Интеграция дошкольного и дополнительного образования в условиях современной дошкольной образовательной организации
статья

     Организация дополнительного образования дошкольников является важной частью системы образовательного процесса. Интеграция дошкольного и дополнительного образования созданная в нашем детском саду учитывает требования современного законодательства, социальный заказ, лучшие практики наших педагогов,  позволяет увеличить образовательные возможности различных форм и видов детской деятельности.

       Целью дополнительного образования является выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование физически здоровой, творческой личности.

        В настоящее время дополнительное образование детей успешно реализуется на базе нашего детского сада, что обеспечивает плавный переход от проявления интереса к развитию способностей и активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integraiya_doshkolnogo_obrazovaniya.docx37.83 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция  дошкольного и дополнительного образования в условиях современной дошкольной образовательной организации

Евсюткина С.В. ,

старший воспитатель

МБДОУ «Алёнка»

       Большое значение для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка имеет организация такой системы образования в ДОУ, которая способна обеспечить плавный переход от проявления интереса к развитию способностей и активности детей.

      На сегодняшний день для системы дошкольного образования актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

     Перемены, которые происходят в современном обществе, требуют совершенствования образовательного процесса, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

    ФГОС – дает возможность  образовательным организациям перейти на более высокий уровень образования за счёт интеграции разных типов образования. Главный принцип ФГОС - принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора.

     Именно такой выбор предлагает система дополнительного образования детей дошкольного возраста в рамках ДОУ. Дополнительное образование на современном этапе является механизмом поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей.

     ФГОС ДО нацелены на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей и т. д .

       Дошкольное образование в соответствии с п.4 ст.10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является не первой ступенью, а уровнем общего образования.

 Образовательная деятельность в ДОУ реализуется в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования, Адаптированной образовательной программой.

    В ДОУ успешно реализуются  ряд парциальных программ:

  • Парциальная программа дошкольного образования «Обучение детей плаванию» А.Н. Осокина;
  • Парциальная программа дошкольного образования «Программа развития эмоциональной сферы» под редакцией А. В. Можейко»;
  • Парциальная программа дошкольного образования «Театр – творчество - дети», автор Н.Ф.Сорокина;
  • Программа, реализующая региональный национально - культурный компонент: Авторская программа  «Хакасия –   земля родная»   - авторский коллектив Асочакова Л.В. и др;
  • Рабочие программы, разработанные  педагогами ДОУ.

     Организация дополнительного образования дошкольников является важной частью системы образовательного процесса. Интеграция дошкольного и дополнительного образования созданная в нашем детском саду учитывает требования современного законодательства, социальный заказ, лучшие практики наших педагогов,  позволяет увеличить образовательные возможности различных форм и видов детской деятельности.

       Целью дополнительного образования является выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование физически здоровой, творческой личности.

        В настоящее время дополнительное образование детей успешно реализуется на базе нашего детского сада, что обеспечивает плавный переход от проявления интереса к развитию способностей и активности детей.

        Таким образом, перед нашим коллективом стоит задача -  интеграции дошкольного и дополнительного образования детей  в единое общеобразовательное пространство и призвана:

  • создать условия, способствующие личностному росту всех участников образовательного процесса;
  • помочь ребенку, развить личностно значимые творческие виды детской деятельности, способствующие опосредованному формированию нравственно-патриотических, культурно-просветительских и иных ориентиров в воспитании дошкольников.

Интеграция дошкольного и дополнительного образования детей происходит на двух уровнях: внешнем и внутреннем.

  • Внешняя интеграция выражается в расширении возможностей и сотрудничестве ДОУ с учреждениями спорта, культуры, науки и образования в целях обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.
  • Внутренняя интеграция, в свою очередь, реализуется в ДОУ в формате различных видов кружков, что позволяет воспитателям и специалистам решать задачи индивидуально-дифференцированного подхода сообща, не изолированно друг от друга.

     Интеграция дошкольного и дополнительного образования позволяют создать атмосферу дошкольного воспитания насыщенной разнообразными ситуациями, побуждающими детей к самостоятельности, где каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобретает опыт успешной деятельности.

      В детском саду созданы условия  для организации дополнительного образования воспитанников с учетом пожеланий детей и выявляемых в ходе образовательного процесса, наклонностей дошкольников.  

      Дополнительное образование в ДОУ представлено работой следующих детских кружков

№ п/п

Содержание деятельности

Руководитель

Направление

Количество детей

1

«Аквадром», по развитию физических качеств с помощью плавательных упражнений с  элементами художественной гимнастики у детей 5 - 7 лет

инструктор по ФК

Физкультурно-оздоровительное

86

2

«Изучаем английский язык», для развития  познавательных способностей детей   5 – 7 лет посредством изучения иностранного языка.

Педагог дополнительного образования

Художественно-эстетическое

46

3

«Эрудит» развитие  логического мышления посредством игровой деятельности для  детей 5 -6 лет

учитель-логопед

Интеллектуально-развивающее

44

4

«АБВГдейка» подготовка детей к школе 6-7 лет

учитель-логопед

Интеллектуально-развивающее

38

5

«Волшебный песок»

Развитие умственно - речевых способностей  и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игровую деятельность с песком.

воспитатели

Интеллектуально-развивающее

66

6

«Разноцветный воробей», сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста

воспитатель

Интеллектуально-развивающее

56

                   В ФГОС речь идет также об освоении образовательными учреждениями новых направлений деятельности; совершенствование спектра образовательных услуг; создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования. В связи с этим в учреждении создана  платная  услуга: «С днем рождения».

     

    Согласно «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам»,  их содержание направлено на:

  • формирование и развитие творческих способностей воспитанников;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания воспитанников;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры

     При разработке программ, педагоги активно используют различные  образовательные технологии, позволяющие решать задачи развития творческих способностей, расширять познавательный кругозор детей и выступать за границы основных учебных программ; предоставляют возможности для самовыражения и проявления индивидуальности, для интеграции основного и дополнительного образования в целостный педагогический процесс за счет комплексного использования потенциала различных сфер деятельности.

       Использование дополнительных программ дошкольного образования различной направленности связано с распространением инновационных гибких форм обучения дошкольников, организуемых на базе ДОУ.  

      Однако не стоит забывать, что дополнительные программы не могут реализовываться вместо или в рамках основной образовательной деятельности, используя отведенное на реализацию образовательной программы дошкольного образования время (не взамен прогулок, дневного сна, основных занятий, игр и пр.).

     Количество и продолжительность проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных  занятий регламентировано, а время занятий по основным и дополнительным программам в совокупности не должно превышать максимально допустимого объема недельной образовательной нагрузки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

      Во избежание дублирования базисных программ ДОУ, в разрабатываемых программах дополнительного образования дошкольников четко прописаны цель и задачи, содержательная составляющая и способы организации детской деятельности.

     Ребенок,  завершивший обучение по программе, разработанной образовательной организацией, является охваченным услугой дополнительного образования детей. Сроки реализации программы определяются педагогом  самостоятельно, с учетом категории воспитанников, их возрастом, особенностями здоровья, «уровнем» программы.

     Для определения проблем, сложностей, отклонений, рисков реализуемой интеграции предполагается подведение итогов на заседании педсовета по следующим направлениям:

Критерии и инструменты мониторинга эффективности модели

Критерии мониторинга

Участники мониторинга

Диагностический

инструментарий

1

Уровень удовлетворенности дополнительным образованием

Педагоги, родители, воспитанники

Анкетирование, беседа, наблюдение, опросы,

2

Сохранность контингента

Воспитанники

Наблюдение, изучение документации

3

Уровень взаимодействия ДОУ и социума

Администрация ДОУ

Анкетирование, беседа, опрос, наблюдение.

4.

Динамика достижений воспитанников

Воспитанники

Наблюдение, результаты участия в фестивалях, конкурсах, выставках

          Прерогативой дополнительного образования выступает заметное расширение спектра видов детской деятельности, освоение которых лежит в основе общего образования.    

        Получаемый воспитанниками опыт имеет исключительно важное значение для развития таких личностных качеств, как коммуникативность, обучаемость, толерантность, мобильность и т.п.; воспитывает находчивость, конструктивность, гибкость; обогащает их жизнь новыми социальными связями и ценностными ориентирами. Комплексность образования способствует формированию целостной личности.

       Деятельность, организованная в интеграции двух видов образования позволяет актуализировать разные уровни познавательной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно - образного и создать основы словесно - логического и теоретического). Таким образом, есть все основания утверждать, что дополнительное образование детей является необходимым компонентом полноценного общего образования. Дополнительные услуги, сочетающие в себе воспитание, обучение, образование и развитие личности ребенка, в настоящее время социально востребованы и органично вписаны в единое образовательное пространство

Модель интеграции дошкольного и дополнительного образования в ДОУ направлена на:

  • Обеспечение вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования
  • Создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребенка, творческой сферы на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг
  • Обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей родителей

     

       Интеграция дошкольного и дополнительного образования обеспечивает продуктивность деятельности дошкольника, увеличивает учебно-воспитательные возможности различных форм и видов детской деятельности.

        Интеграция транслируема, имеет практическую значимость и доступность для педагогов. Использование вариативных форм дошкольного образования позволяет реализовывать права каждого ребенка на качественное и доступное образование.

Интеграция дошкольного и дополнительного образования в единое образовательное пространство на современном этапе развития социальных институтов становится необходимостью, позволяет решить проблему эффективного развития воспитанника, учитывая не только его потребности и интересы, но и современные образовательные стандарты.


Список литературы

  1. Бражук С.В. Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного образования в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - С. 12-15
  2. Интеграция дошкольного и дополнительного образования // Сборник статей. - Челябинск: ООО Полиграфическая компания «Прессто», 2009, 92с.
  3. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/4429 (дата обращения: 03.02.2017).
  4. Модели интеграции общего и дополнительного образования в контексте внедрения ФГОС: Методические рекомендации / Сост. С.В. Попова, С.В. Смирнова. [Электронный ресурс]. (дата обращения: 23.06.2017).
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155, г. Москва.
  6. Соколова Н.А. Теория и практика социально-педагогической поддержки адаптации подростков в условиях дополнительного образования детей / Н.А. Соколова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2005, 231 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:- http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
  8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
  9. Разработчики Модели интеграции дошкольного и дополнительного образования в ДОУ:  Бережнова О.В, заведующая кафедрой развития образовательных систем БУ ОО ДПО «Институт развития образования», кандидат филологических наук, доцент; Козельская Т.А, заведующая МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 86 г. Орла»; Балабанова С.П., заместитель заведующей МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла».

                

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...

Статья. Участие во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенка в условиях современной дошкольной образовательной организации" апрель 2016

Статья для участия во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенкав условиях современной дошкольной образовательной организации""Проект развитие  общения и в...

Доклад на августовской педагогической конференции «Современные условия развития дошкольной образовательной организации как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС ДО»

  Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требован...

Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации

В этой статье  раскрывается актуальность проблемы проектирования образовательной среды для развития игровой деятельности дошкольников.  Представлен  проект «Образовательная среда ...

Особенности формирования познавательного интереса у детей 4-5 лет в условиях современной дошкольной образовательной организации

Аннотация: в данной статье раскрыты особенности формирования познавательного интереса у детей 4-5 лет в образовательных организациях, познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средст...