мольберт, ноутбук для просмотра презентаций, «мешок с сюрпризом».
План семинара - практикума
I. Организационный момент.
1. Приветствие участников семинара-практикума.
2. Актуальность семинара практикума.
II. Основная часть.
1.Знакомство с презентацией.
2. Практическая работа.
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов семинара.
Ход семинара – практикума
I. Организационный момент
1. Приветствие участников семинара-практикума.
2. Актуальность.
Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вступившего в силу с 1 января 2014 года.
Я уверена, что каждый из вас уже не раз читал положения ФГОС ДО, но каждый раз мы находим что-то, с чем, оказывается, ещё не совсем знакомы, что следовало бы изучить еще раз, доработать и внедрить в свою работу.
Чтобы наглядно представить уровень владения информацией, по организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОО в соответствии ФГОС, я предлагаю вам подойти к доске, выбрать, предложенные вам жетоны.
Если вы считаете, что вы знаете особенности организации РППС в соответствии с ФГОС ДО и применяете свои знания на практике – приклеиваете на доску - красный жетон. Если у вас уже есть представление о том, как формировать РППС своей группы в соответствии с требованиями ФГОС, но практических результатов пока мало – зеленый. Если же вы пока смутно представляете, о чем идет речь – желтый.
(Кто приклеил, проходит на стул)
Обсуждение: каких жетонов на нашей доске больше, на какой стадии по изучению темы семинара наш коллектив?
II. Основная часть
Итак, давайте вместе разберемся, вспомним, узнаем, что же представляет из себя РППС и каковы принципы ее построения.
Слайд 1. Титульный лист
Слайд 2. Цель и задачи семинара
Слайд 3. Документы, регламентирующие организацию РППС в ДОУ:
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155.
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Слайд 4.
В ФГОС ДО под термином «Развивающая Предметно-Пространственная Среда» (далее – РППС ДОО) понимается часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и пр., для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, для охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
- РППС должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ, учет национальных культур, климатических условий, учет возрастных особенностей.
- РППС должна быть:
1. Содержательно-насыщенной.
2. Трансформируемой.
3. Полифункциональной.
4. Вариативной.
5. Доступной.
6. Безопасной.
Слайд 5.
Правильно организованная РППС в детском саду выполняет:
- образовательную;
- развивающую;
- воспитывающую;
- стимулирующую;
- организованную;
- коммуникативную функцию.
Развивающая предметно-пространственная среда – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребёнка.
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребёнка исчезнет стремление узнавать новое, появится апатия и агрессия. Те же ощущения возникают у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребёнка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
Практическая работа.
Для того чтобы среда выполняла основные функции и соответствовала предъявляемым требованиям, на этапе ее проектирования необходимо, чтобы педагоги придерживались основных принципов её построения.
Сегодня мы с вами попытаемся выстроить модель развивающей среды в ДОУ, опираясь на данные принципы. Я буду вам называть принцип построения развивающей среды в группах и расшифровывать его, а вы в ответ мне будете предлагать, что можно сделать либо усовершенствовать в группах детского сада, для его решения.
Слайд 6-14
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – ориентирует организацию пространства для общения с ребёнком «глаза в глаза», способствует установлению оптимального контакта с детьми.
Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого.
Как организовать пространство группы в соответствии с этим принципом?
(Предложения воспитателей)
Здесь уместно использование разновысокой мебели: горки, подиумы, большие мягкие кресла, садясь на которые, ребенок может «подняться» до позиции взрослого. Но учитывая условия нашего детского сада, возможно воспитателям «опускаться» на уровень глаз детей (соблюдать позицию «глаза в глаза») – читать книгу на маленьком стульчике, сидеть на детском диванчике, играть сидя на ковре, так же выполнимы подиумы в некоторых группах.
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.
(Обсуждение)
В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
3. Принцип стабильности-динамичности - позволяет трансформировать пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения.
Предоставляется возможность вносить определенные изменения в среду: перемещать мебель; разворачивая сюжетно-ролевые игры, отбирать атрибуты, которые им необходимы; принимать участие в изготовлении тематических композиций «Лес», «Подворье»; приносить художественную и познавательную литературу, иллюстративный материал в зависимости от темы недели.
В группе должны быть: сборно-разборная мебель, игрушечная мебель, емкости для хранения игрушек, игрушки, мягкие плоскости, подиумы для отдыха.
Использование игрового спортивного оборудования, игровых столов сложной конфигурации, мебели-трансформера, вертикальных разделителей.
(обсуждение)
В нашем случае – игрушечная мебель, мебель трансформер (куб с одной стороны оформлен под плиту, с другой стиральная машина, например), место для отдыха, емкости для хранения атрибутов к сюжетно-ролевым играм и т.п.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
(обсуждение)
Разграничение игрового пространства на зоны, наполнение этих зон материалами. Игровые и тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем.
5. Принцип учета половых и возрастных различий детей - позволяет осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных категорий.
Зонирование по гендерному признаку.
6. Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды. Как пример, в группах оформлены мини-музеи, подвесная среда.
7. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.
Оформление уголков уединения. Создание в группе определённых «семейных традиций», «коробка рукопожатий», «коврик примирения», «приветствие по настроению» и т.п
8. Принцип открытости-закрытости – предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Открытость своего «Я» - наличие зеркал, «Семейное древо», эмоциональные экраны, компоненты детской субкультуры.
9. Принцип безопасности и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.
Соответствие росту, возрасту. Мебель, ковры закреплены и т.п
Опираясь на принципы построения предметно-развивающей среды в детском саду, мы с вами сегодня выстроили оптимальную модель организации развивающей среды, адаптированную к условиям нашего детского сада.
III. Рефлексия.
Коллеги, давайте посмотрим на мольберт. У нас перед глазами записано то, что мы с вами можем сделать в реальных условиях, руководствуясь принципами построения РППС. Кто-то дополнит среду своей группы, кто-то обновит, а кому-то предстоит более сложная трудоемкая и объёмная работа. Предлагаю, поделиться мыслями о том: 1.Что для вас было ново? 2. На что не обращали внимания? 3. На что посмотрели по другим углом? (Раздаю листочки с вопросами, на работу - 5 минут).
(Раздаю буклеты).
Уважаемые педагоги предлагаю вам поучаствовать в педагогической мастерской, которая называется «Кот в мешке». Вам предлагается мешок, содержимое которого известно только мне. Вы выбираете себе предмет из мешка, достаете содержимое, в течение 5 минут вам предлагается подумать, какое дидактическое пособие, игру, вы сможете сделать из этого предмета, и как будете использовать в предметно-пространственной среде группы.
(В мешке: прищепка, липучка, бусина и т.п.)
После этого в течении 2–х недель изготавливаете задуманное вами пособие и представляете его на Педагогическом часе. И помните, что ваше пособие должно соответствовать принципам и требованиям оформления РППС.
Слайд 15. Спасибо за внимание.
ФИО педагога____________________________________________________
1.Что для вас было ново? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. На что не обращали внимания?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. На что посмотрели по другим углом?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО педагога____________________________________________________
1.Что для вас было ново? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. На что не обращали внимания?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. На что посмотрели по другим углом?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в практике обучения и воспитания детей раннего возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении, реализующем Программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью...
Принципы построения развивающей предметно — пространственной среды: (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова)
Принципы построения развивающей предметно — пространственной среды: (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова)принцип дистанции при взаимодействии(в группах предусмотрены угол...
Семинар практикум для педагогов.«Формирование развивающей предметно- пространственной среды в детских образовательных учреждениях в соответствии ФГОС ДО»
laquo;Формирование развивающей предметно- пространственной среды в детских образовательных учреждениях в соответствии ФГОС ДО»...
Реализация принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в практике обучения и воспитания детей раннего возраста.
Конаева С.В., воспитатель ГБДОУ детского сада №114 Центрального района Санкт-Петербурга Реализация принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в практике обучения и воспитан...
Фотоотчет "Организация зоны сюжетно-ролевых игр с учетом принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС"
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре знания ребенка пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это дел...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....
Доклад семинара-практикума для педагогов: СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА УСПЕШНУЮ АДАПТАЦИЮ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
АДАПТАЦИЯ- это сложный процесс привыкания ребенка к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям и выработке новых умений и навыков....