Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста в условиях современной дошкольной образовательной организации
статья
Методическая разработка проектирования траектории профессионального роста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_individualnoy_traektorii_professionalnogo_rosta.docx | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста
в условиях современной дошкольной образовательной организации
Панкова О.В., старший воспитатель
ГБДОУ детский сад № 92
Красносельского района Санкт-Петербурга
Задача методиста не в том,
чтобы учить человека всю жизнь,
а в том, чтобы он
захотел учиться сам.
Методическая работа занимает особое место в системе управления ГБДОУ, так как способствует развитию профессиональных компетенций педагога, самореализации его как личности. Главная цель методической работы – повышение квалификации и профессионального мастерства педагога. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования мастерства каждого воспитателя и специалиста. В тоже время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за совершенствование образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями в педагогике и психологии, в соответствии с новыми требованиями образовательного и профессионального стандартов. Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества за счёт нового подхода к информационному обеспечению, анализу, планированию, организации, контролю и регулированию образовательного процесса. В ГБДОУ должны быть созданы условия для профессиональной деятельности педагога, направленной на достижение максимально возможных результатов в обучении, воспитании и развитии детей. В современных условиях для решения вопросов, стоящих перед образовательным учреждением, требуется педагог - новатор, ориентированный на реализацию личностной парадигмы в педагогической деятельности. Для этого и необходима такая модель методической службы, которая будет способствовать развитию творческого и профессионального потенциала педагога. Система проектирования индивидуальной траектории профессионального роста призвана предоставить каждому человеку возможность непрерывного профессионального образования, необходимого для карьерного и личностного роста.
При проектировании индивидуальной траектории профессионального роста необходимо учитывать уровень профессиональных потребностей педагогов и содействовать их развитию. Только в этом случае возможен профессиональный рост каждого педагога.
Одной из ведущих целей методической работы в ГБДОУ должна стать разработка модели индивидуальной траектории профессионального роста педагогических работников с учётом тенденций развития педагогического коллектива на современном этапе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в условиях государственно-общественного управления. Реализовать данную цель можно посредством разработки системы мониторинга педагогической компетентности, разработки и реализации плана повышения квалификации педагогических работников с учётом выявленных тенденций, а так же через повышение инновационного потенциала коллектива путём создания благоприятной мотивационной среды.
Методической службой могут быть использованы различные формы реализации индивидуальной траектории профессионального роста педагогических работников, которые представлены в предлагаемом ниже плане.
Примерный план реализации индивидуальных траекторий профессионального роста педагогических работников дошкольного образования
Содержание | Мероприятия | Результат |
Выявление профессиональных возможностей и затруднений педагогических работников | Анкетирование | Определение потребности в повышении квалификации |
Наблюдение | ||
Анализ педагогической активности | ||
Сбор сведений о самообразовании педагогов | ||
Диагностика стиля педагогического общения, готовности к инновационной деятельности, готовности к работе в режиме реализации ФГОС ДО | ||
Проектирование индивидуальной траектории профессионального развития педагогов | Составление плана обобщения и распространения педагогического опыта | Планы профессионального развития |
План повышения квалификации | ||
План работы с педагогами, готовящимися к аттестации с учётом дифференцированного подхода (первая и высшая категория) | ||
Составление портфолио педагогов | ||
Организация работы творческих педагогических групп, практикумов институционального уровня | ||
Составление карт педагогического мастерства для определения адресной методической помощи и форм оказания помощи | ||
Создание условий для продвижения перспективных педагогов: привлекать к руководству педагогическими группами, к участию в экспертной деятельности и т.д. | ||
Повышение квалификации | Вовлечение педагогов в методическую работу МБДОУ: открытые мероприятия, творческие проблемные группы, наставничество, конкурсы институционального уровня, педагогические советы, мастер-классы, круглые столы, участие в работе ППк и т.д. | Назначение наставников молодым специалистам. Годовой план работы ГБДОУ. |
Участие в методобъединениях города, в семинарах, практикумах на базе ГБДОУ муниципального уровня. | Справки об участии в МО. | |
Плановые и целевые курсы. | Свидетельства о прохождении ПК. | |
Защита проектов в ходе плановых и целевых курсов | Аналитическая справка | |
Процедура аттестации | Ознакомление с нормативно-правовой документацией | Аттестация по плану |
Реализация плана работы с аттестующимися педагогами | ||
Реализация индивидуальных планов аттестации | ||
Подготовка педагогов к процедуре электронного тестирования | ||
Оказание методической помощи в формировании папки профессиональных достижений | ||
Психологическое сопровождение аттестующихся педагогов | ||
Подготовка к участию в конкурсах педагогического мастерства | Вовлечение педагогов в конкурсное движение на институциональном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях | Дипломы, благодарности |
Мотивация к участию в дистанционных конкурсах методических разработок | ||
Планирование работы педагогов по подготовке детей к участию в конкурсах | ||
Методическая помощь в подготовке материалов для конкурсов, выступлений, публикаций | ||
Стимулирование педагогов за участие в конкурсах профессионального мастерства | ||
Постоянное ознакомление педагогов с возможностями участия в конкурсах | ||
Знакомство педагогов с конкурсными материалами коллег других учреждений | ||
Повышение мотивации к профессиональной деятельности | Моральное поощрение: благодарности, грамоты, публичное выражение признательности, представление к наградам | Мотивация и готовность к инновационной деятельности |
Материальное поощрение: стимулирующие выплаты, подарки | ||
Оказание доверия через поручение ответственных дел | ||
Предоставление возможностей карьерного роста | ||
Организация наставничества | ||
Предоставление работы на самоконтроле | ||
Совершенствование системы мониторинга | Систематизация опросников, анкет, диагностических методик | Банк данных |
Пополнение информационного банка мониторинга | ||
Апробация и адаптация методик и схем мониторинга | ||
Внедрение современных образовательных технологий | Организация презентаций, мастер-классов и т.д. с целью ознакомления с образовательными технологиями | Банк данных (фото- , видеоматериалы) Банк презентаций Разработанные дидактические и диагностические материалы. Рабочие и авторские программы. |
Создание условий для разработки проектов и авторских программ | ||
Повышение компетентности педагогов в ИКТ |
В перспективе внедрение индивидуальных траекторий профессионального роста должно стимулировать потребность педагога в непрерывном профессиональном образовании и творческой самореализации, а ГБДОУ помочь приобрести статус самообучающейся организации.
Главные характерные черты самообучающихся предприятий:
- способность к автономному и стабильному функционированию благодаря богатому опыту, быстрому восприятию изменений, постоянному мониторингу за состоянием внутренней и внешней среды;
- адаптивная организационная структура;
- приоритетное использование самообразования педагогов, стимулирование познавательной мотивации, творческой активности, новаторской деятельности и создание климата, благоприятствующего самообучению;
- предоставление всем сотрудникам равных возможностей для непрерывного обучения. Самообучающиеся организации стимулируют сотрудников на всех уровнях к постоянному и всестороннему обучению в ходе работы, тем самым позволяя им полноценно раскрыть и реализовать все свои обширные таланты;
- обучение, осуществляемое в ходе непосредственного выполнения профессиональной деятельности;
- привитие педагогами чувства эмпатии и внимания друг к другу, разрешение конфликтов посредствам обсуждения источников взаимного недопонимания.
Переход к данному типу организации позволит добиться активного участия педагогов в развитии образования, участия в реализации социально значимых проектов и программ регионального и федерального уровней, конечным итогом чего станет повышение качества дошкольного образования в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современной дошкольной образовательной организации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...
Статья. Участие во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенка в условиях современной дошкольной образовательной организации" апрель 2016
Статья для участия во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенкав условиях современной дошкольной образовательной организации""Проект развитие общения и в...
Доклад на августовской педагогической конференции «Современные условия развития дошкольной образовательной организации как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС ДО»
Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требован...
Интеграция дошкольного и дополнительного образования в условиях современной дошкольной образовательной организации
Организация дополнительного образования дошкольников является важной частью системы образовательного процесса. Интеграция дошкольного и дополнительного образования созданная в наше...
Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации
В этой статье раскрывается актуальность проблемы проектирования образовательной среды для развития игровой деятельности дошкольников. Представлен проект «Образовательная среда ...
Особенности формирования познавательного интереса у детей 4-5 лет в условиях современной дошкольной образовательной организации
Аннотация: в данной статье раскрыты особенности формирования познавательного интереса у детей 4-5 лет в образовательных организациях, познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средст...