Интеграция дошкольного и дополнительного образования в условиях современной дошкольной образовательной организации
статья
Организация дополнительного образования дошкольников является важной частью системы образовательного процесса. Интеграция дошкольного и дополнительного образования созданная в нашем детском саду учитывает требования современного законодательства, социальный заказ, лучшие практики наших педагогов, позволяет увеличить образовательные возможности различных форм и видов детской деятельности.
Целью дополнительного образования является выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование физически здоровой, творческой личности.
В настоящее время дополнительное образование детей успешно реализуется на базе нашего детского сада, что обеспечивает плавный переход от проявления интереса к развитию способностей и активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integraiya_doshkolnogo_obrazovaniya.docx | 37.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция дошкольного и дополнительного образования в условиях современной дошкольной образовательной организации
Евсюткина С.В. ,
старший воспитатель
МБДОУ «Алёнка»
Большое значение для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка имеет организация такой системы образования в ДОУ, которая способна обеспечить плавный переход от проявления интереса к развитию способностей и активности детей.
На сегодняшний день для системы дошкольного образования актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Перемены, которые происходят в современном обществе, требуют совершенствования образовательного процесса, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
ФГОС – дает возможность образовательным организациям перейти на более высокий уровень образования за счёт интеграции разных типов образования. Главный принцип ФГОС - принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора.
Именно такой выбор предлагает система дополнительного образования детей дошкольного возраста в рамках ДОУ. Дополнительное образование на современном этапе является механизмом поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей.
ФГОС ДО нацелены на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей и т. д .
Дошкольное образование в соответствии с п.4 ст.10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является не первой ступенью, а уровнем общего образования.
Образовательная деятельность в ДОУ реализуется в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования, Адаптированной образовательной программой.
В ДОУ успешно реализуются ряд парциальных программ:
- Парциальная программа дошкольного образования «Обучение детей плаванию» А.Н. Осокина;
- Парциальная программа дошкольного образования «Программа развития эмоциональной сферы» под редакцией А. В. Можейко»;
- Парциальная программа дошкольного образования «Театр – творчество - дети», автор Н.Ф.Сорокина;
- Программа, реализующая региональный национально - культурный компонент: Авторская программа «Хакасия – земля родная» - авторский коллектив Асочакова Л.В. и др;
- Рабочие программы, разработанные педагогами ДОУ.
Организация дополнительного образования дошкольников является важной частью системы образовательного процесса. Интеграция дошкольного и дополнительного образования созданная в нашем детском саду учитывает требования современного законодательства, социальный заказ, лучшие практики наших педагогов, позволяет увеличить образовательные возможности различных форм и видов детской деятельности.
Целью дополнительного образования является выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование физически здоровой, творческой личности.
В настоящее время дополнительное образование детей успешно реализуется на базе нашего детского сада, что обеспечивает плавный переход от проявления интереса к развитию способностей и активности детей.
Таким образом, перед нашим коллективом стоит задача - интеграции дошкольного и дополнительного образования детей в единое общеобразовательное пространство и призвана:
- создать условия, способствующие личностному росту всех участников образовательного процесса;
- помочь ребенку, развить личностно значимые творческие виды детской деятельности, способствующие опосредованному формированию нравственно-патриотических, культурно-просветительских и иных ориентиров в воспитании дошкольников.
Интеграция дошкольного и дополнительного образования детей происходит на двух уровнях: внешнем и внутреннем.
- Внешняя интеграция выражается в расширении возможностей и сотрудничестве ДОУ с учреждениями спорта, культуры, науки и образования в целях обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.
- Внутренняя интеграция, в свою очередь, реализуется в ДОУ в формате различных видов кружков, что позволяет воспитателям и специалистам решать задачи индивидуально-дифференцированного подхода сообща, не изолированно друг от друга.
Интеграция дошкольного и дополнительного образования позволяют создать атмосферу дошкольного воспитания насыщенной разнообразными ситуациями, побуждающими детей к самостоятельности, где каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобретает опыт успешной деятельности.
В детском саду созданы условия для организации дополнительного образования воспитанников с учетом пожеланий детей и выявляемых в ходе образовательного процесса, наклонностей дошкольников.
Дополнительное образование в ДОУ представлено работой следующих детских кружков
№ п/п | Содержание деятельности | Руководитель | Направление | Количество детей |
1 | «Аквадром», по развитию физических качеств с помощью плавательных упражнений с элементами художественной гимнастики у детей 5 - 7 лет | инструктор по ФК | Физкультурно-оздоровительное | 86 |
2 | «Изучаем английский язык», для развития познавательных способностей детей 5 – 7 лет посредством изучения иностранного языка. | Педагог дополнительного образования | Художественно-эстетическое | 46 |
3 | «Эрудит» развитие логического мышления посредством игровой деятельности для детей 5 -6 лет | учитель-логопед | Интеллектуально-развивающее | 44 |
4 | «АБВГдейка» подготовка детей к школе 6-7 лет | учитель-логопед | Интеллектуально-развивающее | 38 |
5 | «Волшебный песок» Развитие умственно - речевых способностей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игровую деятельность с песком. | воспитатели | Интеллектуально-развивающее | 66 |
6 | «Разноцветный воробей», сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста | воспитатель | Интеллектуально-развивающее | 56 |
В ФГОС речь идет также об освоении образовательными учреждениями новых направлений деятельности; совершенствование спектра образовательных услуг; создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования. В связи с этим в учреждении создана платная услуга: «С днем рождения».
Согласно «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам», их содержание направлено на:
- формирование и развитие творческих способностей воспитанников;
- удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания воспитанников;
- выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе;
- формирование общей культуры
При разработке программ, педагоги активно используют различные образовательные технологии, позволяющие решать задачи развития творческих способностей, расширять познавательный кругозор детей и выступать за границы основных учебных программ; предоставляют возможности для самовыражения и проявления индивидуальности, для интеграции основного и дополнительного образования в целостный педагогический процесс за счет комплексного использования потенциала различных сфер деятельности.
Использование дополнительных программ дошкольного образования различной направленности связано с распространением инновационных гибких форм обучения дошкольников, организуемых на базе ДОУ.
Однако не стоит забывать, что дополнительные программы не могут реализовываться вместо или в рамках основной образовательной деятельности, используя отведенное на реализацию образовательной программы дошкольного образования время (не взамен прогулок, дневного сна, основных занятий, игр и пр.).
Количество и продолжительность проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных занятий регламентировано, а время занятий по основным и дополнительным программам в совокупности не должно превышать максимально допустимого объема недельной образовательной нагрузки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
Во избежание дублирования базисных программ ДОУ, в разрабатываемых программах дополнительного образования дошкольников четко прописаны цель и задачи, содержательная составляющая и способы организации детской деятельности.
Ребенок, завершивший обучение по программе, разработанной образовательной организацией, является охваченным услугой дополнительного образования детей. Сроки реализации программы определяются педагогом самостоятельно, с учетом категории воспитанников, их возрастом, особенностями здоровья, «уровнем» программы.
Для определения проблем, сложностей, отклонений, рисков реализуемой интеграции предполагается подведение итогов на заседании педсовета по следующим направлениям:
Критерии и инструменты мониторинга эффективности модели
№ | Критерии мониторинга | Участники мониторинга | Диагностический инструментарий |
1 | Уровень удовлетворенности дополнительным образованием | Педагоги, родители, воспитанники | Анкетирование, беседа, наблюдение, опросы, |
2 | Сохранность контингента | Воспитанники | Наблюдение, изучение документации |
3 | Уровень взаимодействия ДОУ и социума | Администрация ДОУ | Анкетирование, беседа, опрос, наблюдение. |
4. | Динамика достижений воспитанников | Воспитанники | Наблюдение, результаты участия в фестивалях, конкурсах, выставках |
Прерогативой дополнительного образования выступает заметное расширение спектра видов детской деятельности, освоение которых лежит в основе общего образования.
Получаемый воспитанниками опыт имеет исключительно важное значение для развития таких личностных качеств, как коммуникативность, обучаемость, толерантность, мобильность и т.п.; воспитывает находчивость, конструктивность, гибкость; обогащает их жизнь новыми социальными связями и ценностными ориентирами. Комплексность образования способствует формированию целостной личности.
Деятельность, организованная в интеграции двух видов образования позволяет актуализировать разные уровни познавательной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно - образного и создать основы словесно - логического и теоретического). Таким образом, есть все основания утверждать, что дополнительное образование детей является необходимым компонентом полноценного общего образования. Дополнительные услуги, сочетающие в себе воспитание, обучение, образование и развитие личности ребенка, в настоящее время социально востребованы и органично вписаны в единое образовательное пространство
Модель интеграции дошкольного и дополнительного образования в ДОУ направлена на:
- Обеспечение вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования
- Создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребенка, творческой сферы на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг
- Обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей родителей
Интеграция дошкольного и дополнительного образования обеспечивает продуктивность деятельности дошкольника, увеличивает учебно-воспитательные возможности различных форм и видов детской деятельности.
Интеграция транслируема, имеет практическую значимость и доступность для педагогов. Использование вариативных форм дошкольного образования позволяет реализовывать права каждого ребенка на качественное и доступное образование.
Интеграция дошкольного и дополнительного образования в единое образовательное пространство на современном этапе развития социальных институтов становится необходимостью, позволяет решить проблему эффективного развития воспитанника, учитывая не только его потребности и интересы, но и современные образовательные стандарты.
Список литературы
- Бражук С.В. Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного образования в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - С. 12-15
- Интеграция дошкольного и дополнительного образования // Сборник статей. - Челябинск: ООО Полиграфическая компания «Прессто», 2009, 92с.
- Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/4429 (дата обращения: 03.02.2017).
- Модели интеграции общего и дополнительного образования в контексте внедрения ФГОС: Методические рекомендации / Сост. С.В. Попова, С.В. Смирнова. [Электронный ресурс]. (дата обращения: 23.06.2017).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155, г. Москва.
- Соколова Н.А. Теория и практика социально-педагогической поддержки адаптации подростков в условиях дополнительного образования детей / Н.А. Соколова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2005, 231 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:- http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
- Разработчики Модели интеграции дошкольного и дополнительного образования в ДОУ: Бережнова О.В, заведующая кафедрой развития образовательных систем БУ ОО ДПО «Институт развития образования», кандидат филологических наук, доцент; Козельская Т.А, заведующая МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 86 г. Орла»; Балабанова С.П., заместитель заведующей МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современной дошкольной образовательной организации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...
Статья. Участие во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенка в условиях современной дошкольной образовательной организации" апрель 2016
Статья для участия во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенкав условиях современной дошкольной образовательной организации""Проект развитие общения и в...
Доклад на августовской педагогической конференции «Современные условия развития дошкольной образовательной организации как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС ДО»
Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требован...
Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста в условиях современной дошкольной образовательной организации
Методическая разработка проектирования траектории профессионального роста....
Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации
В этой статье раскрывается актуальность проблемы проектирования образовательной среды для развития игровой деятельности дошкольников. Представлен проект «Образовательная среда ...
Особенности формирования познавательного интереса у детей 4-5 лет в условиях современной дошкольной образовательной организации
Аннотация: в данной статье раскрыты особенности формирования познавательного интереса у детей 4-5 лет в образовательных организациях, познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средст...