Психолого-педагогическое влияние экспериментирования в ДОУ на становление личности дошкольника
статья (подготовительная группа) по теме
Данная статья показывает, как экспериментальная деятельность способствует развитию полноценной самомтоятельной личности ребенка, выполняя основные задачи дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_psihologo-pedagogicheskoe_vliyanie_eksperimentirovniya.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое влияние экспериментирования в ДОУ на становление личности дошкольника
«Человек, который никогда не ошибался,
никогда не пробовал сделать, что-нибудь новое»
Альберт Энштейн
За последние несколько лет дошкольное образование претерпело неоднократные преобразования. Этому способствовали: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, который сделал необходимостью разработки ФГОС ДО; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который способствовал формированию Концепции «ТЕМП»; Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП», в свою очередь, также имела приоритетное значение для нашей области, как промышленного региона.
Одна из Базовых идей Российского дошкольного образования – это целостность процесса образования (единства воспитания, обучения и развития) детей дошкольного возраста как совокупности педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром, культурой и людьми в поликультурном обществе.
Согласно, статьи 64 закона «Об Образовании в РФ» дошкольное образование направлено на: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Все это объединяет основная цель ФГОС ДО - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.
Реализующийся в Челябинской области образовательный проект «ТЕМП», при этом указывает направление вектора образования, и направлен на подготовку квалифицированных кадров для экономики региона.
В качестве основных задач, обеспечивающих достижение ранее сформулированной стратегической цели предлагаются следующие позиции: формирование культуры комплексного применения обучающимися знаний в области естественно-математического и технологического образования. И использование механизма популяризации системы естественно-математического и технологического образования, что обусловливается стремлением преодолеть тенденцию снижения интереса обучающихся к соответствующему сегменту научных знаний, а также желанием нивелировать индифферентное отношение общественности к инженерным и рабочим профессиям.
Учить для жизни, а не для школы! Вот она цель Российского образования в целом. Таким образом, в каждом дошкольном учреждении необходимо выстроить траекторию психолого-педагогического сопровождения, направленную на развитие дошкольников как полноценной и разносторонне развитой личности, при этом свободно развивающейся. Этому способствует реализация следующих принципов: следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе, при сопровождении учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности конкретного ребенка, ориентация на построение ребенком самостоятельно комфортных взаимоотношений с окружающим миром и самим собой.
Задачи психолого – педагогического сопровождения:
- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основными субъектами психологического воздействия в детском саду являются:
• дети;
• воспитатели, педагоги;
• родители.
Основные этапы психолого – педагогического сопровождения:
1. диагностический;
2. уточнение выявленных затруднений или одаренности ребенка;
3. коррекционно – развивающий;
4. анализ промежуточных результатов сопровождения развития ребенка.
Для решения поставленных задач на разных этапах психолого-педагогического сопровождения проводятся:
- консультации для воспитателей, для родителей;
- памятки для родителей по экспериментированию дома;
- картотеки опытов и экспериментов;
- полезные советы;
- презентации;
- проблемно-развивающие упражнения.
В последнее время появилось множество литературы на данную тему. В нашем детском саду широко используются:
- Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. /Под ред. О.В. Дыбиной.
- Экспериментальная деятельность детей: учеб.-метод. Пособие /сост.: Н.А. Степанова, Е.Н. Ращикулина.
- Веселые научные опыты для детей и взрослых. Опыты в комнате /Мария Яковлева и т.д.
Одно из последних направлений деятельности дошкольников, с учетом ФГОС ДО и образовательного проекта «ТЕМП», которое ведет к выполнению поставленных целей, задач, реализации принципов, этапов и включенности всех субъектов психологического воздействия в ДОУ в тесное взаимодействие друг с другом, это экспериментальная деятельность.
Да, ведущая деятельность дошкольников игровая, но разве экспериментирование в ДОУ не является той самой игрой. При этом у экспериментирования есть одна особенность, а именно задержка внимания, посредством пробуждения интереса, который в свою очередь, появляется во время узнавания, чего-то нового, неизведанного, т.е. получения знаний. Данный вид деятельности развивает в дошкольнике как в субъекте образовательных отношений: уверенность в себе, целенаправленность, усидчивость, стремление к достижению цели, самостоятельность принятия решений, посредством проб и ошибок, что способствует развитию памяти и запоминанию раз и на всегда, т.к. результат достигнут практическим путем, а значит усвоен алгоритм достижения цели. Также работа в команде учит слаженно выполнять поставленную задачу, слушать друг друга, взаимодействовать, договариваться, возможность проявить лидерские и организаторские качества. Все это необходимо современному человеку для достижения профессионального уровня и экономического благополучия.
Таким образом, важнейшей функцией современного образования является формирование у детей готовности к вхождению в социум, воспитание активного, самостоятельного, социально адаптированного ребенка.
Что достигается психолого-педагогическим сопровождением процесса социализации детей в условиях дошкольного учреждения с момента поступления ребенка в детский сад и до выпуска в школу. Реализация данной технологии осуществлялась прежде в соответствии с основными направлениями деятельности педагога-психолога, но в условиях Федерального государственного образовательного стандарта можно говорить о психолого-педагогическом сопровождении детей педагогом в процессе различных видов игровой деятельности, а также в процессе экспериментирования. В процессе опытно-экспериментальной деятельности педагог может помочь раскрепоститься ребенку, помочь вступить в контакт с другими детьми, развить школьно-значимые функции и многое другое. А совместная работа педагога и психолога в ДОУ делает возможным формирование талантливой полноценной гармоничной личности.
Список литературы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва
- Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» /В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 29.09.2014 № 01/2887
- Интернет ресурсы:
Технология психолого-педагогического сопровождения процесса социализации детей в условиях дошкольного учреждения Кирилова О.А.
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО Дядчина Ольга
http://www.maam.ru/detskijsad/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detei-doshkolnogo-vozrasta-v-uslovijah-vedenija-fgos-do.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Становление личности дошкольников средствами фольклора
В данном проекте представлены фольклорные игры. Проект состоит из двух разделов: первый раздел - игры для детей 5-6 лет, второй раздел - игры для детей 6-7 лет....
Патриотическое воспитание и становление личности дошкольника
статья о важности патриотического воспитания дошкольников, о том, с чего оно начинается...
Влияние телевидения на развитие и становление личности дошкольника
В статье рассказывается о том сколько можете дошкольник проводить времени у элранов телевизоров. Даются рекомендации о том какие мультфильмы можно смотреть...
Важность семейных традиций для становления личности дошкольника.
Консультация для родителей: "Семейные традиции ". Семейные традиции и обычаи являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия. Некогда традиции были обязательной составляющей...
Проект «Образовательная деятельность по нравственному становлению личности дошкольника посредством экологического воспитания»
Экологическое воспитание дошкольников....
Влияние внутрисемейных конфликтов на становление личности дошкольника
О влиянии конфликтов в семье на становление личности дошкольника...