Дополнительное образование в ДОУ
статья
Технология ТИКО-моделирования является инновационной технологией в линейке конструкторов нового поколения и представляет собой трансформируемый игровой конструктор из набора ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые могут шарнирно соединяться друг с другом. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки - к объемной фигуре и обратно. Основная цель использования данной технологии – формирование у детей способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дополнительное образование: ТИКО – моделирование, как инновационная образовательная технология
Введение в систему дошкольного образования ФГОС ДО открыло для педагогов большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных средств, видов дидактического материала. Одним из наиболее интересных и актуальных средств развития детей на сегодняшний день является конструирование. Обучение конструированию способствует как формированию общих конструктивных умений, способствующих развитию конструктивного стиля мышления, так и в целом развитию всех познавательных процессов детей дошкольного возраста (мышление, внимание, воображение, память, восприятие). Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают у детей интерес к современной технике и техническому творчеству. Ведь нынешнее поколение живёт в эпоху активной информатизации и роботостроения.
Технология ТИКО-моделирования является инновационной технологией в линейке конструкторов нового поколения и представляет собой трансформируемый игровой конструктор из набора ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые могут шарнирно соединяться друг с другом. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки - к объемной фигуре и обратно. Основная цель использования данной технологии – формирование у детей способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Основные развивающие задачи ТИКО:
• занять ребенка активной творческой деятельностью;
• укрепить пальцы и кисти, развить мелкую моторику рук;
• активизировать развитие левого и правого полушарий головного мозга ребенка за счет необходимости управлять руками и пространственно мыслить при создании объёмных фигур;
• познакомить ребенка с различными геометрическими телами.
Также, хотелось бы отметить тот факт, что в процессе ТИКО-конструирования у детей тренируется дисциплина за счёт сильной вовлечённости в создание постройки. Стремясь добиться определенного результата, ребенок становится настойчивым и целеустремленным.
Мы начали осваивать ТИКО-моделирование с детьми старшего дошкольного возраста, и вот уже три года успешно реализуем образовательную программу дополнительного образования «ТИКО-мастера». Программа имеет техническую направленность и реализуется на занятиях кружка моделирования «ТИКО-мастера». Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду. Практические занятия и занимательные упражнения позволяют нам формировать и развивать пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий.
Ведущей формой организации занятий (2 раза в неделю по 30 мин.) является - групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Образовательная работа с детьми осуществляется планомерно, систематически согласно учебно-тематическому плану. Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, спорт, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос и др. На каждом занятии прослеживается интеграция всех образовательных направлений, используются ИКТ-технологии.
Практическая работа с конструктором планируется по принципу «от простого к сложному», так как навык ТИКО-моделирования развивается постепенно. Для этого используем следующие формы работы с конструктором:
- конструирование по полной схеме
- конструирование по контурной схеме
- конструирование с помощью слухового диктанта
- конструирование по образцу
- конструирование по технологической карте
- конструирование по собственному представлению.
Самый сложный этап – самостоятельно изобрести и сконструировать объемную тематическую конструкцию. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даёт возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
В своей работе используем наборы ТИКО-конструктора «Малыш», «Фантазёр», «Геометрия», дидактические папки с технологическими картами, предназначенные для создания плоскостных и объемных конструкций, диски с их фотографиями. Конструктор имеет сертификат соответствия гигиеническим требованиям и рекомендации Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена, изготовлен из экологически чистых, безопасных, практичных и износостойких материалов, простой в применении, привлекателен по своей форме. Программа «ТИКО-мастера», методический и дидактический материал, разработанный для работы с конструктором ТИКО, позволяют педагогу направить главное внимание и силы воспитанников на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.
Дети очень любят играть с ТИКО, активно включаются в работу! Воображение их безгранично, и с помощью этого конструктора воплощают в жизнь самые необычные свои замыслы, доводят начатое дело до конца. И, как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Любая ТИКО-поделка в руках детей оживает. Созданные ТИКО-изобретения дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО-элементы в дидактических играх и упражнениях. Раз в месяц педагог организовывает выставку, которая демонстрирует родителям достижения их детей – ТИКО-поделки, объединенные единой тематикой.
Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий наши воспитанники развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, развертками, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.
Мы присоединились к группе в Контакте "ТИКО-конструирование" для общения с автором технологии Логиновой И.В. Самую актуальную информацию о новинках, конкурсах, вебинарах, онлайн-форумах узнаём в группе «ТИКО-моделирование». Видеоролики канала YOU TUBE «ТИКО-СТУДИЯ» помогают обучить детей практической работе с конструктором ТИКО.
Анализ взаимодействия с семьями воспитанников по организации дополнительного образования в ДОУ показал, что большая часть родителей считает данное направление актуальным и уделяют этому должное внимание. Они знают программные задачи, виды занятий. Планируем организовать для родителей практикум, мастер-класс по ТИКО- моделирования совместно с детьми.
В перспективе планируем использовать больше разнообразных форм работы с данным конструктором, как с детьми, так и с педагогами, повышать свою профессиональную компетентность через участие в вебинарах, конкурсах. Пополнить дидактические материалы по ТИКО-моделированию – приобрести рабочие тетради и папки для детей с ОВЗ; создать банк детских творческих работ, электронных презентации, конспектов, фотоматериалов. Активнее вовлекать воспитанников в конкурсное движение.
Использование обучающих конструкторов ТИКО – эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Мы с уверенностью можем сказать, что технология ТИКО - моделирования развивает оригинальность и гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, внимание, память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...
Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...