Доклад на августовской педагогической конференции «Современные условия развития дошкольной образовательной организации как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС ДО»
материал

Курлина Татьяна Михайловна

    Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОО.

     В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (Ф ГОС), утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования через выполнение требований:

- к структуре Образовательной программы и её объёму;

- к условиям реализации Программы;

- к результатам освоения Программы.

     Прежде чем поставить определенные цели и задачи работы учреждения, педагогический коллектив Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка ­детский сад №2 «Развитие» задал себе вопрос: каким должен быть детский сад как образовательная организация на современном этапе.?

 В докладе раскрыты подходы к построению нового содержания системы образования в ДОО в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные условия развития дошкольной образовательной организации как фактор повышения качества образования в условиях введения

ФГОС ДО.

 «Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий –

одна из священных обязанностей каждого человека,

 ибо нет ничего более важного,

как образование самого себя и своих близких»

Сократ

    Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОО.

     В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (Ф ГОС), утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования через выполнение требований:

- к структуре Образовательной программы и её объёму;

- к условиям реализации Программы;

- к результатам освоения Программы.

     Прежде чем поставить определенные цели и задачи работы учреждения, педагогический коллектив Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад №2 «Развитие» задал себе вопрос: каким должен быть детский сад как образовательная организация на современном этапе.? Этот вопрос особенно актуален сегодня, когда значительно изменилась социокультурная, общественная, государственная, экономическая, геополитическая ситуация, изменился заказ родителей и общества в целом на образовательные услуги. Это привело к появлению большого количества развивающих школ, студий, центров, где родителям предлагают огромный спектр образовательных услуг.    Поэтому первое, что мы сделали - это добились того, чтобы наш детский сад стал конкурентоспособным на рынке образовательных услуг, востребованным, эффективным и престижным образовательным  учреждением, в котором ребенок играет, учится, растет с непрерывным психолого-педагогическим сопровождением, где детям и их родителям оказывают качественные образовательные услуги.

    Для этого мы модернизировали сложившуюся традиционную систему.

     Сегодня мы работаем в двух направлениях - основном и дополнительном образовании, основываясь на приоритетных видах деятельности дошкольного учреждения. В выборе образовательной траектории мы исходим из способностей, склонностей, задатков ребенка, запросов родителей и реальных возможностей образовательного учреждения (кадры, условия).

     Как один из основных параметров отслеживания качества образовательных услуг в ДОО мы разработали модель выпускника.

Выпускник нашей ДОО должен иметь:

- высокий уровень интеллектуально-познавательного развития, которому присущи:

  • наличие адекватных способов познания,
  • понимание логики деятельности,
  • наличие самооценки, обобщения, умозаключения, суждения,
  • стремление к познанию мира, любознательность,
  • активность речи, умение устанавливать ассоциативные связи, аналогии,
  • умение оценивать сам процесс и результат познания мира и себя в нем,
  • наличие познавательной, волевой и эмоциональной саморегуляции

и самоконтроля,

  • адекватность, аргументированность самооценки и оценки других,
  • мотивированность выборов,
  • социокультурный опыт, проявляющийся в поведении, отношениях, самостоятельных продуктивных видах деятельности.

- высокий уровень физического развития. 

Наш выпускник обладает:

  • культурой здоровья (осознает себя частью природы, уникального и совершенного создания, а здоровье воспринимает как ценность жизни, поэтому его необходимо сохранять);
  • культурой телосложения (понимание красоты человеческого тела, положительное оценивание своего тела, наличие способов заботы и поддержки тела и организма в состоянии эмоционального тонуса);
  • двигательной         культурой         (понимание         красоты         движений,

присвоение способов самостоятельного накопления двигательного опыта и использование его  для творческого самовыражения)

Высокий уровень художественно-эстетического развития детей,  включающий:

  • эстетическую активность,
  • способность воображать, отожествлять, преобразовывать,
  • склонность к импровизации, сочинительству,
  • неординарность мышления,
  • самостоятельность и инициативность в создании новых художественных образов,
  • умение находить новые нестандартные решения творческих задач.

Чтобы добиться такого качества образования, необходимо было:

  1. Модернизировать содержание, технологии и методы педагогической работы с детьми.

Программа обучения детей содержит базисный и дополнительный компоненты. С целью гибкого использования парциальных         и инновационных дошкольных образовательных         программ выбраны формы и содержание образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей дошкольников, приоритетных задач их развития, оптимальных форм взаимодействия взрослого и ребенка, что позволяет охватить весь образовательный процесс в целом.   Поэтому в нашем детском саду широко используются авторские и региональные программы и технологии по развитию игрового творчества детей, экологическому воспитанию, приобщению к культуре здорового образа жизни, развитию интеллектуально- познавательных и художественно-творческих способностей, психолого-педагогической и речевой коррекции, социокультурному развитию и обучению способам взаимодействия в обществе, полоролевой социализации дошкольников, воспитанию культуры хозяйственно-бытового труда и поведению в ситуациях жизнедеятельности, а также обеспечению информационно­консультационной работы с

2. Мы организовали весь образовательный процесс в детском саду на основе игровых технологий.

   Использование ресурсов детской игры не потеряло своей актуальности. Поэтому мы обеспечили единую интегрированную интеллектуально-игровую среду жизнедеятельности ребенка и поддержки его физического и нравственного здоровья, создав единое предметное игровое пространство. (слайды о развивающей среде в группах и помещениях).  Привлечение         и рациональное         использование         всех         форм финансирования: бюджетных, внебюджетных, позволило качественно улучшить развивающую среду на прогулочных площадках и в групповых помещениях.

    Это игровое пространство мы представили:

  • интеллектуально- познавательным;
  • физкультурно-оздоровительным;
  • художественно-творческим;
  • социально- нравственным игровым пространством, ориентированным на знаки и символы культуры, искусства, общения.

    Предметно-развивающая среда в детском саду отвечает целям и потребностям развития детей, требованиям комфортности, безопасности, самостоятельной индивидуальной деятельности, возможности исследования и творческого созидания; носит развивающий характер, выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка. Созданы условия для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных возможностей и интересов.

   Физкультурно-оздоровительную         работу         обеспечивают: спортивно-тренажёрный зал, оснащенный спортивным оборудованием, комплекс «бассейн - сауна - фитобар», физкультурные уголки и мини ­комплексы в групповых комнатах, спортивный стадион с беговой дорожкой, площадками для игр в волейбол, баскетбол, футбол, спортивно - игровые конструкции на участках, в том числе нетрадиционные, выполненные силами сотрудников и родителей. (слайды) 

    Для интеллектуально - познавательного развития, экологического воспитания детей организованы: экологическая тропа на участке, включающая различные природные объекты, зоны для элементарного детского экспериментирования в группах, оборудование для организации труда в природе, зимний сад, живой уголок, коллекции книг и игр познавательного направления, детские энциклопедии, справочники и т.д.

    Для художественно - творческого,         эстетического развития в группах и помещениях созданы зоны для изобразительной и конструктивной деятельности, ручного труда, зоны речевой и театрализованной деятельности, постоянно организуются творческие выставки детского и семейного творчества, детские работы используются в оформлении групп и помещений детского сада.     Для обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности дошкольников в детском саду имеется зал для музыкальных и гимнастических занятий. Он оснащен необходимыми техническими средствами обучения, современным мультимедийным оборудованием, материалами и оборудованием для музыкально­творческой деятельности детей.

     Решению задач социально - нравственного воспитания детей способствует создание условий для разнообразной игровой деятельности детей в группах и на участках, оформление в группах уголков патриотического воспитания, государственной символики, символики области и города.

3. И третье, что позволило повысить качество образования - это развитие спектра дополнительных образовательных услуг, позволяющего родителям формировать свой социальный заказ на образовательные услуги, а дошкольному учреждению привлекать дополнительные финансовые средства.

    Через дополнительное образование         дети, кроме базисных нормативных образовательных стандартов, позволяющих заложить фундамент знаний по основным линиям развития ребёнка и обеспечить уровень, соответствующий государственному стандарту, овладевают глубокими, широкими знаниями и такими психологическими качествами, которые стимулируют дальнейшую познавательную деятельность, устремленность к новым знаниям.

    В 2014-15 учебном году в нашем детском саду работало 15 групп дополнительного образования по следующим направлениям: Физкультурно - оздоровительное: - секция плавания «Дельфинёнок»;

- аквааэробика;

- спортивная секция «Юный спортсмен»;

- группа по укреплению здоровья дЛЯ ЧБД «Крепыш».

  • Интеллектуально-познавательное: - обучение английскому языку;

- компьютерный кружок «Компьюша»;

- шахматный клуб «Эрудит»;

- обучение чтению;

- коррекция нарушения речи;

- коррекция развития познавательных процессов (с психологом).

  • Художественно - эстетическое:

- вокальные студии «Родничок», «Музыкальный калейдоскоп»;

- студия танца «Калинка»;

- студия детского творчества «Мозаика»;

- изостудия «Малахитовая шкатулка».

    Нужно отметить, что эти услуги пользуются большим спросом у родителей и успехом у детей. И совсем не страшно, что подчас мотивация ребенка неустойчива и его интересы часто меняются. В конечном итоге каждый находит занятие по душе и делает свой личный выбор. Значительно важнее, что создание условий, которые позволяют сделать собственный выбор, способствует социально-личностному развитию детей. Родители понимают важность дополнительного образования, соответственно заказывают и услуги.

Тематика, количество дополнительных кружков, секций, услуг может варьироваться в зависимости от познавательных интересов детей, их склонностей и запросов родителей. Развитие дополнительного образования в нашем детском саду способствует раннему выявлению и дальнейшему развитию одаренных детей.

    Таким образом, от развития сети дополнительного образования выигрывают все участники педагогического процесса:

- дети получают возможность развивать свои природные способности и возможности;

- экономится время и средства родителей;

- педагоги получают возможность реально повысить свою заработную

плату;

- дошкольное учреждение укрепляет и развивает свою материальную базу современным оборудованием.

    Решая вопрос качественного образования, невозможно добиться результатов без творческого коллектива единомышленников, без профессиональных и квалифицированных кадров. В нашем детском саду работа по обсуждению и определению основных линий развития дошкольной организации проводится при участии всего коллектива; созданы творческие группы для усовершенствования педагогического процесса; изучается, обобщается передовой педагогический опыт.

    Процесс повышения квалификации является непременным условием повышения качества образования в системе ДОО.

   Проводимая         по         этому         направлению         работа         способствует

существенному росту уровня профессиональной компетентности педагогов: 43,5 % воспитателей имеют высшую квалификационную категорию, 26,1 % - первую квалификационную категорию.  В детском саду работают 12 педагогов с высшим образованием, 2 человека обучаются в ВУЗах.

     В условиях применения новых информационных технологий естественным становится выполнение целого ряда работ организации образовательного процесса с помощью электронных технологий. На сегодняшний день уже 13 педагогов ДОО прошли компьютерное обучение, ещё 5 педагогов пройдут в этом учебном году.

   Оснащение детского          сада          современным   компьютерным     оборудованием,

программным обеспечением и доступом к Интернет позволяет использовать инновационные технологии во всех сферах деятельности дошкольного учреждения, в том числе в воспитательно­образовательном процессе (применение мультимедийных средств, информационно-коммуникационных технологий).

    Анализируя         эффективность         данной         системы         организации образовательного пространства ДОО нельзя не остановиться на результатах мониторинга качества образовательных услуг.

    Целенаправленная, системная работа ДОО по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья обеспечила стабильно низкие показатели детской заболеваемости.

     Анализ данных мониторинга образовательного процесса показывает оптимальные результаты освоения детьми образовательных областей программы и развития интегративных качеств.

   Качество образовательных услуг также отражено в Портфолио успеха ДОО:

- обобщены и успешно распространяются 16 опытов работы педагогов ДОО по разным направлениям деятельности;

- педагогический опыт МАДОУ неоднократно представлялся на городских научно-практических конференциях и семинарах, семинарах для заведующих и старших воспитателей, мастер- классах, городских методических объединениях разной направленности;

- опыт работы педагогов публикуется в печатных и электронных городских и федеральных сборниках, педагогических журналах;

- результативностью работы ДОО также можно считать победы воспитанников, педагогического коллектива в городских, областных, Всероссийских и Международных конкурсах, в том числе конкурсах профессионального мастерства:

  • 2010 год - II место в городском конкурсе «Педагог года в дошкольном образовании»;
  • 2011 год - 1 место в конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель года»;
  • 2012 год - III место в конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель года»;
  • 2013 год -  1 место в конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель года»;
  • В 2012 году мы стали лауреатами III Областного конкурса «Детские сады детям» в номинации «Лучшая здоровьесберегающая технология».

     Ежегодно наш детский успешно участвует в городском конкурсе «Детский сад года», принимает участие в областном конкурсе «Лучший детский сад года»:

  • 2011 г. - заняли 1 место (тема конкурса «Организация самостоятельной деятельности ребёнка в образовательном процессе ДОУ»);
  • 2012 год - заняли II место (тема та же);
  • 2013 год - заняли I место (тема конкурса «Создание условий по экологическому образованию дошкольников»);
  • 2014 год - заняли I место (тема конкурса «Создание условий для художественно-эстетического развития ребенка в детском саду».
  • 2015 год – заняли 1 место в городском конкурсе по благоустройству и озеленению территории ДОО.

    Таким образом, создание современных условий развития ДОО являются важнейшим фактором повышения качества образования на этапе введения ФГОС ДО.

    Нами пройден определенный этап в области достижения качества дошкольного образования. Однако если мы хотим двигаться дальше в этом направлении, а мы хотим двигаться дальше, то наша задача совершенствовать достигнутые результаты. Проведенный анализ настоящего состояния деятельности ДОО показал, что реально сложившиеся условия и потенциальные возможности коллектива создают перспективы для дальнейшего развития учреждения. Усилия педагогического коллектива и администрации направлены на сохранение и повышение имиджа ДОО на рынке образовательных услуг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Взаимодействие ДОУ с семьёй как фактор повышения качества образования в рамках реализации ФГОС"

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задач...

Доклад к Августовской педагогической конференции на тему: «Создание условий для повышения качества дошкольного образования» Подготовила и провела педагог-психолог Дугаева М.А.

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству ...

Презентация «Социальное партнерство как фактор повышения качества образования в соответствии с ФГОС ДО» 18.02.19

Презентация «Социальное партнерство как фактор повышения качества образования в соответствии с ФГОС ДО»...

«Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС».

Слайд№1. Тема моего выступления «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС».В современных условиях реформирования образования, дошкольное учр...

Семинар "Современные технологии в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС" Выступление на тему: "ИКТ компетенции воспитателя в условиях ФГОС в дошкольном образовании"

Актуальность обусловлена необходимостью информатизации образовательного пространства современного детского сада и активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный ...

Современные формы взаимодействия ДОО  и семьи как фактор повышения качества образования

Презентация представляет анализ работы с родителями и будет полезна педагогам ДОУ ....

Круглый стол «Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей – фактор повышения качества образования»

laquo;Видеорепортаж как инновационная форма работы с родителями»В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским с...