«Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредствам использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования»
консультация (старшая группа)

Дурнева Наталья Михайловна

Техническое детское творчество, является одним  из  важных  способов формирования  профессиональной  ориентации  детей,  способствует  развитию  устойчивого  интереса  к  технике  и  науке, а  также  стимулирует изобретательские способности  конструктивных моделей, механических приборов, и других технических  объектов.

         Реализация данного курса позволяет расширить и углубить технические знания и навыки дошкольников, стимулировать интерес и любознательность к техническому творчеству. На этом этапе работы предполагается организация совместной проектной деятельности, активное привлечение родителей к техническому творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредствам использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования»

Подготовил воспитатель

Дурнева Наталья Михайловна

Старый Оскол, 2023

         Техническое детское творчество, является одним  из  важных  способов формирования  профессиональной  ориентации  детей,  способствует  развитию  устойчивого  интереса  к  технике  и  науке, а  также  стимулирует изобретательские способности  конструктивных моделей, механических приборов, и других технических  объектов.

         Реализация данного курса позволяет расширить и углубить технические знания и навыки дошкольников, стимулировать интерес и любознательность к техническому творчеству. На этом этапе работы предполагается организация совместной проектной деятельности, активное привлечение родителей к техническому творчеству. 

         Обычно, когда родители слышат фразу «обучение детей программированию и робототехнике», они представляют себе уроки в кружках или школе или усаживание ребенка за компьютер/планшет с обучающим софтом или книгой.
        Но многие родители не знают, что существуют настольные игры, которые построены на механике «программирования» действий и которые в процессе игры прививают детям основы алгоритмики, логики, построения программ и т.п., а часть из них даже заявлены как обучающие. Некоторые дополнительно дают основы робототехники.

           Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.

          Для успешного обучения детей важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач.

          Большие возможности при этом раскрываются при умении выстраивать алгоритмы, программировать определенные задачи и действия. Дошкольный возраст является фундаментом знаний для успешного обучения детей в школе.      Ребенок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами и основами программирования.

       Основа программирования — это алгоритмы.

       Алгоритмом называют набор действий, который нужно выполнить для достижения результата.  Алгоритмика — это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Что в свою очередь помогает ребенку освоить различные концепции программирования.

         Первое знакомство детей дошкольного возраста с основами программирования в детском саду происходит благодаря интерактивному набору «Мышиный код. Основы программирования» или, как его чаще называют, «Робомышь». Данный набор входит в основу STEM-образования, которое активно набирает популярность.

       Формирование основ алгоритмики и программирования — это увлекательное обучение, которое дает очень большой весомый эффект. С помощью данного набора дети учатся всем азам программирования: логике, последовательности действий, критическому и аналитическому мышлению, пространственным понятиям и расчёту расстояния.

       Но самое главное, что всё это происходит в игровой форме, вызывая неподдельный интерес детей, формируя позитивное отношение к программированию, увлекаясь, дети активно развивают мышление, память, внимание, координацию движений и ориентацию в пространстве и на плоскости.

         Особенностью интерактивного набора «Робомышь» является то, что использовать его можно с четырех-пятилетнего возраста, т. к. со средней группы детского сада.

        Этот набор используется в качестве подготовки ребенка к обучению робототехнике и для изучения алгоритмики, рассчитанным уже на более старший возраст — шесть-семь лет.

       Педагоги начинают занятия с набором со знакомства с «мышкой», рассматривают ее яркие кнопки, пробуют звуковые и визуальные эффекты.          Далее целесообразно перейти к изучению игрового поля, а также карточек, позволяющих выкладывать алгоритмы.

         На каждой карточке изображено направление или шаг, который используется для программирования робота.    

        На первых этапах педагог самостоятельно выкладывает алгоритм, предлагая ребенку запрограммировать робота для достижения цели. На втором этапе — алгоритм просчитывается и выкладывается совместно взрослым и ребенком.

         И уже третьим этапом, после понимания детьми основы работы с «Робомышью», дети самостоятельно выкладывают и программируют робота. Сложно ли для ребенка создать алгоритм? Нет, т. к. все происходит в игре, то дети быстро осваивают принцип работы, педагоги поэтапно знакомят детей с техническим творчеством, от элементарного конструирования постепенно переходит к алгоритмике, а только потом к программированию технических моделей.

         Интерактивный набор «Робомышь» используется  педагогами с детьми во время совместной деятельности, а позднее — предлагается и для самостоятельной игровой деятельности.

         С целью разнообразия вариантов использования интерактивного набора «Робомышь», педагоги  могут использовать  авторские разработки «Дидактические игры с использованием интерактивного STEM-набора «Робомышь», также  разработать дидактические игры и самостоятельно изготавленные для «мыши» коврики (схемы-поля, предполагающие выбор определенных маршрутов для робота).

          К наиболее интересным разработкам можно отнести схемы-поля и соответствующие им дидактические игры, как «По следам ее величества — Сказки», «Математический и геометрический коврик», «Мышонок Чиз учит ПДД», «Помощники чистоты: формирование гигиенических навыков», «Логопедическое поле», «Изучаем зимние виды спорта».

        Применение набора способствует реализации всех образовательных областей:

– Физическое развитие — построение маршрута прогулки, экскурсии, дороги домой.

– Познавательное развитие — навыки решения задач (умения самостоятельного исправления ошибок; логика; умение вычислять расстояние).

–  Художественно-эстетическое развитие — пространственное воображение.

– Социально-коммуникативное развитие — навыки обсуждения, коммуникативные навыки и навык работы в команде.

– Речевое развитие — используется во всех играх с набором.

         Применение обучающего робота возможно, как в любой образовательной области, так и с любого возраста и зависит лишь от поставленной образовательной цели педагога и конечного результата, на который будет направлена работа с детьми.

         Включая использование средства электронного обучения, дети поэтапно, от простого к сложному, от работы с педагогом до самостоятельных действий осваивают основы алгоритмики и программирования.

        Таким образом, практика применения интерактивного набора «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возраста способствуе формированию и развитию технической любознательности, мышлению, аналитического ума, формированию качеств личности.

         Алгоритмика и программирование выступают как эффективные средства развития предпосылок к учебной деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ.

 Список литературы:

1. Комарова Л. Г. «Строим из ЛЕГО» - М., «Педагогика», 2015.

2. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2016.

3. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. Пособие для педагогов. - М., «Педагогика», 2016.

      4. Щепина, И. Н. Обучение дошкольников основам программирования и алгоритмизации в процессе применения интерактивного набора «Робот-мышь» / И. Н. Щепина— 2021. — № 2 (39). — С. 43-46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные конструкторы как средство развития технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

Опыт работы по развитию  технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС....

Опыт работы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста

Моделирование – как эффективный метод развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

Презентация "Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования"

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования...

Авторская статья. Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством конструктора Лего

Авторская статья. Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством конструктора Лего...

«Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредствам использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования»

     Формирование основ алгоритмики и программирования — это увлекательное обучение, которое дает очень большой весомый эффект. С помощью данного набора дети учатся всем аз...

Авторская статья. Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством конструктора Лего

В статье представлен опыт работы детского сада по реализации парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Статья будет интересна руководителям, старшим воспитате...

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) «Lego Stem – малыши» в рамках инновационной площадки по направлению «Формирование системы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации проекта «

Дошкольное воспитание –это возрастной период формирования образных форм сознания. Одним из таких средств обучения в настоящее время, являются конструкторы LEGO. LEGO – конструирование &nda...