Модель воспитывающей среды в ДОУ
консультация

Алексеева Наталия Николаевна

Как построить воспитывающую среду, на какие принципы опираться,   какие линии предусмотреть при её построении,.  в данной работе представлена модель воспитывающей среды нашего ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_vospityvayushchey_sredy_v_dou.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель воспитывающей среды

Воспитание начинается с создания для ребёнка воспитывающей среды,  Среда воспитывающая, т.е. целенаправленно, позитивно влияющая на процесс развития личности,  которая не просто часть уклада, она объединяет все его компоненты, делает его целостным. Чем раньше ребёнок оказывается в условиях благоприятствующих развитию его любознательности, чем раньше он испытывает чувство радости и удовлетворения от саморазвития и самореализации, тем больше у него шансов состоятся как гармонично развитая личность. (все мы помним Маленький Моцарт,  как известно,  жил в атмосфере музыки и очень рано сам начал музицировать).

Воспитывающая среда – это духовное, материальное, событийное и информационное наполнение жизнедеятельности личности, создающее условия для её самореализации, саморазвития, раскрытия творческого потенциала. Воспитывающая среда является совокупностью социальных, культурных, а так же специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия с которой происходит развитие и становление личности. Чем шире среда обеспечивает ребёнку доступ к общекультурному достоянию и чем более она представляет возможностей для саморазвития человека, тем более эта среда удовлетворяет условиям, необходимым для воспитания.

Воспитывающая среда определяется, с одной стороны, целями и задачами воспитания, с другой - культурными ценностями, образцами и практиками.

Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность. 

Как построить  единую воспитывающую среду?

1.Определить единые цели и задачи для  всего коллектива педагогов.

2. Подобрать  единый комплекс средств (технологии, методов и приемов, УМК и т.д.) для достижения целей и задач.

3.Определить стиль отношений во всех общностях, а это : педагоги – дети – родители.

4. Оценить полученный результат.

А на сколько воспитывающая среда отвечает всем целям и задачам программы воспитания -  мы можем увидеть в таких вещах как:

  •  эмоциональное благополучие детей;
  • какие условия созданы для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей друг к другу, к другим людям;
  • насколько  развита детская самостоятельность (инициативность и ответственность);
  • Рассмотреть и увидеть развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности

Модель воспитывающей среды в нашем учреждении построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения и опирается на следующие принципы заложенные в рабочей Программе воспитания:

  1. Принцип гуманизма, который предполагает  воспитание  взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, экологического воспитания.  
  2. Принцип ценностного единства и совместности, который предполагает сотворчество, сопереживание, взаимопонимание, взаимоуважения педагогов, детей и родителей.
  3. Принцип общего культурного образования, это воспитание дошкольников, основанное на культуре и традициях народов России и  особенностях Тамбовского края.
  4. Принцип следования нравственному примеру Пример, это главная составляющая воспитывающей среды, силой примера воспитывается исключительно все и каждую минуту.
  5. Принцип безопасности и жизнедеятельности - означает воспитание через призму безопасности и безопасного поведения.
  6. Принцип совместной деятельности  отражает значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения
  7. Принцип инклюзивности - соблюдение данного принципа ориентирует педагога на организацию образовательного процесса, при котором все дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей включены в общую систему образования.

МОДЕЛЬ организации воспитывающей среды строится по трём линиям:

 - «от взрослого», который создаёт предметно-пространственную среду, насыщая её ценностями и смыслами; 

 -«от совместности ребёнка и  взрослого»: которая направлена на взаимодействие ребёнка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания (в ходе которой формируется нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребёнка в ходе специально организованного педагогического взаимодействия ребёнка и взрослого, обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей) 

 - «от ребёнка», где  ребёнок самостоятельно творит, живёт и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым.

-Как вы думаете какая из трех линий является самой проблемной?, Да, конечно это линия от ребенка, где от ребенка требуется немало усилий, т.к. основной характеристикой этой линии является детская самостоятельность. А это качество очень слабо развито у наших детей. 

Сейчас  перед  вами  представлена   МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ в нашем образовательном учреждении. Хотим подчеркнуть, что это наше уникальное наполнение данного компонента, который позволяет решать задачи Программы воспитания. а сейчас мы рассмотрим эту модель на примерах

Первая линия от взрослого. В чем ее  отражение на практике? Это конечно

«от взрослого»

  1. Создание  РППС, насыщенную ценностями и смыслами.
  2. Формирование профессиональных сообществ с целью повышения  педагогического мастерства,  у нас работает  школа  для молодых и малоопытных педагогов «Все получится!»
  3. -взаимодействуем с авторским коллективом  на электронной  площадке УМЦ «Детский сад 2100», являемся стажировочной площадкой для студентов педагогических специальностей и для слушателей ТОИПКРО, все это побуждает нас к постоянному движению, обновлению. Мы не боимся новых идей, но ценим то лучшее, что вошло в золотой фонд русской советской педагогики. И все это неизменно благоприятно действует на воспитывающую среду.
  4. Этому и способствует функционирование  на базе ОУ городского ресурсного центра «Родник»)
  5. В чем еще на практике отражается линия «От взрослого»?  
  6. Функционирование профессионально родительских общностей.Объединение родителей в неформальные родительские сообщества.Все мы знаем , что такое родительские чаты. И если мы не можем сопротивлятьсядвижению, мы должны его возглавить и мы придумали в игровой технологии такую форму  «Университет семейных наук» с тематическими кафедрами: Ясли- это серьёзно, У меня сестрёнки нет..., Бабушка рядышком с дедушкой, Глава семьи, Первый звонок, Будьте здоровы, Есть у нас традиция...), реализуется проект «Час- это много или мало?»
  7. Чем больше умных и добрых людей встретит ребенок на своем пути, тем добрее и умнее он станет  и этому способствует взаимодействие с социумом  (Тамбовский областной  краеведческий музей,Детская библиотека-филиал №10 им. А.П. Гайдара, «Тамбовский молодёжный театр», Дом ветеранов,  Православная гимназия им. святителя Питирима, Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной благотворительной организации «Союз семей военнослужащих России»)
  8. Работает  блок дополнительного образования, где каждый педагог реализует программу своего кружка на бесплатной основе

«от совместности ребёнка и   взрослого»

  1. Событие-это основная форма совместной деятельности взрослого и ребенка, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта. Проектирование событий у нас осуществляется в следующих формах

-организация различных видов деятельности

-детско-взрослые спектакли

-спортивные игры, совместное конструирование, встречи младших со старшими в формате «Дети -детям(показ спектаклей, праздников

  1. Проектирование событий возможнопри создании детско-взрослых проектов. Реализация шести направлений Программы воспитания через проектную деятельность:

-патриотическое направление:  Москва за нами!, Календарь Победы, Взгляните на карту великой России..,  О Родине в нотах и рифмах, Широка страна моя родная, Я гражданин-мои права, свободы и обязанности.

- познавательное направление: Наше всё!(А.С.Пушкин), Студия звукозаписи, Диафильм-возрождение традиций,   Мультклуб-дорогою добра, Как улицы получают имена, Наши меньшие друзья, Событийный туризм, Красная книга земли.  

- физическое и оздоровительное направление:Режим дня? Это просто!, здоровая еда-да!, Наша Олимпийская деревня.

- этико-эстетическое направление: В человеке всё должно быть прекрасно..., Галерея из портфеля, Симфоническая сказка, Осенняя пора в красках, звуках и словах.

- трудовое: Кто дежурный?, Я сам!, Осенний десант, Зеленая Россия

- социальное:Час это много или мало?, Православный детский сад, Университет семейных наук.

«от ребёнка»

  1. Самостоятельная активность  воспитанников во всех видах детской деятельности
  2. Детское конкурсное движение на разных уровнях

Линия от ребенка в чем реально она выражается на практике? С учетом того, что главным показателем этой линии является самостоятельность, мы должны создать условия для проявления самостоятельности. Причем работать здесь надо и с педагогам и с  родителям и с детьми  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации модель организации среды МАДОУ «Детский сад № 238» соответствии приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП дош

презентация к приказу  Министерства образования и науки Российской Федерации  № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП ДОУ...

«Модель воспитывающей культурной среды по художественно-эстетическому воспитанию».

Материал содержит модель и описание модели воспитывающей культурной среды ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию...

статья Физическое и оздоровительное направление через воспитывающие среды

В статье  рассказано как воспитывающие среды развивают физические качества ребенка и не только.......

Модель воспитывающей культурной среды "Моя национальность".

Модель воспитывающей культурной среды "Моя национальность"....

Презентация "Технологии интерактивного обучения - эффективная модель построения воспитывающей среды"

Суть интерактивного обучения :-процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников, ребенок и педагог являются равноправными субъектами обучения.-исполь...

Памятка для воспитателей "Воспитывающая среда. Организация предметно-пространственной среды "

Памятка составлена на основе положений Федеральной образовательной программы дошкольного образования п.29.3.6. (Приказ Минпросвещения РФ №1028 от 25.11.2022). "Реализация воспитательного потенциа...