Авторская статья. Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством конструктора Лего
статья
Авторская статья. Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством конструктора Лего
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_tehnicheskogo_tvorchestva.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
О.А. Караульнова,
И.В. Петрова,
Е.Ф.Павлова,
МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик»
пгт.Тяжинский, Тяжинский муниципальный округ,
Кемеровская область.,
E-mail: okaraulnova@mail.ru
Развитие технического творчества детей
дошкольного возраста посредством конструктора Лего
Аннотация: В статье представлен опыт работы детского сада по реализации парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Статья будет интересна руководителям, старшим воспитателям, воспитателям и педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Ключевые слова: Инженерное образование дошкольников, инженерная книга, техническое творчество.
В настоящее время актуальным вопросом является включение инженерного образования уже на дошкольной ступени, так как на современном рынке производственных отношений назрела популяризация профессии инженера, необходима подготовка квалифицированных инженерно-технических кадров [2]. Важно в дошкольном возрасте выявить технические наклонности детей и развивать их в этом направлении. МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик» поставил перед собой задачу: воспитывать новое поколение инженеров через реализацию парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Прежде чем, приступить к реализации данной программы 3 педагога из нашего учреждения (в лице заведующего, старшего воспитателя и педагога дополнительного образования) прошли обучение на курсах повышения квалификации по данной теме. В декабре 2019 года под руководством педагога дополнительного образования Елены Федоровны Павловой началась апробация инновационной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» в рамках дополнительного образования. Это новый уровень подхода к развитию детского технического творчества в дошкольном образовании. По плану апробации («дорожной карте») парциальной программы первостепенную роль играет материально-техническое наполнение предметной игровой среды. Диапазон использования LEGO с точки зрения конструктивно-игрового средства достаточно широк. Мы используем следующие виды конструктора: LEGO education», LEGO Education 9656, «Простые механизмы», «Bаuer kosmo 479», которые снабжены технологическими картами сборки и схемами. Большую роль играют авторские развивающие игры и пособия Никитина, соты Кайе, Кубики Хамелеон, Воскобовича, Даниловой, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, математический планшет, головоломки.
Для эффективной организации занятий по конструированию и робототехнике была продумана развивающая предметно-пространственная среда для занятий по конструированию. В каждой группе детского сада созданы центры «Конструирования и моделирования», где воспитанники могут во время самостоятельной деятельности конструировать свои шедевры. В отдельном кабинете организовали инженерную мини - студию и конструкторское бюро. Мини-студия оснащена наличием наглядных пособий, технологических карт, вспомогательных материалов в виде иллюстраций, литературы, LEGO-конструкторов.
На занятиях по конструированию воспитанники учатся создавать, строить и воплощать в жизнь собственные образы, собирают свои первые механизмы, в игровой форме знакомятся с работой шкивов, зубчатых передач, рычагов, проектируют модели, следуя чертежу, ставят небольшие эксперименты. Увлечение робототехникой побуждает детей к развитию инженерно-творческого мышления, воспитывает будущих инженеров и конструкторов. Тематическое планирование включает разделы: «Авиационная техника», «Бытовые приборы», «Строительство», «Транспорт», «Роботы», «Кораблестроение» и др. [1].
Считаем, что ведущими и главными в обучении конструктивной деятельности являются следующие наглядные методы: обследование образца, показ способа действий в сочетании с пояснением. Из практических методов педагог наиболее часто использует игровые упражнения. На всех занятиях выдерживается технология (этапы) НОД, предусмотренные программой.
В ходе образовательного процесса ребята выполняют различные ситуации. Так, например, дошкольники подготовительной группы программировали аллигатора, что бы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней пищу, или рычащего льва, который садится, затем ложится и рычит, чуя косточку. Дети проявляют большой интерес, когда им предлагается выстроить места, посещение которых некоторым людям не нравится, например, кабинет врача-стоматолога или процедурного кабинета (прививочного кабинета). Педагог выясняет, почему они себя чувствуют некомфортно, просит взять мини – фигурки и разыграть ситуации, которые создают неудобства, предлагая высказать свои идеи о том, как посещение таких мест сделать более приятным и полезным.
Большое значение при работе по программе «От Фрёбеля да робота: растим будущих инженеров» имеет инженерная книга, в который дети фиксируют свои идеи, замыслы, отмечают этапы работы конструирования, обозначают схемы, рисунки объекта, отмечают не только правила техники безопасности при работе с конструкторами, но и правила безопасности (например, во время полета на самолете – если конструируют самолет; во время работы с утюгом – если конструируют по теме «Бытовая техника»). Педагог обсуждает с детьми идеи, задает вопросы для развития мышления детей: «Что хочешь делать?», «Из чего или на чем?», «Чем будешь делать?», «В каком порядке?». При таких тщательных разборах у детей развивается не только воображение, но речь. В процессе творческой деятельности каждый ребенок может устроиться, где захочет, выбрать себе соседей по интересам. Ребята могут свободно перемещаться по мини-студии, если им требуется какой-то инструмент, материал, схему или детали. Такое общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других детей, сравнивать свои объекты, обмениваться мнениями и открытиями.
Работая с конструктором индивидуально, парами, или в командах, воспитанники имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать рабочие идеи и воплощать их в постройках, планировать и совершенствовать их. Многие ребята хорошо владеют элементами графической грамотности: кратко характеризуют модель, делают зарисовку чертежа в инженерной книге.
Не менее важной задачей является воспитание бережного отношения к продуктам конструктивной деятельности, сооружениям, выполненным детьми. Обычно ребенок любит «возвращаться» к своим постройкам, вносить в них изменения, поэтому педагог обращает особое внимание дошкольников на осторожное, внимательное отношение к собственным и чужим результатам творческой деятельности, показывает постройки товарищей, учит замечать успехи других, радоваться им. Целесообразно стало объединение детей для совместных построек, создание таких ситуаций, в которых ребенок, овладевший новыми конструктивными умениями, обучает других. Такая непростая деятельность стала интересна дошкольникам, так как дает возможность не просто сделать для себя открытие, а придумать и создать что-то новое, интересное и увлекательное. Практика показала, что дошкольники, однажды самостоятельно выполняя задания по схеме, смогут создавать свои первые проекты, участвовать в творческих конкурсах и продолжать заниматься этим в школе. В этом и есть преемственность обучения, начиная с воспитанников детского сада и заканчивая учениками в школе.
После таких занятий, ребята с удовольствием делятся своими впечатлениями с родителями. Родители стали более заинтересованными в интересах своих детей и активными участниками различных мероприятий.
Представленная практика по данной программе способствует расширению технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование. Однако возникает ряд проблем. Одна из них - это недостаточное финансирование, поэтому ресурсы организации не позволяют в полном объеме пополнять мини-студию новинками образовательных конструкторов, недостаточно и методического сопровождения в практике конструктивной деятельности дошкольников. Но несмотря на это, работая по данной программе, сотрудники делятся опытом работы и имеют огромный успех:
- участие в конкурсе профессионального мастерства «Моё Ноу-хау в работе с детьми»;
- публикация опыта работы в областном печатном издании «Дошколёнок Кузбасса» со статьей «Растим будущих инженеров»;
- участие в ReФорум «Управляя будущим», выступление на педагогической мастерской по теме «Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс дошкольной образовательной организации парциальной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»;
- проведение онлайн мастер-классов по работе с LEGO –конструктором;
- освещение материалов работы на страницах сайта http://zolotoikliuchik.ucoz.net/ и https://www.instagram.com/.
Коллектив детского сада не останавливается на достигнутом. Своё дальнейшее развитие практика получит через интеграцию основного и дополнительного образования с активным привлечением родителей воспитанников. В новом учебном году запланированы такие мероприятия как совместные развлечения «Лего-бум», родительская гостиная «Лего-умная игра, всем полезна и нужна», соревнования между группами «Юный конструктор», фото выставка «Мои постройки», онлайн-консультация для родителей «Мы дети технологии», участие воспитанников, родителей и педагогов во Всероссийских форумах, марафонах, конкурсах.
Таким образом, самостоятельный и коллективный опыт, полученный детьми в ходе образовательной деятельности ценен для развития их мыслительных процессов и способствует развитию творческого мышления и воображения, формированию основ технической грамотности, развитию конструктивных умений, повышению мотивации к образовательной деятельности.
Список литературы
1. Волосовец, Т.В., Карпова, Ю.В., Тимофеева, Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Т.В. Волосовец и др. - Самара: Вектор, 2018. 79 с. – Текст: непосредственный.
2. Капица, М. А. Развитие технического творчества у дошкольников в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» / М. А. Капица. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4743/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательные конструкторы как средство развития технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.
Опыт работы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС....
Презентация "Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования"
Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования...
«Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредствам использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования»
Техническое детское творчество, является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивог...
«Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредствам использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования»
Формирование основ алгоритмики и программирования — это увлекательное обучение, которое дает очень большой весомый эффект. С помощью данного набора дети учатся всем аз...
Авторская статья. Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством конструктора Лего
В статье представлен опыт работы детского сада по реализации парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Статья будет интересна руководителям, старшим воспитате...
Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) «Lego Stem – малыши» в рамках инновационной площадки по направлению «Формирование системы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации проекта «
Дошкольное воспитание –это возрастной период формирования образных форм сознания. Одним из таких средств обучения в настоящее время, являются конструкторы LEGO. LEGO – конструирование &nda...