Взаимодействие музыкального руководителя и педагога - психолога на коррекционно - развивающих занятиях по музыкальному развитию с использованием цифровых ресурсов
материал (старшая, подготовительная группа)

Котолевская Марина Юрьевна

Сегодня музыкально-творческое воспитание человека, развитие его  природной музыкальности – это не только путь к эстетическому  образованию или приобщение к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации, как личности. Одним из важнейших средств воспитания личности ребенка с тяжелыми нарушениями речи и его включением в социум является музыка. Музыкальная деятельность в детском саду способствует коррекции недостатков, свойственных детям с нарушениями речи. Помимо речевых нарушений у воспитанников наблюдаются ухудшение мелкой и артикуляционной моторики, нарушены процессы внимания, речеслухового восприятия, памяти. Однако музыкальная деятельность обеспечивает тренировку органов слуха, развитие дыхания, ловкости, выносливости, свободы движений. Корректируется дефектное произношение, приводящее к нечеткой речи.

Новые подходы к  музыкальному образованию требуют и  использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Практика работы нашего детского сада показывает, что без активной помощи педагога - психолога, продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_muz_i_psihologa.docx39.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Котолевская Марина Юрьевна,

музыкальный руководитель

Капустина Вероника Ринатовна,

педагог – психолог

СП «Детский сад»

ГБОУ СОШ № 12 г.Сызрани

Взаимодействие музыкального руководителя и педагога - психолога на коррекционно - развивающих занятиях  по музыкальному развитию с использованием цифровых ресурсов

На  современном  этапе  развития  информационных  технологий,  возрастают

потребности  в  специалистах  более  высокого  уровня  профессионального

мастерства.  Профессионализм  педагогов  детского  сада,  включая  музыкальных

руководителей,    складывается  из  различных  компетентностей,  в  том  числе  и

компьютерной  грамотности.  По  новым  квалификационным  характеристикам,

утвержденным  приказом  Минздравсоцразвития  России  от  26.08.2010  №  761н,  

музыкальный  руководитель  должен  знать  основы  работы  с  персональным

компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной

почтой  и  браузерами,  мультимедийным  оборудованием,  музыкальными

редакторами.  Чтобы  соответствовать  этим  требованиям  музыкальный

руководитель  должен  идти  в  ногу  со  временем  и  научиться  широко  и  активно

использовать  современные  информационные  технологии  в  своей  работе.  Перед

нами стоит задача: сделать процесс формирования и развития у детей устойчивого

познавательного  интереса  к  музыкально-художественной  деятельности

насыщенным  и  занимательным.  Материал  должен  содержать  в  себе  элементы

необычайного,  удивительного,  неожиданного,  вызывающий  интерес  у

дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной

эмоциональной  обстановки    обучения,  а  также  развитию  музыкальных  и

творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс

понимания. Наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей в

музыкальной  деятельности  информационные  технологии  могут  стать

катализатором  развития  творческих  способностей.  Внедрение  новых  подходов

должно  способствовать  не  замене  традиционных  методов,  а  расширению  их

возможностей.

На  современном  этапе  развития  информационных  технологий,  возрастают

потребности  в  специалистах  более  высокого  уровня  профессионального

мастерства.  Профессионализм  педагогов  детского  сада,  включая  музыкальных

руководителей,    складывается  из  различных  компетентностей,  в  том  числе  и

компьютерной  грамотности.  По  новым  квалификационным  характеристикам,

утвержденным  приказом  Минздравсоцразвития  России  от  26.08.2010  №  761н,  

музыкальный  руководитель  должен  знатьٴ ٴ основы  работыٴ ٴ с  персональнымٴ ٴ

компьютеромٴ ٴ(текстовымиٴ ٴредакторами,ٴ ٴэлектроннымиٴ ٴтаблицами),ٴ ٴэлектронной

почтойٴ ٴ и  браузерами,ٴ ٴ мультимедийным  оборудованием,ٴ ٴ музыкальными

редакторами.  Чтобы  соответствоватьٴ ٴ этим  требованиямٴ ٴ музыкальный

руководительٴ ٴ должен  идтиٴ ٴ в  ногуٴ ٴ со  временемٴ ٴ и  научитьсяٴ ٴ широко  иٴ ٴ активно

использоватьٴ ٴ современные  информационныеٴ ٴ технологии  вٴ ٴ своей  работе.ٴ ٴ Перед

нами стоитٴ ٴзадача:ٴ ٴсделатьٴ ٴпроцессٴ ٴформированияٴ ٴиٴ ٴразвитияٴ ٴуٴ ٴдетейٴ ٴустойчивогоٴ ٴ

познавательного  интересаٴ ٴ к  музыкально-художественнойٴ ٴ деятельности

насыщеннымٴ ٴиٴ ٴзанимательным.ٴ ٴМатериалٴ ٴдолженٴ ٴ содержатьٴ ٴвٴ ٴ себеٴ ٴэлементыٴ ٴ

необычайного,  удивительного,ٴ ٴ неожиданного,  вызывающийٴ ٴ интерес  уٴ ٴ

дошкольниковٴ ٴкٴ ٴучебномуٴ ٴпроцессуٴ ٴиٴ ٴспособствующийٴ ٴсозданиюٴ ٴположительнойٴ ٴ

эмоциональной  обстановкиٴ ٴ   обучения,  аٴ ٴ также  развитиюٴ ٴ музыкальных  иٴ ٴ

творческихٴ ٴспособностей.ٴ ٴВедьٴ ٴименноٴ ٴпроцессٴ ٴудивленияٴ ٴведётٴ ٴзаٴ ٴсобойٴ ٴпроцессٴ ٴ

понимания. Наравнеٴ ٴсٴ ٴтрадиционнымиٴ ٴсредствамиٴ ٴразвитияٴ ٴиٴ ٴвоспитанияٴ ٴдетейٴ ٴв

музыкальнойٴ ٴ деятельности  информационныеٴ ٴ технологии  могутٴ ٴ стать

катализаторомٴ ٴразвитияٴ ٴ творческих  способностей.ٴ ٴ Внедрение  новыхٴ ٴ подходов

должно  способствовать  неٴ ٴ замене  традиционныхٴ ٴ методов,  аٴ ٴ расширению  ихٴ ٴ

возможностей.

Сегодня музыкально-творческое воспитание человека, развитие его  природной музыкальности  это не только путь к эстетическому  образованию или приобщение к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации, как личности. Одним из важнейших средств воспитания личности ребенка с тяжелыми нарушениями речи и его включением в социум является музыка. Музыкальная деятельность в детском саду способствует коррекции недостатков, свойственных детям с нарушениями речи. Помимо речевых нарушений у воспитанников наблюдаются ухудшение мелкой и артикуляционной моторики, нарушены процессы внимания, речеслухового восприятия, памяти. Однако музыкальная деятельность обеспечивает тренировку органов слуха, развитие дыхания, ловкости, выносливости, свободы движений. Корректируется дефектное произношение, приводящее к нечеткой речи.

Новые подходы к  музыкальному образованию требуют и  использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Практика работы нашего детского сада показывает, что без активной помощи педагога - психолога, продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности.

Воспитывая  ребенка средствами музыки, мы, педагоги, должны хорошо ٴпонимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какимиٴ средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального ٴруководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет психолог   и воспитатель.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» применение ИКТ раскрываетٴ большие возможности. Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкоٴ более яркой, интересной.
Во все виды музыкальной деятельности возможны включения средства  новых информационных технологий.

Особое внимание  на занятиях уделяется   внедрению инновационных технологий с использованием музыки: ритмопластики, детской аэробики,  элементами музыкотерапии и т.д.

Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любятٴ петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активнее выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Пение для дете с тяжелыми нарушениями речи способствует нормализации деятельности речевого аппарата  его дыхательных, артикуляционных, голосообразующих составляющих  улучшению произносительной стороны речи, а также развитию памяти, воображения, музыкально-сенсорных способностей. Музыка и слово помогают ٴвырабатывать такое качество как организованность. Особенно важным ٴпризнаннымٴ ٴспециалистамиٴ ٴлечебнымٴ ٴсредствомٴ ٴявляетсяٴ ٴпениеٴ ٴхором,ٴ ٴнаполняющееٴ ٴположительнымиٴ ٴэмоциями,ٴ ٴдающееٴ ٴчувствоٴ ٴединения:ٴ ٴбезٴ ٴхотяٴ ٴбыٴ ٴфрагментарногоٴ ٴвзаимодействияٴ ٴпетьٴ ٴхоромٴ ٴневозможно.ٴ ٴТекстыٴ ٴпесенٴ ٴиٴ ٴкрасотаٴ ٴмелодийٴ ٴстимулируютٴ ٴинтерес,ٴ ٴактивностьٴ ٴпоющих,ٴ ٴобогащаютٴ ٴвнутреннийٴ ٴмир.ٴ В таком психологическом состоянии ослабляются болезненные проявления, а благодаря этому легче преодолеваются и речевые трудности. Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшейٴ формой дыхательно гимнастики. На занятиях часто используется микрофон, чтобы детиٴ себяٴ слышали во время пения и чтобы выявлять неправильно проговариваемые слова. Пропевание  попевок с движениямиٴ позволяет лучше представить направление мелодии, развивает музыкально – слуховые представления.

В  разделе «Слушание музыки» используем компьютерные презентации. Они  позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают ٴжелание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентацииٴ незаменимыٴ при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей. При знакомстве с творчеством композиторов предлагаюм просмотреть видео по мотивам музыкальных произведений, такие как у П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Детскийٴ альбом», «Времена года», причём детиٴ могут ٴпрослушатьٴ ٴегоٴ ٴвٴ ٴразныхٴ ٴвариантахٴ ٴисполненияٴ ٴиٴ ٴсٴ ٴразнымٴ ٴиллюстративнымٴ ٴматериалом.ٴ ٴЗатемٴ ٴдетямٴ психолог ٴпредлагаетٴ ٴдетям ٴнарисоватьٴ ٴрисунки,ٴ ٴпоٴ ٴкоторымٴ ٴ ٴвٴ дальнейшем  можноٴ ٴсделатьٴ ٴвидео.

От умения педагога-психолога и музыкального руководителя создать условия для положительного эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания на занятиях. Для этого при обучении используются приемы наглядности, занимательности, включения сюрпризных моментов.

Осуществляяٴ ٴработу,ٴ психолог ٴٴ ٴиٴ ٴмузыкальныйٴ ٴруководительٴ ٴучитывают:

  •  структуруٴ ٴречевогоٴ ٴнарушения;ٴ ٴ
  • осуществляют ٴиндивидуальныйٴ ٴподходٴ ٴкٴ ٴдетям;ٴ ٴ
  • закрепляют ٴзнания,ٴ ٴуменияٴ ٴиٴ ٴнавыки,ٴ ٴприобретенныеٴ ٴнаٴ логопедических  занятиях;
  • всестороннеٴ ٴразвиваютٴ ٴличностьٴ ٴдошкольника.

Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционную работу более эффективной. 

Важно включать родителей в занятия с ребенком. Это могут быть совместные игры, занятия по развитию речи, обучение танцам, участие в спектаклях,ٴ ٴт.ٴ ٴе.ٴ ٴвсеٴ ٴтеٴ ٴвидыٴ ٴзанятий,ٴ ٴкоторыеٴ ٴпроводятсяٴ ٴсٴ ٴребенком.ٴ ٴПривлечениеٴ ٴродителейٴ ٴкٴ ٴактивномуٴ ٴучастию,ٴ ٴмузицированию,ٴ ٴиٴ ٴиграмٴ ٴвоٴ ٴвремяٴ ٴпраздниковٴ ٴиٴ ٴвечеровٴ развлечений.

В заключении мы хотим предложить вам несколько программ, для компьютера которые помогут научить детей слышать мелодию, разовьют музыкальную и зрительную память, голос, обогатит ребёнка яркими образами, знанием народных песен, детских попевок, стихов:

- «Цветомузыкальная обучающая компьютерная программа»

- обучающая компьютерная программа «Цветные уши»- Имея в наличии данную программу можно исполнять детские песенки по цветным нотам, даже не имея настоящего музыкального инструмента, и таким образом, развивать музыкальный слух.

- «История музыкальных инструментов»  - Здесь можно узнать историю возникновения и развития музыкальных инструментов, о том, какие бывают виды инструментов и чем они характеризуются.

- Игра "Музыкальные кубики" - На кубиках конструктора нарисованы картинки из песни, когда кубики рассыпятся - задача игрока собрать их в песню.

Библиографический список:

    Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: Пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003. – 48 с.

    Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. А.В. Можейко. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.

    Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия./ Автор-составитель Е.В. Михеева.- Волгоград: Учитель, 2011.- 155 с.

    Токарев А. А., Данилова Е. В. Психоэмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста в совместной работе музыкального руководителя и педагога-психолога // Молодой ученый. - 2012. - №5, С. 524.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Основная цель  разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...

Использование интегративной музыкотерапии и музыкально – ритмических движений для коррекции и профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата у дошкольников во взаимодействии музыкального руководителя и педагога - психолога

Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...

Коррекционно - развивающая работа музыкального руководителя в повседневной жизни в группах компенсирующей направленности детей с ОНР, с ЗПР.

ребенок эмоционально вовлечен в музыкально – образовательный процесс, проявляет любознательность....

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-дефектолога в коррекционно-развивающем сопровождении детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Согласно данным исследований конца 90-х гг. XX века, количество детей с задержкой психического развития постоянно увеличивается. Уточняются и усложняются задачи, стоящие перед специалистами...

«Совместная деятельность музыкального руководителя и педагога-психолога в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»

Взаимодействие специалистов в детском саду – важная и ответственная форма работы с детьми дошкольного возраста. Практика подсказывает, о необходимости поиска эффективных методик по сохранению пс...

Из опыта совместной работы музыкального руководителя и педагога-психолога

Такая совместная продуктивная работа реализовывалась в течении двух лет (с 2020 по 2022 год). Продуктом совместной работы стало проведение некоторого колличества мероприятий для детей разной направлен...

Сообщение из опыта работы "Коррекционно - развивающая работа музыкального руководителя с детьми ОВЗ"

Кто хоть раз общался с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья, знает, как трудно найти путь к его сердцу. Цель работы музыкального руководителя: помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки,...