Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
методическая разработка по теме

Вера Лобатова

Основная цель  разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста.  В материале представлены задачи, структура каждого семинара,  содержание, задания для педагогов. В Приложении представлен словарь эстетических эмоций, которые существуют в музыке как признаки характера звучания, примерные критерии отбора музыкальных произведений воспитателем для самостоятельного использования в учебно-воспитательном процессе. Материал предназначен для старших воспитателей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЦИКЛ СЕМИНАРОВ

(ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И МУЗЫКАЛЬОГО РУКОВОДИТЕЛЯ)

«ПОМОГАЕМ ДРУГ ДРУГУ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Составила  старший воспитатель ГБДОУ д/с № 14 Пушкинского района СПб  Лобатова Вера Евгеньевна

СПб. 2012 г.

Цель: Осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Проектирование и организация образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового ребёнка-дошкольника в д/саду.
  2. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателей д/сада, знание их музыкальных потребностей и интересов.
  3. Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребёнка посредством музыки.
  4. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование, наращивание профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей.

Продолжительность каждого семинара = 1,5 часа. Срок реализации - 3 семинара в течение 1 месяца.

Структура каждого семинара:

  1. Теоретическая часть - сообщение музыкального руководителя или старшего воспитателя по теме семинара.
  2. Практическая работа педагогов в группах.

III.        *   Анализ выполненной работы.

  1. Оценка, обобщение и выводы к практической работе по данному направлению, сделанные музыкальным руководителем.
  2. Обобщение, оценка работы, активности, творчества подгрупп старшим воспитателем.
  3. Установки к планированию: предложение ввести специальные папки по взаимодействию музыкального руководителя с воспитателями; определение направлений работы в плане, как воспитателей, так и музыкального руководителя.

Организационные моменты.

  1. После выступления - время для обсуждения.
  2. Деление на подгруппы по желанию.
  3. Предварительная   подготовка,   как   старшего   воспитателя музыкального руководителя, так и воспитателей.

Семинар 1.

Цель: Развивать умение отбирать, пользуясь критериями, музыкальные произведения для самостоятельного использования в учебно-воспитательном процессе; чувствовать характер музыки.

Краткое содержание.

  1. Воспитатели называют традиционные источники пополнения жизненных сил: (религия...)

  1. Методика «Три шага».

Педагогам предлагается к термину музыка подобрать по ассоциации:

  1. 10 прилагательных;
  2. оставить 5;
  3. оставить одно.

Задание: сочинить эссе «Почему вы считаете это слово главным по отношению к музыке».

  1. Сообщение   старшего   воспитателя   на   тему   «Возможные   пути взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя».

  1. (Педагоги делятся на 2-3 подгруппы). Каждой подгруппе предлагаются критерии отбора музыкальных произведений для самостоятельного использования воспитателем в учебно-воспитательном процессе.

  1. Задание: на основе критериев необходимо из 3-х предложенных произведений (с предварительным прослушиванием) выбрать одно, отвечающее требованиям, обосновать.

Произведения:

  1. «Детский альбом» «Времена года» - П.И. Чайковского;
  2. «Картинки с выставки» - Мусоргский М.;
  3. «Карнавал животных» - К. Сен-Санс;
  1. Плясовые наигрыши (выпуск 1,2) по материалам Г.В. Емельяновой, Г.О. Домострой.
  2. Подгруппам предлагается словарь эстетических эмоций, которые существуют в музыке как признаки характера музыки.

Задание: Прослушав музыкальный отрывок, определить характер музыки.

Ответ обосновать.

Произведения:

  1. Новая кукла, Болезнь куклы, Смерть куклы, Мама. Игра в лошадки и др. («Детский альбом») П.И. Чайковского;
  2. Л. Бетховен. Весело - грустно. Г. Свиридов. Ласковая просьба («Альбом пьес для детей»).
  3. С. Прокофьев. Раскаяние («Детская музыка»), М. Мусоргский. Слеза. Д. Кабалевский. Плакса, Злюка, Рёвушка, Упрямый братишка, соч. 89, Лентяй («В сказочном лесу») и др.

•        Музыкальный руководитель делает обобщение.

Семинар 2.

Цель: Развитие умений творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности; развивать навыки восприятия настроения и характера в искусстве, сопоставления произведений различных видов искусства, импровизации на базе уже приобретённых знаний, с обязательным присутствием элементов неожиданности.

Краткое содержание.

•        Сообщение музыкального руководителя на тему: «Синтез искусств».

Задание     педагогам     (по     подгруппам):    

Разработать     конспект интегрированного занятия:

  1.  Тема «Море» в: стих. А .С. Пушкина «К морю», опере Н. Римского-Корсакова «Садко», «Океан море синее» (опера «Сказка о царе Салтане»), «Шехерезада»; Вагнера «Полёт Валькирии»; картине И. Айвазовского «Девятый вал».
  2. По картине Б. Кустодьева «Масленица», П.И. Чайковского «Времена года», закличке:

                       «Едет Масленица дорогая

Наша гостьюшка годовая

На саночках расписных,

На кониках вороных.

Живёт Масленица семь деньков,

                            Оставайся Масленица семь годков».

  1. Пушкин А.С. «Зимнее утро», «Зимний вечер». Ф. Шопен «Прелюдия
    №15», «Прелюдия №22». Сопоставление цветовых композиций к стихотворению
    Пушкина и к музыке Шопена.

•        «Зримая песня»

Задание: Создать художественный образ, соответствующий музыкальному отрывку.

Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Французская песня», «Июнь. Сенокос», «Детский альбом». К. Сен-Санс «Карнавал животных». Д. Кабалевский «Клоуны» и др.

Семинар 3.

Цель: Развивать умение сравнивать произведения с одинаковыми названиями, различая оттенки настроений, характер; развивать образную речь, умение находить слова, характеризующие тот или иной персонаж, опираясь на различные средства выражения музыки; составлять годовой план досуговых мероприятий совместно с музыкальным руководителем.

Краткое содержание.

•        Сообщение музыкального руководителя на тему «Изобразительные возможности музыки».

Задание педагогам. Сравнить произведения, изображающие животных и птиц, находя в музыке характерные черты образа.

Музыкальный материал:

1) П.И. Чайковский. Песня жаворонка («Детский альбом»), Песнь жаворонка («Времена года»). М. Глинка «Жаворонок».

  1. Ж. - Ф. Рамо. Пение птиц; М. Равель. Печальные птицы. К. Сен-Санс Птичник («Карнавал животных»).
  2. А. Алябьев Соловей, обр. Ф. Листа; Поёт - поёт соловушка (р.н. мелодия в обработке Г. Лобачёва).

Рефлексия педагогов над тем, что узнали:

Я думала, что...

Я поняла, что..

Мне хотелось бы, чтобы...

Музыкальный руководитель представляет примерный план-программу досуговых   мероприятий   на   год.  

Воспитатели   (по   подгруппам) разрабатывают формы своего участие в этом плане.

Совместное обсуждение составленных планов.

Вспомнить написанные ранее эссе. Взглянуть на него с позиции нового видения понятия музыка.

Заключительное слово старшего воспитателя

Использованная литература

  1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М, 2007.
  2. Костина Э.П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Ленка-Пресс, 2008. - 320 с.
  3. Куревина О.А., Васильева Л.С. Синтез искусств в эстетическом воспитании: программа, учебно-методическое пособие. - М. 1994 г.
  4. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. - М.: Гном-Пресс, 1999. - 80 с. (Музыка для дошкольников).

Приложения

СЛОВАРЬ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ, КОТОРЫЕ СУЩЕСТВУЮТ В МУЗЫКЕ КАК ПРИЗНАКИ ХАРАКТЕРА ЗВУЧАНИЯ.

Для удобства пользования признаки объединены в модальности. В каждую модальность объединены признаки, которые отражают одно и то же настроение, различаясь нюансами в зоне этого настроения и степенью выраженности основного свойства этой модальности. Главное свойство признаков - способность в большей или меньшей степени замещать друг друга в реакции человека на художественный объект.

1.Радостно  празднично приподнято звонко звучно блестяще искрясь бодро игриво бойко легко проворно живо полетно задорно ослепительно ловко ярко юрко лучисто лучезарно феерично невесомо

2.Торжественно величественно триумфально шумно призывно величаво ликующе восторженно пышно помпезно победно бравурно грандиозно значительно  роскошно эффектно открыто  церемонно  жизнеутверждающе  озарено  оптимистично

3. Энергично мужественно решительно смело твердо неотступно неукротимо независимо самозабвенно уверенно с достоинством сильно упруго настойчиво отважно  необратимо маршеобразно молодцевато крепко гордо   неодолимо напористо непокорно

4.  Властно авторитарно твердо волево императивно могущественно ораторски  воинственно чеканно деспотично магически начальственно царственно сурово повелительно давяще мессиански незыблемо

5.Сосредоточено сдержанно степенно размеренно обсто5тгельно солидно серьезно строго чинно напряженно натружено тягуче густо насыщенно натужено неловко

6.Масштабно широко размашисто наполнено объемно емко пространственно веско весомо увесисто грузно громоздко массивно монументально мощно космично огромно бесконечно беспредельно набатно

7.Тяжело  увесисто грузно громоздко  массивно монументально мошно

8.Поэтично возвышенно мечтательно одухотворенно сердечно задушевно интимно Трепетно душевно напевно окрылено проникновенно пленительно чутко чарующе лирично невинно неискушенно заворожено

9.Нежно ласково любовно деликатно радушно мягко благородно трогательно приветливо Елейно любезно почтительно приятно целомудренно чисто безропотно

10.Спокойно мирно безмятежно добродушно просто безыскусно наивно непринужденно светло блаженно неприхотливо простодушно прозрачно раскрепощено раскованно  созерцательно  беззаботно доброжелательно невозмутимо осветлено покорно

11.Набожно благоговейно религиозно исповедуя благостно медиативно эзотерично Милосердно молитвенно праведно надмирно освящено покаянно смиренно

12.Сонливо дремотно изнемогая вяло обессилено лениво измождено расслабленно размягченно безвольно безжизненно онемело

13.Аскетично абстрактно рационально рассудочно рефлексивно бесчувственно искусственно придумано надуманно механически

14.Изнеженно с желанием томно млея сентиментально чувственно чувствительно эротически экстатически вожделенно мелодраматически

15.Беспечно безразлично бесстрастно индифферентно отстраненно отвлеченно равнодушно опустошенно окаменело отрешенно отчужденно рассеяно

16.Сумрачно завуалировано пасмурно хмуро угрюмо мрачно скрыто глухо тоскливо приглушенно блекло расплывчато маскируясь насуплено непроницаемо неуклюже угловато

17.        Робко застенчиво смущенно стыдливо кротко осторожно стеснительно боязливо пугливо растерянно болезненно инфантильно по - детски

18.        таинственно вкрадчиво странно причудливо фантастически загадочно отстраненно интригующе иллюзорно иррационально призрачно скрытно экзотически замысловато  затаенно инференально мистически колдовски лунатически сомнамбулически с наитием обворожено неявно

19.        элегично задумчиво меланхолично пессимистично понуро уныло грустно печально жалобно жалея жалостливо тоскливо горестно скорбно плача тягостно мученически страдальчески сокрушенно безутешно безысходно

20.        грозно драматично трагично зловеще траурно мертвенно фатально апокалипсически  

21.        страстно порывисто горячо пылко запальчиво бурно кипуче пламенно упоенно ревностно стремительно нетерпеливо экзальтированно азартно буйно жгуче с жаром патетично самозабвенно фанатично мятежно накалено

22.        взволнованно обеспокоено смятенно тревожно  будоражаще щемяще трепеща лихорадочно с отчаянием раскаявшись мятуще маясь надломлено

23.        с бравадой бесшабашно высокомерно залихватски напыщенно спесиво хватко заносчиво эксцентрично чопорно амбициозно напыщенно напропалую

24.        раздраженно рассерженно негодующе резко невоздержанно грубо гневно яростно бешено жестоко сердито исступленно

Примерные критерии отбора музыкальных произведений воспитателем для самостоятельного использования в учебно-воспитательном процессе

1.        Целесообразность   (набор   целей   или   задач:   обучающих,   развивающих,
воспитывающих, сопровождающих деятельность):

Воспитание эмоциональной отзывчивости.

Создание атмосферы эмоционального благополучия.

Развитие творческого воображения, любознательности, познавательных интересов.

Развитие музыкально-ритмических движений. Координации движений, мелкой моторики.

Знакомство     с     разнообразными     музыкальными     инструментами, аранжировками.

Знакомство с образцами мировой и национальной музыкальной культуры (фольклор, классика отечественная и зарубежная, современная музыка).

Слушание любимых музыкальных произведений.

2.        Доступность восприятия музыкального произведения:

• по объему. •По содержанию. •По настроению. •По характеру звучания.

• По выразительным средствам (динамика, высота звуков, характер, темп, форма).

Вариативность (решение одной задачи на нескольких музыкальных примерах).

Универсальность   (решение   нескольких   задач   на   одном   музыкальном произведении).

Учет индивидуальных особенностей детей:

учет темпа развития (одаренные, нормально развитые, дети с ЗПР или др. отклонениями в развитии).

Учет интересов, предпочтений, склонностей ребенка.

Учет состояния здоровья, настроения ребенка.

Учет личного музыкального и жизненного опыта.

Учет опыта семейного музицирования и музыкальных предпочтений семьи.

6.        Возможность использования в разных видах деятельности:

На занятиях.

В совместной деятельности (взрослый - ребенок, ребенок - ребенок).

В свободной деятельности.

В режимных моментах и др.

Гигиенические требования:

Оптимальная громкость звучания.

Чистота звуковоспроизведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников

В работе с малышами очень важна слаженная работа музыкального руководителя с воспитателями каждой группы. Представлен мой опыт организации взаимодействия между педагогами....

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников.

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского садав осуществлении задач музыкально-художественноговоспитания дошкольников....

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников

Профессиональное  взаимодействие  — это сложная система связей, формирующая группу единомышленников вокруг общих целей. Средства и методы достижения целей развиваются вместе ...

Публикация "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников"

Актуальность взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя детского сада – высока. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в п...

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников.

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского садав осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников.              ...