Патриотическое воспитание и становление личности дошкольника
статья на тему
статья о важности патриотического воспитания дошкольников, о том, с чего оно начинается
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospit_material_biryulina.docx | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание и становление личности дошкольника
Бирюлина Елена Борисовна,
воспитатель МБДОУ ДС КВ №57
г.Челябинск
Процесс познания у детей происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы, чем те, которые предстают со страниц книг, учебных пособий. Так приходит любовь к Родине, ее природе истории, культуре, людям.
Патриотическое воспитание является одним из путей социального развития ребенка, осуществляемого в процессе приобщения к социальной действительности. Как организованный педагогический процесс, патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие воспитателей и детей, цель которого – воспитание патриотических чувств и отношений подрастающего поколения.
Патриотизм рассматривается в психолого-педагогических исследованиях как сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее любовь к своему Отечеству. Содержательные характеристики патриотизма включают знания об истории, культуре, традициях своего Отечества: проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему, потребности в прогрессивном развитии своего государства, чувство национального достоинства, гордости за принадлежность к своей культуре; активную творческую деятельность на благо Отечества. Воспитание патриотических чувств неразрывно связано с понятием «нравственность», «нравственное воспитание».
Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм (Р.С. Буре).
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества (С.А. Козлова).
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности, пример близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
В работе по нравственно-патриотическому воспитанию педагоги могут использовать разные формы организации совместной работы с родителями: выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, ее традициях (например «Любимые блюда семьи ……»); совместные праздники, совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие, макета улицы, составленный из макетов домов детей, совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчета о прогулке, тематические родительские собрания и т.д. Также это может быть создание альбомов к праздникам «Наши папы и дедушки – защитники» (к 23 февраля, с фотографиями родных и рассказами о том, где они служили), «Книга памяти» (к Дню Победы в Великой Отечественной Войне с фотографиями и рассказами о прадедушках и прабабушках, которые приближали Победу в годы войны), «Наши мамы (бабушки) самые лучшие» (к 8 марта, с фотографиями мам дома и на работе, с рассказами о том, чем мамы (бабушки, сестры) занимаются, об их хобби).
Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Родители совместно с детьми могут составить схему микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад. На схеме обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице.
Чувства ребенка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, чтобы жизнь детей в нем была интересной, насыщенной, запоминающейся.
Используемая литература:
- Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. М., Просвещение, 1985г., 143 с.
- Жуковская Р. И. и др. Родной край / Р. И. Жуковская, Н. A Виноградова, С. А. Козлова; Под ред. С. А. Козловой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990
- Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В. ap2004.alledu/document/380/839
- Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. portal-slovo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние патриотического воспитание на развитие личности дошкольника
В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной...
"Роль патриотического воспитания в становлении личности дошкольника" (проект "Этих дней далеких позабыть нельзя...")
Долгосрочный проект "Этих дней далеких позабыть нельзя..." как одна из форм работы пои патриотичексому воспитанию дошкольников.В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активиз...
Консультация для родителей "Роль семейного воспитания в становлении личности дошкольника"
Данный материал разработан в помощь родителям....
Консультация для педагогов ДОУ«Значимость патриотического воспитания в развитии личности дошкольников».
Патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, так как дошкольный возраст наиболее чувствителен к воспитанию патриотизма. В этом возрасте дети достаточно внушаемы, впечатлительн...
Патриотическое воспитание – это неотъемлемая часть для становления личности дошкольника».
ДОУ было, есть и будет центром, ядром создания и воспитания личности будущего, оно служит и будет служить для того , чтобы все усилия педагогов были направлены на развитие и воспитание личности.Воспит...
Консультация для педагогов "Эффективность патриотического воспитания на развитие личности дошкольника"
Материал поможет воспитателям понять смысл патриотического воспитания для дошкольников...
Роль патриотического воспитания в развитии личности дошкольника
Процесс патриотического воспитания начинается в дошкольном возрасте....