Презентация: "Формирование целостного воспитательного пространства для гражданско-патриотического становления личности дошкольника"
презентация
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и
сохраненное предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать ее,
стать подлинным патриотом»
(С. Михалков)
Скачать:
Подписи к слайдам:
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением , может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом » (С . Михалков ). Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма , который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей.
Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле , на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. ФГОС дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма , гражданственности, уважения к правам и свободам человека.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины. Поэтому данная работа включает целый комплекс задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детском саду, родной улица, городу; формирование бережного отношения к родной природе и всему живому; воспитание уважения к труду людей; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о России, ее столице; знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном; развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях , в играх, в труде, в быту и т.д., т.к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
С первого дня поступления в детский сад дети начинают получать значимые знания о своей Родине. В каждой группе ДОУ есть уголки патриотического и духовно-нравственного воспитания, в них располагаются атрибуты государственной символики, книги о Родине, альбомы с фотографиями родного края, страны, предметы русских народных промыслов, иконы, в старших и подготовительных группах детей знакомят с портретами президента и премьер-министра. Таким образом, ненавязчиво, через предметно-пространственную среду, каждый день у воспитанников прививаются патриотические чувства и знания о Родине. В детском саду растет маленький Гражданин России.
Особое внимание в нашем детском саду уделяется развитию этических и эстетических понятий: добро, зло, ответственность, совесть, честь, достоинство, прекрасное и безобразное. Все это способствуют формированию нравственно-волевой сферы личности дошкольника. Эмоционально воспринимать окружающее ребенку помогает яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей среде, а также представить по-новому то, что им хорошо знакомо .
С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Работа по патриотическому воспитанию детей связана и с их физическим развитием, т.к. будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, ловкими.
Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной деятельности воспитателя с детьми в течение всего времени пребывания детей в детском саду, ведь воспитание чувств – это процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности педагоги используют дидактические и народные игры, театрализованную деятельность, беседы, выставки, конкурсы.
В группах всех возрастов проводятся соответствующие занятия доступные пониманию детей. Всегда ярко проходят традиционные праздники и утренники, посвященные Рождеству Господню, Дню семьи, Пасхе и многие другие. Музыкальные занятия позволяют знакомить с русской народной музыкой, частушками, плясовыми.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, посвященные семейным, патриотическим и православным темам, встречам со старшим поколением – это и традиционные встречи с ветеранами, и участниками ВОВ и другие массовые мероприятия. Проведение таких праздников в детском саду помогают поддерживать сложившиеся традиции и создавать новые.
Осмысленно изучать явления природы малыши начинают в детском саду посредством уголка природы, который способствует проявлению заботливого, бережного отношения дошколят к живым существам. Дети учатся находить эстетическую красоту растений и животных, ухаживать за ними, приобретают ценностное отношение к природе, развивают познавательную активность и наблюдательность. Также уголок природы в детском саду воспитывает заботливость, бережливость, ответственность и добрые чувства у ребят дошкольного возраста.
Мы понимаем, что крайне важно создать пространство для гражданско-патриотического становления личности дошкольника, где функционирует система духовно-нравственного воспитания, пространство, построенное на ценностях традиций духовной культуры, которое отвечает потребностям развития личности ребенка. Вся наша работа направлена на воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами. Созданные нами условия позволяют растить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества . Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Эта работа по-прежнему актуальна и особенно трудна, в настоящее время. Она требует большого такта и терпения, т.к. во многих (особенно молодых) семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение .
Родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, и не только в рамках семьи. Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций и т.п. Интересным может быть « мини-исследование ». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования , разумно ограничивая ее территориальные и временные рамки. Например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети) или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.
Необходимо учитывать , что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.
Литература : Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». 2-е изд., испр . и доп. Москва: АРКТИ, 2005. – 72 с. Александрова Е.Ю. и др. система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина…:Практическое пособие для работников ДОУ. – Москва: АРКТИ, 2003. – 80 с. Практический журнал «Воспитатель» № 4/ 2014 год, с. 30 – 32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Становление личности дошкольников средствами фольклора
В данном проекте представлены фольклорные игры. Проект состоит из двух разделов: первый раздел - игры для детей 5-6 лет, второй раздел - игры для детей 6-7 лет....
Патриотическое воспитание и становление личности дошкольника
статья о важности патриотического воспитания дошкольников, о том, с чего оно начинается...
Влияние телевидения на развитие и становление личности дошкольника
В статье рассказывается о том сколько можете дошкольник проводить времени у элранов телевизоров. Даются рекомендации о том какие мультфильмы можно смотреть...
Важность семейных традиций для становления личности дошкольника.
Консультация для родителей: "Семейные традиции ". Семейные традиции и обычаи являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия. Некогда традиции были обязательной составляющей...
Психолого-педагогическое влияние экспериментирования в ДОУ на становление личности дошкольника
Данная статья показывает, как экспериментальная деятельность способствует развитию полноценной самомтоятельной личности ребенка, выполняя основные задачи дошкольного образования....
Проект «Образовательная деятельность по нравственному становлению личности дошкольника посредством экологического воспитания»
Экологическое воспитание дошкольников....