Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами ДОУ и родителями в развитии вокальных навыков через применение игровых технологий»
методическая разработка
Консультация для педагогов ДОУ и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_muzykalnogo_rukovoditelya_s_vosp.docx | 31.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №453»
Консультация для воспитателей и педагогов ДОУ
«Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и родителями в развитии вокальных навыков через применение игровых технологий»
Выполнил:
музыкальный руководитель
Родина Ю.В.
высшая квалификационная
категория
г. Нижний Новгород
«Человеческий голос - это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры», Золтан Кодаи.
Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей.
Пение – как один из видов художественно-эстетического воспитания создаёт благоприятные предпосылки для разностороннего развития подрастающей личности. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные знания о музыке, приобретают умения и навыки. В процессе пения дети имеют возможность выражать свой внутренний мир, чувства, эмоции, переживания, настроения посредствам голоса.
Развитие слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения.
Пение – это здоровье. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Ребенок во время пения учится дышать, а точнее – удерживать и правильно распределять дыхание. Дыхание – это работа наших легких. Улучшается кровообращение, укрепляются связки. Развивая координацию голоса и слуха, улучшается детская речь;
Почему развитие вокальных навыков я осуществляю через применение игровых технологий? Игра близка детям. Игровая методика вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет быстро достигнуть хороших результатов.
Успех образовательной деятельности невозможен без взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует совместную с взрослым и самостоятельную деятельность детей в группе.
Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника.
Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы актуализировать музыкальный опыт воспитателя, стимулировать его возможности, задать вектор его движения по музыкальному развитию детей.
В группах ДОУ совместно с воспитателями создана развивающая предметно-пространственная среда для самореализации творческого потенциала ребёнка. Содержание представлено 3 блоками: восприятие, воспроизведение, творчество. В группах имеются музыкальные мини-центры с комплектом музыкально-дидактических игр, пособий для развития музыкальных способностей, атрибутов для творческой деятельности, элементы костюмов для ряжения, набор музыкальных инструментов, соответствующих возрастным особенностям группы. Созданы альбомы по слушанию музыки, пению, дидактические кубы: по пению «Азбука певческих навыков», куб по музыкально-ритмическим движениям (схемы перестроений); музыкальные лесенки, музыкальный конструктор для пения по ручным знакам. В каждой возрастной группе имеются магнитофоны с комплектом музыкальных дисков для слушания (музыкотерапия, классическая музыка, детские песенки, сказки, музыка для движений, фоновая музыка для режимных моментов: колыбельные песни, музыка для релакса), текущий песенный репертуар записывается на флеш-носители.
Взаимодействие с педагогами осуществляю через:
-показ открытых занятий;
-проведение индивидуальных и групповых консультаций на темы «Формирование вокально-хоровых навыков у детей старшего возраста через актуализацию музыкально-дидактических игр», «Обучение детей пению на основе системы ручных знаков», «Влияние пения на здоровье детей», «Формирование певческих навыков детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых методов и приёмов»;
- Проведение практических занятий по ознакомлению с вокально-речевыми играми и упражнениями, комплексами артикуляционной и дыхательной гимнастики (по А.Стрельниковой, В. Емельянову);
- Проведение мастер-класса по использованию игровых технологий в развитии певческих способностей;
- Совместное изготовление пособий, музыкально-дидактических игр («Помоги Маше», «Кот Мурлыка», «Поющая гусеница» и др., пособия для игр на развитие силы и длительности воздушной струи «Подуй на снежинку», «Подуй на листочек», «Помоги ежику найти грибок»)
- Организацию и совместное проведение праздников, развлечений («Праздник урожая», «День народного единства», «День Матери», «8 марта», «Новый год», «Колядки», «День защитника Отечества», «День семьи», «День Победы», Выпускной вечер)
- Выступление на педсоветах, семинарах на темы: «Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников », «Эффективность использования ИКТ в музыкально - образовательном процессе ДОО», «Игровые задания для развития песенного творчества».
Музыкально-образовательный процесс в ДОУ по развитию вокальных навыков организован в различных формах организации: в непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей в группе.
1.Блок непосредственно организованной музыкальной деятельности в форме занятий.
Мною был разработан цикл занятий по развитию вокальных навыков у детей старшей возраста на основе игр и упражнений для развития певческого дыхания, звукообразования, дикции, артикуляции, формирования певческой интонации, ансамбля:
- певческая установка
-артикуляционная гимнастика
-игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание
-Развивающие игры с голосом
-Речевые зарядки
-Речевые игры и упражнения
-ритмодекламация
-песенки-распевки
-работа над разучиванием песенного материала
2.Блок совместной деятельности педагогов с детьми.
Воспитатель в группе вовлекает детей в музыкальную деятельность. Активность детей может стать результатом подключения педагогов к уже возникшей деятельности. Блок совместной деятельности педагогов с детьми в группе включает в себя разнообразные игровые приемы и упражнения для развития и закрепления певческих умений и навыков: слушание – восприятие песен, пение попевок, моделирование мелодии попевок с помощью ручных знаков, вокально-речевые игры, проговаривание скороговорок и чистоговорок с различной эмоциональной окраской и интонацией, игры с голосом (рисование голосом «Голосовые карты» Т.Тютюнниковой, «звучащие стихи»), игры на развитие силы и длительности воздушной струи «Подуй на листочек», «Подуй на снежинку» и др., ритмодекламация (четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме) с использованием музыкальных инструментов, музыкально-дидактические игры для развития звуковысотного слуха и голоса «Поющая гусеница», «Помоги Маше», «Кот Мурлыка», «Бубенчики», «Теремок», «Сколько нас поет?», игры для развития чувства ритма «Узнай песенку по ритму», «Овощные ритмы», «Гусеница» и др. Взаимодействие с детьми в совместной деятельности воспитатель выстраивает с «открытым окончанием», т.е. так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно. Например, начатая с взрослыми музыкальная игра может быть продолжена детьми.
3. Блок свободной самостоятельной деятельности детей
Ребенок сам выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам, обеспечивающую возможности для саморазвития. РППС должна обеспечивать ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Педагоги предоставляют детям возможность действовать как вместе со сверстниками, так и индивидуально. В этом блоке музыкальный руководитель занимается в основном вопросами организации предметной среды. Воспитатель подключается к деятельности детей в случаях возникновения ситуаций, требующих его вмешательства.
В самостоятельной деятельности ребенок проявляет себя в форме творческой активности. Это вокальные импровизации вопросо-ответной формы, игры-диалоги, задания для песенного творчества «Сочини мелодию на заданный текст», «Сочини мелодию к считалке», дети используют неозвученные музыкальные инструменты (балалайка, гармошка, пианино), игры с голосом, музыкально-дидактические игры «Узнай песню по картинке», «Узнай песню по ритму», моделирование песен по картинкам, а также самостоятельное исполнение детьми в ансамбле знакомых любимых песен.
Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим. Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка.
Основополагающим фактором в развитии и воспитании ребёнка является семья. Свою работу организовываю в тесном контакте с родителями. Работа строится на привлечении родителей к совместной деятельности через формы организации:
1)Познавательные:
- показ открытых музыкальных занятий;
- проведение мастер-классов;
- организацию творческих конкурсов (ежегодно ДОУ принимает участие в международном конкурсе-фестивале «Мы вместе», районном творческом фестивале «Весенняя капель» и др.)
2) Наглядно-информационные:
В родительских информационных стендах размещаю информацию со следующими темами по развитию певческих навыков: «Пальчиковые игры с детьми»; «Игровой самомассаж»; «Игры с использованием музыкальной терапии»; «Охрана детского голоса»; «Артикуляционная гимнастика»; Разработан буклет с примерами игр для развития певческих навыков детей дошкольного возраста, которые можно проводить дома в кругу семьи. Представлены различные виды консультаций «Какой должна быть музыка для детей», «Как знакомить ребенка с музыкой», «Что такое музыкальность?», памятки, буклеты для родителей: «Больше петь – меньше болеть!», «Что такое музыкальность?», «Музыкальные игры дома», «Как знакомить ребенка с музыкой», «Музыкальные игры дома», «Как организовать День рождение ребенка», «Классическая музыка и ребенок « «Пойте вместе с детьми». В информационных стендах родители знакомятся с предстоящими праздниками, развлечениями, с музыкальным репертуаром для детей.
3) Аналитические:
Для выявления уровня заинтересованности родителей в певческом воспитании детей провожу анкетирование, индивидуальные консультации, беседы.
Привлекаю родителей к совместному участию в праздниках, развлечениях. Традиционно в нашем ДОУ родители играют роль Деда Мороза на новогодних праздниках, совместно с родителями проводятся развлечения ко Дню матери, праздник «День Защитника Отечества», «8 марта», «День семьи».
4)Дистантные:
Информирование на сайте ДОУ и сайте музыкального руководителя;
Таким образом, применение игровых технологий в процессе работы над развитием вокально-хоровых навыков в совместной работе с педагогами и с родителями помогает повысить качество музыкального образования дошкольников в условиях ФГОС ДО.
Литература:
Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., в соответствии с введением действие ФГОС ДО («Программа музыкального воспитания в детском саду. Для занятий детьми 2-7 лет». Зацепиной М.Д.)
Кацер О.В. Игровая методика обучения пению. Учебно-методическое пособие 2005 г.
Тарасова К. В. « К постановке детского голоса» - Музыкальный руководитель, N 3, 2005, с. 2.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. –М. Издательство «Скрипторий 2003» 2010.
Тютюнникова Т.Э. «Речевое музицирование». Идеи, подходы, жанры. / Музыкальная палитра. — 2004, № 1, 2, с.4-9, 3-9.
Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Просвещение, 1982.—96 е.
Евдотьева А. А. Методическое и практическое пособие по обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме г. Калуга 2007г.
Огороднов Д. E. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе - Изд. 3-е.
Боромыкова О.С. «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» Детство Пресс 2000г.
Струве Л.С. «Музыкальные ступеньки», Москва 2001 г.
Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
Основная цель разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...
Развитие познавательной мотивации и формирование познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста через применение игровых технологий.
Обобщение передового педагогического опыта по формированию у старших дошкольников логического мышления посредством использования в образовательном процессе занимательного материала....
Мастер-класс для педагогов " Взаимодействие музыкального руководителя и педагога в музыкально-образовательной деятельности"
Мастер-класс для педагогов...
Формы взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ, направленные на развитие нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Для педагогов ДОУ...
Развитие гибких навыков через применение кейс-технологий
В презентации представлены инструменты для развития гибких навыков (коммуникации, коллаборации, креативного мышления, критического мышления с помощью использования кейс-метода...
ОБУЧЕНИЕ МНОГОЛОСНОМУ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ В ВОКАЛЬНОМ АНСАМБЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ АЛГОРИТМА PITCH SHIFT ЦИФРОВОЙ ОБРАБОТКИ АУДИОСИГНАЛА
Эстрадный вокал как самый массовый вид современного певческого искусства являет собой исключительно технологический вид исполнительского сценического творчества. Пение в эстрадной манере предполагает ...
Взаимодействие музыкального руководителя и педагога - психолога на коррекционно - развивающих занятиях по музыкальному развитию с использованием цифровых ресурсов
Сегодня музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или приобщение к ценностям культуры, а очень ...