Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста в условиях современной дошкольной образовательной организации
статья

Методическая разработка проектирования траектории профессионального роста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста

в условиях современной дошкольной образовательной организации

Панкова О.В., старший воспитатель

ГБДОУ детский сад № 92

Красносельского района Санкт-Петербурга

Задача методиста не в том,

чтобы учить человека всю жизнь,

а в том, чтобы он

захотел учиться сам.

Методическая работа занимает особое место в системе управления ГБДОУ, так как способствует развитию профессиональных компетенций педагога, самореализации его как личности. Главная цель методической работы – повышение квалификации и профессионального мастерства педагога. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования мастерства каждого воспитателя и специалиста. В тоже время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за совершенствование образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями в педагогике и психологии, в соответствии с новыми требованиями образовательного и профессионального стандартов. Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества за счёт нового подхода к информационному обеспечению, анализу, планированию, организации, контролю и регулированию образовательного процесса. В ГБДОУ должны быть созданы условия для профессиональной деятельности педагога, направленной на достижение максимально возможных результатов в обучении, воспитании и развитии детей. В современных условиях для решения вопросов, стоящих перед образовательным учреждением, требуется педагог - новатор, ориентированный на реализацию личностной парадигмы в педагогической деятельности. Для этого и необходима такая модель методической службы, которая будет способствовать развитию творческого и профессионального потенциала педагога. Система проектирования индивидуальной траектории профессионального роста призвана предоставить каждому человеку возможность непрерывного профессионального образования, необходимого для карьерного и личностного роста.

При проектировании индивидуальной траектории профессионального роста необходимо учитывать уровень профессиональных потребностей педагогов и содействовать их развитию. Только в этом случае возможен профессиональный рост каждого педагога.

Одной из ведущих целей методической работы в ГБДОУ должна стать разработка модели индивидуальной траектории профессионального роста педагогических работников с учётом тенденций развития педагогического коллектива на современном этапе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в условиях государственно-общественного управления.  Реализовать данную цель можно посредством разработки системы мониторинга педагогической компетентности, разработки  и реализации плана повышения квалификации педагогических работников с учётом выявленных тенденций, а так же через повышение инновационного потенциала коллектива путём создания благоприятной мотивационной среды.

Методической службой могут быть использованы различные формы реализации индивидуальной траектории профессионального роста педагогических работников, которые представлены в предлагаемом ниже плане.

Примерный план реализации индивидуальных траекторий профессионального роста педагогических работников дошкольного образования

Содержание

Мероприятия

Результат

Выявление профессиональных возможностей и затруднений педагогических работников

Анкетирование

Определение потребности в повышении квалификации

Наблюдение

Анализ педагогической активности

Сбор сведений о самообразовании педагогов

Диагностика стиля педагогического общения, готовности к инновационной деятельности, готовности к работе в режиме реализации ФГОС ДО

Проектирование индивидуальной траектории профессионального развития педагогов

Составление плана обобщения и распространения педагогического опыта

Планы профессионального развития

План повышения квалификации

План работы с педагогами, готовящимися к аттестации с учётом дифференцированного подхода (первая и высшая категория)

Составление портфолио педагогов

Организация работы творческих педагогических групп, практикумов институционального уровня

Составление карт педагогического мастерства для определения адресной методической помощи и форм оказания помощи

Создание условий для продвижения перспективных педагогов: привлекать к руководству педагогическими группами, к участию в экспертной деятельности и т.д.

Повышение квалификации

Вовлечение педагогов в методическую работу МБДОУ: открытые мероприятия, творческие проблемные группы, наставничество, конкурсы институционального уровня, педагогические советы, мастер-классы, круглые столы, участие в работе ППк и т.д.

Назначение наставников молодым специалистам.

Годовой план работы ГБДОУ.

Участие в методобъединениях города, в семинарах, практикумах на базе ГБДОУ муниципального уровня.

Справки об участии в МО.

Плановые и целевые курсы.

Свидетельства о прохождении ПК.

Защита проектов в ходе плановых и целевых курсов

Аналитическая справка

Процедура аттестации

Ознакомление с нормативно-правовой документацией

Аттестация по плану

Реализация плана работы с аттестующимися педагогами

Реализация индивидуальных планов аттестации

Подготовка педагогов к процедуре электронного тестирования

Оказание методической помощи в формировании папки профессиональных достижений

Психологическое сопровождение аттестующихся педагогов

Подготовка к участию  в конкурсах педагогического мастерства

Вовлечение педагогов в конкурсное движение на институциональном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях

Дипломы, благодарности

Мотивация к участию в дистанционных конкурсах методических разработок

Планирование работы педагогов по подготовке детей к участию в конкурсах

Методическая помощь в подготовке материалов для конкурсов, выступлений, публикаций

Стимулирование педагогов за участие в конкурсах профессионального мастерства

Постоянное ознакомление педагогов с возможностями участия в конкурсах

Знакомство педагогов с конкурсными материалами коллег других учреждений

Повышение мотивации к профессиональной деятельности

Моральное поощрение: благодарности, грамоты, публичное выражение признательности, представление к наградам

Мотивация и готовность к инновационной деятельности

Материальное поощрение: стимулирующие выплаты, подарки

Оказание доверия через поручение ответственных дел

Предоставление возможностей карьерного роста

Организация наставничества

Предоставление работы на самоконтроле

Совершенствование системы мониторинга

Систематизация опросников, анкет, диагностических методик

Банк данных

Пополнение информационного банка мониторинга

Апробация и адаптация методик и схем мониторинга

Внедрение современных образовательных технологий

Организация презентаций, мастер-классов и т.д. с целью ознакомления с образовательными технологиями

Банк данных (фото- , видеоматериалы)

Банк презентаций

Разработанные дидактические и диагностические материалы.

Рабочие и авторские программы.

Создание условий для разработки проектов и авторских программ

Повышение компетентности педагогов в ИКТ

В перспективе внедрение индивидуальных траекторий профессионального роста должно стимулировать потребность педагога в непрерывном профессиональном образовании и творческой самореализации, а ГБДОУ помочь приобрести статус самообучающейся организации.

Главные характерные черты самообучающихся предприятий:

  • способность к автономному и стабильному функционированию благодаря богатому опыту, быстрому восприятию изменений, постоянному мониторингу за состоянием внутренней и внешней среды;
  • адаптивная организационная структура;
  • приоритетное использование самообразования педагогов, стимулирование познавательной мотивации, творческой активности, новаторской деятельности и создание климата, благоприятствующего самообучению;
  • предоставление всем сотрудникам равных возможностей для непрерывного обучения. Самообучающиеся организации стимулируют сотрудников на всех уровнях к постоянному и всестороннему обучению в ходе работы, тем самым позволяя им полноценно раскрыть и реализовать все свои обширные таланты;
  • обучение, осуществляемое в ходе непосредственного выполнения профессиональной деятельности;
  • привитие педагогами чувства эмпатии и внимания друг к другу, разрешение конфликтов посредствам обсуждения источников взаимного недопонимания.

Переход к данному типу организации позволит добиться активного участия педагогов в развитии образования, участия в реализации социально значимых проектов и программ регионального и федерального уровней, конечным итогом чего станет повышение качества дошкольного образования в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...

Статья. Участие во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенка в условиях современной дошкольной образовательной организации" апрель 2016

Статья для участия во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенкав условиях современной дошкольной образовательной организации""Проект развитие  общения и в...

Доклад на августовской педагогической конференции «Современные условия развития дошкольной образовательной организации как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС ДО»

  Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требован...

Интеграция дошкольного и дополнительного образования в условиях современной дошкольной образовательной организации

   Организация дополнительного образования дошкольников является важной частью системы образовательного процесса. Интеграция дошкольного и дополнительного образования созданная в наше...

Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации

В этой статье  раскрывается актуальность проблемы проектирования образовательной среды для развития игровой деятельности дошкольников.  Представлен  проект «Образовательная среда ...

Особенности формирования познавательного интереса у детей 4-5 лет в условиях современной дошкольной образовательной организации

Аннотация: в данной статье раскрыты особенности формирования познавательного интереса у детей 4-5 лет в образовательных организациях, познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средст...