Реализация принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в практике обучения и воспитания детей раннего возраста.
статья (младшая группа) по теме

Конаева Светлана Валентиновна

Конаева С.В.,

воспитатель ГБДОУ детского сада №114

Центрального района Санкт-Петербурга

 

Реализация принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в практике обучения и воспитания детей раннего возраста.

 

Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении, реализующем Программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для гармоничного развития ребенка с  раннего возраста, дальнейшей успешной социализации в обществе.

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение максимальной реализации образовательного пространства ОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.  Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности маленького ребенка.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования,    развивающая предметно-пространственной среда, в том числе в группах для детей раннего возраста,  должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

  1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно представлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
  2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
  3. Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей и т.д.;
  4. Вариативность среды предполагает: наличие в групповом помещении различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  5. Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
  6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям надежности и безопасности их использования.

При создании предметно-развивающей среды для детей раннего возраста, способствующей их социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию, необходимо так же:

1) учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

2) систематически проводить анализ состояния предметно-развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями, подразумевающими единство стиля, гармонию цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.

Основными направлениями преобразований предметно-пространственной развивающей среды в группах детского сада могут быть:

  • отказ от жесткого зонирования в размещении развивающих центров,  полифункциональное использование игровых зон; 
  • обогащение предметно-пространственной среды игровыми материалами в соответствии с основными направлениями развития детей раннего возраста;

Возможен  примерный алгоритм преобразования предметно-развивающей среды для решения задач познавательно-речевого и художественно-эстетического воспитания в группе для детей раннего возраста.

Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.

Шаг 2. Провести оценку  и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, определив дефицитарные области.

Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.

Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 5. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.

Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.      

Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого,  обеспечивает достижение поставленной цели – организации предметно-пространственной развивающей среды, позволяющий реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования  и достичь планируемых результатов её освоения.

Литература:

  1. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации / Н.В. Нищева.- СПб.:  Детство-пресс, 2006. – 128 с.
  2. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 2001.-89 с.
  3. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л. Новоселова // Дошкольное  воспитание. – 2002. - № 4. – С. 14-18.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва
  5. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский. – М.: Просвещение, 1993. – 216 с.
  6. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н. А. Рыжова. – М.: Линка - Пресс, 2004. – 174 с.
  7. Смирнова Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4. – С. 18-24.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конаева С.В.,

воспитатель ГБДОУ детского сада №114

Центрального района Санкт-Петербурга

Реализация принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в практике обучения и воспитания детей раннего возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении, реализующем Программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для гармоничного развития ребенка с  раннего возраста, дальнейшей успешной социализации в обществе.

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение максимальной реализации образовательного пространства ОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.  Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности маленького ребенка.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования,    развивающая предметно-пространственной среда, в том числе в группах для детей раннего возраста,  должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

  1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно представлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
  2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
  3. Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей и т.д.;
  4. Вариативность среды предполагает: наличие в групповом помещении различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  5. Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
  6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям надежности и безопасности их использования.

При создании предметно-развивающей среды для детей раннего возраста, способствующей их социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию, необходимо так же:

1) учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

2) систематически проводить анализ состояния предметно-развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями, подразумевающими единство стиля, гармонию цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.

Основными направлениями преобразований предметно-пространственной развивающей среды в группах детского сада могут быть:

  • отказ от жесткого зонирования в размещении развивающих центров,  полифункциональное использование игровых зон;  
  • обогащение предметно-пространственной среды игровыми материалами в соответствии с основными направлениями развития детей раннего возраста;

Возможен  примерный алгоритм преобразования предметно-развивающей среды для решения задач познавательно-речевого и художественно-эстетического воспитания в группе для детей раннего возраста.

Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.

Шаг 2. Провести оценку  и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, определив дефицитарные области.

Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.

Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 5. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.

Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.        

Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого,  обеспечивает достижение поставленной цели – организации предметно-пространственной развивающей среды, позволяющий реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования  и достичь планируемых результатов её освоения.

Литература:

  1. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации / Н.В. Нищева.- СПб.:  Детство-пресс, 2006. – 128 с.
  2. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 2001.-89 с.
  3. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л. Новоселова // Дошкольное  воспитание. – 2002. - № 4. – С. 14-18.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва
  5. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский. – М.: Просвещение, 1993. – 216 с.
  6. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н. А. Рыжова. – М.: Линка - Пресс, 2004. – 174 с.
  7. Смирнова Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4. – С. 18-24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно - пространственной развевающей среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО.

рекомендации  по организации предметно - пространственной развевающей среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО....

Реализация принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в практике обучения и воспитания детей раннего возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении, реализующем Программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью...

Принципы построения развивающей предметно — пространственной среды:   (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова)

Принципы построения развивающей предметно — пространственной среды:  (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова)принцип дистанции при взаимодействии(в группах предусмотрены угол...

Программа по развивающему обучению и воспитанию детей раннего возраста «Вместе с мамой»

Главная цель программы «Вместе с мамой» - эмоциональное развитие детей раннего возраста, способствование  их быстрому физическому и умственному развитию, воспитание интереса к окружаю...

Фотоотчет "Организация зоны сюжетно-ролевых игр с учетом принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС"

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре знания ребенка пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это дел...

Семинар-практикум «Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии ФГОС ДО»

Семинар-практикум «Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии ФГОС ДО»Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ...

Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды группы

Развивающая предметно - пространственная среда должна способствовать формированию познавательных способностей малышей, их творческого потенциала....