Презентация: "Формирование целостного воспитательного пространства для гражданско-патриотического становления личности дошкольника"
презентация
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и
сохраненное предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать ее,
стать подлинным патриотом»
(С. Михалков)
Скачать:
Подписи к слайдам:
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением , может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом » (С . Михалков ). Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма , который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей.
Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле , на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. ФГОС дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма , гражданственности, уважения к правам и свободам человека.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины. Поэтому данная работа включает целый комплекс задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детском саду, родной улица, городу; формирование бережного отношения к родной природе и всему живому; воспитание уважения к труду людей; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о России, ее столице; знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном; развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях , в играх, в труде, в быту и т.д., т.к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
С первого дня поступления в детский сад дети начинают получать значимые знания о своей Родине. В каждой группе ДОУ есть уголки патриотического и духовно-нравственного воспитания, в них располагаются атрибуты государственной символики, книги о Родине, альбомы с фотографиями родного края, страны, предметы русских народных промыслов, иконы, в старших и подготовительных группах детей знакомят с портретами президента и премьер-министра. Таким образом, ненавязчиво, через предметно-пространственную среду, каждый день у воспитанников прививаются патриотические чувства и знания о Родине. В детском саду растет маленький Гражданин России.
Особое внимание в нашем детском саду уделяется развитию этических и эстетических понятий: добро, зло, ответственность, совесть, честь, достоинство, прекрасное и безобразное. Все это способствуют формированию нравственно-волевой сферы личности дошкольника. Эмоционально воспринимать окружающее ребенку помогает яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей среде, а также представить по-новому то, что им хорошо знакомо .
С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Работа по патриотическому воспитанию детей связана и с их физическим развитием, т.к. будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, ловкими.
Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной деятельности воспитателя с детьми в течение всего времени пребывания детей в детском саду, ведь воспитание чувств – это процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности педагоги используют дидактические и народные игры, театрализованную деятельность, беседы, выставки, конкурсы.
В группах всех возрастов проводятся соответствующие занятия доступные пониманию детей. Всегда ярко проходят традиционные праздники и утренники, посвященные Рождеству Господню, Дню семьи, Пасхе и многие другие. Музыкальные занятия позволяют знакомить с русской народной музыкой, частушками, плясовыми.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, посвященные семейным, патриотическим и православным темам, встречам со старшим поколением – это и традиционные встречи с ветеранами, и участниками ВОВ и другие массовые мероприятия. Проведение таких праздников в детском саду помогают поддерживать сложившиеся традиции и создавать новые.
Осмысленно изучать явления природы малыши начинают в детском саду посредством уголка природы, который способствует проявлению заботливого, бережного отношения дошколят к живым существам. Дети учатся находить эстетическую красоту растений и животных, ухаживать за ними, приобретают ценностное отношение к природе, развивают познавательную активность и наблюдательность. Также уголок природы в детском саду воспитывает заботливость, бережливость, ответственность и добрые чувства у ребят дошкольного возраста.
Мы понимаем, что крайне важно создать пространство для гражданско-патриотического становления личности дошкольника, где функционирует система духовно-нравственного воспитания, пространство, построенное на ценностях традиций духовной культуры, которое отвечает потребностям развития личности ребенка. Вся наша работа направлена на воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами. Созданные нами условия позволяют растить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества . Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Эта работа по-прежнему актуальна и особенно трудна, в настоящее время. Она требует большого такта и терпения, т.к. во многих (особенно молодых) семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение .
Родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, и не только в рамках семьи. Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций и т.п. Интересным может быть « мини-исследование ». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования , разумно ограничивая ее территориальные и временные рамки. Например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети) или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.
Необходимо учитывать , что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.
Литература : Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». 2-е изд., испр . и доп. Москва: АРКТИ, 2005. – 72 с. Александрова Е.Ю. и др. система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина…:Практическое пособие для работников ДОУ. – Москва: АРКТИ, 2003. – 80 с. Практический журнал «Воспитатель» № 4/ 2014 год, с. 30 – 32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/31/picture-89238.jpg)
Становление личности дошкольников средствами фольклора
В данном проекте представлены фольклорные игры. Проект состоит из двух разделов: первый раздел - игры для детей 5-6 лет, второй раздел - игры для детей 6-7 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-355991-1385565107.jpg)
Патриотическое воспитание и становление личности дошкольника
статья о важности патриотического воспитания дошкольников, о том, с чего оно начинается...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/16/picture-569809-1426518073.jpg)
Влияние телевидения на развитие и становление личности дошкольника
В статье рассказывается о том сколько можете дошкольник проводить времени у элранов телевизоров. Даются рекомендации о том какие мультфильмы можно смотреть...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/15/picture-893660-1660558850.jpg)
Важность семейных традиций для становления личности дошкольника.
Консультация для родителей: "Семейные традиции ". Семейные традиции и обычаи являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия. Некогда традиции были обязательной составляющей...
Психолого-педагогическое влияние экспериментирования в ДОУ на становление личности дошкольника
Данная статья показывает, как экспериментальная деятельность способствует развитию полноценной самомтоятельной личности ребенка, выполняя основные задачи дошкольного образования....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/22/picture-132903-1508660547.jpg)
Проект «Образовательная деятельность по нравственному становлению личности дошкольника посредством экологического воспитания»
Экологическое воспитание дошкольников....