Реализация принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в практике обучения и воспитания детей раннего возраста.
статья (младшая группа) по теме
Конаева С.В.,
воспитатель ГБДОУ детского сада №114
Центрального района Санкт-Петербурга
Реализация принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в практике обучения и воспитания детей раннего возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении, реализующем Программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для гармоничного развития ребенка с раннего возраста, дальнейшей успешной социализации в обществе.
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение максимальной реализации образовательного пространства ОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности маленького ребенка.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, развивающая предметно-пространственной среда, в том числе в группах для детей раннего возраста, должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно представлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
- Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей и т.д.;
- Вариативность среды предполагает: наличие в групповом помещении различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
- Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
- Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям надежности и безопасности их использования.
При создании предметно-развивающей среды для детей раннего возраста, способствующей их социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию, необходимо так же:
1) учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
2) систематически проводить анализ состояния предметно-развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями, подразумевающими единство стиля, гармонию цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.
Основными направлениями преобразований предметно-пространственной развивающей среды в группах детского сада могут быть:
- отказ от жесткого зонирования в размещении развивающих центров, полифункциональное использование игровых зон;
- обогащение предметно-пространственной среды игровыми материалами в соответствии с основными направлениями развития детей раннего возраста;
Возможен примерный алгоритм преобразования предметно-развивающей среды для решения задач познавательно-речевого и художественно-эстетического воспитания в группе для детей раннего возраста.
Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.
Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, определив дефицитарные области.
Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.
Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 5. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.
Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.
Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, обеспечивает достижение поставленной цели – организации предметно-пространственной развивающей среды, позволяющий реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения.
Литература:
- Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации / Н.В. Нищева.- СПб.: Детство-пресс, 2006. – 128 с.
- Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 2001.-89 с.
- Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 4. – С. 14-18.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва
- Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский. – М.: Просвещение, 1993. – 216 с.
- Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н. А. Рыжова. – М.: Линка - Пресс, 2004. – 174 с.
- Смирнова Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4. – С. 18-24.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конаева С.В.,
воспитатель ГБДОУ детского сада №114
Центрального района Санкт-Петербурга
Реализация принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в практике обучения и воспитания детей раннего возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении, реализующем Программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для гармоничного развития ребенка с раннего возраста, дальнейшей успешной социализации в обществе.
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение максимальной реализации образовательного пространства ОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности маленького ребенка.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, развивающая предметно-пространственной среда, в том числе в группах для детей раннего возраста, должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно представлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
- Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей и т.д.;
- Вариативность среды предполагает: наличие в групповом помещении различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
- Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
- Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям надежности и безопасности их использования.
При создании предметно-развивающей среды для детей раннего возраста, способствующей их социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию, необходимо так же:
1) учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
2) систематически проводить анализ состояния предметно-развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями, подразумевающими единство стиля, гармонию цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.
Основными направлениями преобразований предметно-пространственной развивающей среды в группах детского сада могут быть:
- отказ от жесткого зонирования в размещении развивающих центров, полифункциональное использование игровых зон;
- обогащение предметно-пространственной среды игровыми материалами в соответствии с основными направлениями развития детей раннего возраста;
Возможен примерный алгоритм преобразования предметно-развивающей среды для решения задач познавательно-речевого и художественно-эстетического воспитания в группе для детей раннего возраста.
Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.
Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, определив дефицитарные области.
Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.
Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 5. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.
Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.
Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, обеспечивает достижение поставленной цели – организации предметно-пространственной развивающей среды, позволяющий реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения.
Литература:
- Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации / Н.В. Нищева.- СПб.: Детство-пресс, 2006. – 128 с.
- Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 2001.-89 с.
- Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 4. – С. 14-18.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва
- Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский. – М.: Просвещение, 1993. – 216 с.
- Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н. А. Рыжова. – М.: Линка - Пресс, 2004. – 174 с.
- Смирнова Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4. – С. 18-24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно - пространственной развевающей среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО.
рекомендации по организации предметно - пространственной развевающей среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО....
Реализация принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в практике обучения и воспитания детей раннего возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении, реализующем Программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью...
Принципы построения развивающей предметно — пространственной среды: (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова)
Принципы построения развивающей предметно — пространственной среды: (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова)принцип дистанции при взаимодействии(в группах предусмотрены угол...
Программа по развивающему обучению и воспитанию детей раннего возраста «Вместе с мамой»
Главная цель программы «Вместе с мамой» - эмоциональное развитие детей раннего возраста, способствование их быстрому физическому и умственному развитию, воспитание интереса к окружаю...
Фотоотчет "Организация зоны сюжетно-ролевых игр с учетом принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС"
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре знания ребенка пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это дел...
Семинар-практикум «Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии ФГОС ДО»
Семинар-практикум «Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии ФГОС ДО»Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ...
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды группы
Развивающая предметно - пространственная среда должна способствовать формированию познавательных способностей малышей, их творческого потенциала....