Авторская статья. Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством конструктора Лего
статья

Караульнова Ольга Анатольевна

В статье представлен опыт работы детского сада по реализации парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Статья будет интересна руководителям, старшим воспитателям, воспитателям и педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.А. Караульнова,

И.В. Петрова,

Е.Ф.Павлова,

МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик»

пгт.Тяжинский, Тяжинский муниципальный округ,

Кемеровская область.,

E-mail: okaraulnova@mail.ru

Развитие технического творчества детей

дошкольного возраста посредством конструктора Лего

Аннотация: В статье представлен опыт работы детского сада по реализации парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Статья будет интересна руководителям, старшим воспитателям, воспитателям и педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: Инженерное образование дошкольников, инженерная книга, техническое творчество.

В настоящее время актуальным вопросом является включение инженерного образования уже на дошкольной ступени, так как на современном рынке производственных отношений назрела популяризация профессии инженера, необходима подготовка квалифицированных инженерно-технических кадров [2].  Важно в дошкольном возрасте выявить технические наклонности детей и развивать их в этом направлении. МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик» поставил перед собой задачу: воспитывать новое поколение инженеров через реализацию парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Прежде чем, приступить к реализации данной программы 3 педагога из нашего учреждения (в лице заведующего, старшего воспитателя и педагога дополнительного образования) прошли обучение на курсах повышения квалификации по данной теме. В декабре 2019 года под руководством педагога дополнительного образования Елены Федоровны Павловой началась апробация инновационной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» в рамках дополнительного образования. Это новый уровень подхода к развитию детского технического творчества в дошкольном образовании. По плану апробации («дорожной карте») парциальной программы первостепенную роль играет материально-техническое наполнение предметной игровой среды. Диапазон использования LEGO с точки зрения конструктивно-игрового средства достаточно широк. Мы используем следующие виды конструктора: LEGO education», LEGO Education 9656, «Простые механизмы», «Bаuer kosmo 479», которые снабжены технологическими картами сборки и схемами. Большую роль играют авторские развивающие игры и пособия Никитина, соты Кайе, Кубики Хамелеон, Воскобовича, Даниловой, палочки Кюизенера,  блоки Дьенеша, математический планшет, головоломки.

Для эффективной организации занятий по конструированию и робототехнике была продумана развивающая предметно-пространственная среда для занятий по конструированию. В каждой группе детского сада созданы центры «Конструирования и моделирования», где воспитанники могут во время самостоятельной деятельности конструировать свои шедевры.  В отдельном кабинете организовали инженерную мини - студию и конструкторское бюро. Мини-студия оснащена наличием наглядных пособий, технологических карт, вспомогательных материалов в виде иллюстраций, литературы, LEGO-конструкторов.

На занятиях по конструированию воспитанники учатся создавать, строить и воплощать в жизнь собственные образы, собирают свои первые механизмы, в игровой форме знакомятся с работой шкивов, зубчатых передач, рычагов, проектируют модели, следуя чертежу, ставят небольшие эксперименты. Увлечение робототехникой побуждает детей к развитию инженерно-творческого мышления, воспитывает будущих инженеров и конструкторов. Тематическое планирование включает разделы: «Авиационная техника», «Бытовые приборы», «Строительство», «Транспорт», «Роботы», «Кораблестроение» и др. [1].  

Считаем, что ведущими и главными в обучении конструктивной деятельности являются следующие наглядные методы: обследование образца, показ способа действий в сочетании с пояснением. Из практических методов педагог наиболее часто использует игровые упражнения. На всех занятиях выдерживается технология (этапы) НОД, предусмотренные программой.

В ходе образовательного процесса ребята выполняют различные ситуации. Так, например, дошкольники подготовительной группы программировали аллигатора, что бы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней пищу, или рычащего льва, который садится, затем ложится и рычит, чуя косточку. Дети проявляют большой интерес, когда им предлагается выстроить места, посещение которых некоторым людям не нравится, например, кабинет врача-стоматолога или процедурного кабинета (прививочного кабинета). Педагог выясняет, почему они себя чувствуют некомфортно, просит взять мини – фигурки и разыграть   ситуации, которые создают неудобства, предлагая высказать свои идеи о том, как посещение таких мест сделать более приятным и полезным.

Большое значение при работе по программе «От Фрёбеля да робота: растим будущих инженеров» имеет инженерная книга, в который дети фиксируют свои идеи, замыслы, отмечают этапы работы конструирования, обозначают схемы, рисунки объекта, отмечают не только правила техники безопасности при работе с конструкторами, но и правила безопасности (например, во время полета на самолете – если конструируют самолет; во время работы с утюгом – если конструируют по теме «Бытовая техника»). Педагог обсуждает с детьми идеи, задает вопросы для развития мышления детей: «Что хочешь делать?», «Из чего или на чем?», «Чем будешь делать?», «В каком порядке?». При таких тщательных разборах у детей развивается не только воображение, но речь. В процессе творческой деятельности каждый ребенок может устроиться, где захочет, выбрать себе соседей по интересам. Ребята могут свободно перемещаться по мини-студии, если им требуется какой-то инструмент, материал, схему или детали. Такое общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других детей, сравнивать свои объекты, обмениваться мнениями и открытиями.

Работая с конструктором индивидуально, парами, или в командах, воспитанники имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать рабочие идеи и воплощать их в постройках, планировать и совершенствовать их. Многие ребята хорошо владеют элементами графической грамотности: кратко характеризуют модель, делают зарисовку чертежа в инженерной книге.

Не менее важной задачей является воспитание бережного отношения к продуктам конструктивной деятельности, сооружениям, выполненным детьми. Обычно ребенок любит «возвращаться» к своим постройкам, вносить в них изменения, поэтому педагог обращает особое внимание дошкольников на осторожное, внимательное отношение к собственным и чужим результатам творческой деятельности, показывает постройки товарищей, учит замечать успехи других, радоваться им. Целесообразно стало объединение детей для совместных построек, создание таких ситуаций, в которых ребенок, овладевший новыми конструктивными умениями, обучает других. Такая непростая деятельность стала интересна дошкольникам, так как дает возможность не просто сделать для себя открытие, а придумать и создать что-то новое, интересное и увлекательное. Практика показала, что дошкольники, однажды самостоятельно выполняя задания по схеме, смогут создавать свои первые проекты, участвовать в творческих конкурсах и продолжать заниматься этим в школе. В этом и есть преемственность обучения, начиная с воспитанников детского сада и заканчивая учениками в школе.

После таких занятий, ребята с удовольствием делятся своими впечатлениями с родителями. Родители стали более заинтересованными в интересах своих детей и активными участниками различных мероприятий.

Представленная практика по данной программе способствует расширению технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование. Однако возникает ряд проблем. Одна из них - это недостаточное финансирование, поэтому ресурсы организации не позволяют в полном объеме пополнять мини-студию новинками образовательных конструкторов, недостаточно и методического сопровождения в практике конструктивной деятельности дошкольников. Но несмотря на это, работая по данной программе, сотрудники делятся опытом работы и имеют огромный успех:

- участие в конкурсе профессионального мастерства «Моё Ноу-хау в работе с детьми»;

- публикация опыта работы в областном печатном издании «Дошколёнок Кузбасса» со статьей «Растим будущих инженеров»;

- участие в ReФорум «Управляя будущим», выступление на педагогической мастерской по теме «Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс дошкольной образовательной организации парциальной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»;

- проведение онлайн мастер-классов по работе с LEGO –конструктором;

- освещение материалов работы на страницах сайта http://zolotoikliuchik.ucoz.net/  и  https://www.instagram.com/.

Коллектив детского сада не останавливается на достигнутом. Своё дальнейшее развитие практика получит через интеграцию основного и дополнительного образования с активным привлечением родителей воспитанников. В новом учебном году запланированы такие мероприятия как совместные развлечения «Лего-бум», родительская гостиная «Лего-умная игра, всем полезна и нужна», соревнования между группами «Юный конструктор», фото выставка «Мои постройки», онлайн-консультация для родителей «Мы дети технологии», участие воспитанников, родителей и педагогов во Всероссийских форумах, марафонах, конкурсах.

Таким образом, самостоятельный и коллективный опыт, полученный детьми в ходе образовательной деятельности ценен для развития их мыслительных процессов и способствует развитию творческого мышления и воображения, формированию основ технической грамотности, развитию конструктивных умений, повышению мотивации к образовательной деятельности.

Список литературы

1. Волосовец, Т.В., Карпова, Ю.В., Тимофеева, Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Т.В. Волосовец и др. - Самара: Вектор, 2018. 79 с. – Текст: непосредственный.

2. Капица, М. А. Развитие технического творчества у дошкольников в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» / М. А. Капица. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4743/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные конструкторы как средство развития технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

Опыт работы по развитию  технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС....

Презентация "Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования"

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования...

«Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредствам использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования»

Техническое детское творчество, является одним  из  важных  способов формирования  профессиональной  ориентации  детей,  способствует  развитию  устойчивог...

Авторская статья. Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством конструктора Лего

Авторская статья. Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством конструктора Лего...

«Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредствам использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования»

     Формирование основ алгоритмики и программирования — это увлекательное обучение, которое дает очень большой весомый эффект. С помощью данного набора дети учатся всем аз...