Особенности формирования познавательного интереса у детей 4-5 лет в условиях современной дошкольной образовательной организации
статья (средняя группа)
Аннотация: в данной статье раскрыты особенности формирования познавательного интереса у детей 4-5 лет в образовательных организациях, познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Ключевые слова: познавательный интерес, средний дошкольный возраст, особенности формирования.
Дошкольная образовательная организация является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема формирования у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой и крайне актуальной. Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенка как субъекта познавательной деятельности. Запросы современного общества требуют от педагогов развития в ребёнке стремлений к познанию, свободе и самовыражению.
Формирование любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания в процессе непосредственно образовательной деятельности, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития формирования познавательных интересов – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его познавательная деятельность. Для дошкольника 4-5 лет характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы и явления, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений [2, с. 15].
Между уровнем развития познавательного интереса и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший «строительный материал», который является фундаментом развития познавательного интереса. Прочные знания – основа познавательной активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Под влиянием познавательного интереса меняется качество самих знаний, они становятся более полными, яркими, образными. Процесс их приобретения также претерпевает существенные изменения, так как познавательный интерес активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память, воображение. При наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. Он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит. Чем богаче память у дошкольника, тем более развит у него и познавательный интерес, так как условием возникновения последнего является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете, новых сторон, свойств, отношений. Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения «жажды знаний». О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их прочитать, рассказать. В вопросах познавательного характера, задавая которые, ребенок стремится к получению новых знаний, сведений, проявляется его пытливость, любознательность. По свидетельству ученых, нет ни одной области действительности, которой не интересовался бы ребенок. На протяжении дошкольного возраста вопросы ребенка меняются по форме и по содержанию. Детей интересуют название действий, предметов, их качества и свойства. Вопросы возникают при непосредственном восприятии предметов и явлений. Для дошкольника 4-5 лет характерна активная умственная переработка впечатлений. Вопросы ребенка этого возраста направлены на усиление связей, отношений между предметами и явлениями действительности, на систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного [3, с. 38 – 40].
Исследования В. Б. Бондаревского выявили различные мотивы детских вопросов. Автор делит вопросы на две группы: познавательные и коммуникативные. Коммуникативные вопросы ребенок задает, чтобы привлечь взрослых к своим переживаниям, установить с ним контакт. Такие вопросы возникают у детей в минуты тревоги, радости, страха. Они требуют особенно чуткого отношения взрослых. Важно понять, что взволновало ребенка, вникнуть в его переживания, успокоить. В основе многих детских познавательных вопросов лежит познавательный мотив. Такие вопросы дети задают в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Источником познавательных интересов служит разнообразный опыт ребенка [4, с.123].
Возникновение интереса обеспечивается наличием следующих условий:
а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;
б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой;
в) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету), чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса.
Положительное отношение создается двумя путями: первый достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. Большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка. Создать эмоциональное отношение легче в том случае, если новая деятельность хотя бы частично связана с прежними интересами. Второй путь лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Это понимание достигается при непосредственном образном рассказе о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата [2, с. 17–18].
При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности. Активная любознательность заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре. Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Успешная деятельность ребенка является стимулом развития познавательных интересов [3, с. 39].
В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень – более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами–понятиями. В этом возрасте выделяются четыре основных направления познавательного развития:
– знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
– установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;
– удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);
– формирование положительного отношения к окружающему миру.
В 5 лет в основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями [1, с. 325].
Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания. Меняется характер общения ребенка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь, ребенок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт. Желание продлить общение, узнать мнение, суждение другого также побуждает ребенка задавать вопросы.
Следовательно, особенности формирования познавательного интереса заключаются во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет, существует. Дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, стремлении разузнать, подойти, потрогать.
Таким образом, в процессе обучения и развития детей 4-5 лет познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности формирования познавательного интереса у детей 4-5 лет в условиях современной дошкольной образовательной организации
Аннотация: в данной статье раскрыты особенности формирования познавательного интереса у детей 4-5 лет в образовательных организациях, познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Ключевые слова: познавательный интерес, средний дошкольный возраст, особенности формирования.
Дошкольная образовательная организация является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема формирования у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой и крайне актуальной. Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенка как субъекта познавательной деятельности. Запросы современного общества требуют от педагогов развития в ребёнке стремлений к познанию, свободе и самовыражению.
Формирование любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания в процессе непосредственно образовательной деятельности, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития формирования познавательных интересов – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его познавательная деятельность. Для дошкольника 4-5 лет характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы и явления, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений [2, с. 15].
Между уровнем развития познавательного интереса и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший «строительный материал», который является фундаментом развития познавательного интереса. Прочные знания – основа познавательной активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Под влиянием познавательного интереса меняется качество самих знаний, они становятся более полными, яркими, образными. Процесс их приобретения также претерпевает существенные изменения, так как познавательный интерес активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память, воображение. При наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. Он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит. Чем богаче память у дошкольника, тем более развит у него и познавательный интерес, так как условием возникновения последнего является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете, новых сторон, свойств, отношений. Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения «жажды знаний». О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их прочитать, рассказать. В вопросах познавательного характера, задавая которые, ребенок стремится к получению новых знаний, сведений, проявляется его пытливость, любознательность. По свидетельству ученых, нет ни одной области действительности, которой не интересовался бы ребенок. На протяжении дошкольного возраста вопросы ребенка меняются по форме и по содержанию. Детей интересуют название действий, предметов, их качества и свойства. Вопросы возникают при непосредственном восприятии предметов и явлений. Для дошкольника 4-5 лет характерна активная умственная переработка впечатлений. Вопросы ребенка этого возраста направлены на усиление связей, отношений между предметами и явлениями действительности, на систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного [3, с. 38 – 40].
Исследования В. Б. Бондаревского выявили различные мотивы детских вопросов. Автор делит вопросы на две группы: познавательные и коммуникативные. Коммуникативные вопросы ребенок задает, чтобы привлечь взрослых к своим переживаниям, установить с ним контакт. Такие вопросы возникают у детей в минуты тревоги, радости, страха. Они требуют особенно чуткого отношения взрослых. Важно понять, что взволновало ребенка, вникнуть в его переживания, успокоить. В основе многих детских познавательных вопросов лежит познавательный мотив. Такие вопросы дети задают в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Источником познавательных интересов служит разнообразный опыт ребенка [4, с.123].
Возникновение интереса обеспечивается наличием следующих условий:
а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;
б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой;
в) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету), чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса.
Положительное отношение создается двумя путями: первый достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. Большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка. Создать эмоциональное отношение легче в том случае, если новая деятельность хотя бы частично связана с прежними интересами. Второй путь лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Это понимание достигается при непосредственном образном рассказе о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата [2, с. 17–18].
При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности. Активная любознательность заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре. Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Успешная деятельность ребенка является стимулом развития познавательных интересов [3, с. 39].
В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень – более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами–понятиями. В этом возрасте выделяются четыре основных направления познавательного развития:
– знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
– установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;
– удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);
– формирование положительного отношения к окружающему миру.
В 5 лет в основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями [1, с. 325].
Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания. Меняется характер общения ребенка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь, ребенок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт. Желание продлить общение, узнать мнение, суждение другого также побуждает ребенка задавать вопросы.
Следовательно, особенности формирования познавательного интереса заключаются во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет, существует. Дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, стремлении разузнать, подойти, потрогать.
Таким образом, в процессе обучения и развития детей 4-5 лет познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Список использованных источников и литературы:
[1] Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте : психологическое исследование / Л.И. Божович. – Москва : Просвещение, 1968. – 325 с. – ISBN 978-5-91180-846-4. – Текст : непосредственный.
[2] Годовикова, Д.Б. Как измерить детскую любознательность? / Д.Б. Годовикова. – Текст : непосредственный // Семья и школа. – 1985. – № 10. – С. 15-19.
[3] Годовикова, Д.Б. Как измерить детскую любознательность? / Д.Б. Годовикова. – Текст : непосредственный // Семья и школа. – 1985. – № 10. – С. 15-19.
[4] Степанова, О.А. Развитие игровой деятельности ребенка : Обзор программ дошкольного образования / О.А. Степанова. – Москва : Сфера, 2009. – 128 с. – ISBN 978-5-9949-0156-4. – Текст : непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современной дошкольной образовательной организации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...
Статья. Участие во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенка в условиях современной дошкольной образовательной организации" апрель 2016
Статья для участия во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенкав условиях современной дошкольной образовательной организации""Проект развитие общения и в...
Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста в условиях современной дошкольной образовательной организации
Методическая разработка проектирования траектории профессионального роста....
Особенности формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...
Интеграция дошкольного и дополнительного образования в условиях современной дошкольной образовательной организации
Организация дополнительного образования дошкольников является важной частью системы образовательного процесса. Интеграция дошкольного и дополнительного образования созданная в наше...
Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации
В этой статье раскрывается актуальность проблемы проектирования образовательной среды для развития игровой деятельности дошкольников. Представлен проект «Образовательная среда ...