Положение о логопедическом пункте
методическая разработка

Юсова Лариса Алексеевна

Данное положение может быть рекомендовано учителям-логопедам, администрации ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_o_logopunkte.doc693.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                1.Общие положения

  1. Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения в муниципальном  общеобразовательном учреждении  Красносельская  средняя школа, реализующем общеобразовательную программу школьного и  дошкольного образования.
  2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами:
  • Федеральным законом  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
                 - Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ;
                   - Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе(А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.);
                    - Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98г. №20-58-07 ин.20-4
     «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;
                    -Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
                   - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Извлечение);
                   - Приказом Министерства образования и наука РФ от 24.12.2010 №2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников.(Извлечение)
                     Приказ вступил в силу с 4 августа 2011.
                   -Уставом  МОУ Красносельской СШ.

1.3. Положение принимается Педагогическим советом школы и утверждается приказом руководителя  Учреждения. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом  и утверждаются приказом руководителя Учреждения.

1.4. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.
                                           
                                                         
2. Цели, задачи

2.1. Логопедический пункт  (далее – Логопункт) создается в целях оказания коррекционной помощи воспитанникам и ученикам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими образовательной программы  школьного и дошкольного образования.


2.2        Основными задачами Логопункта являются:

  • обеспечение коррекции нарушений в развитии устной и письменной речи  учеников и воспитанников;
  • своевременное выявление особых образовательных потребностей учеников и  воспитанников, обусловленных недостатками в их речевом развитии;
  • обеспечение индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам с нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
  • обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении воспитанниками с нарушениями речи  образовательной программы школьного и  дошкольного образования;
  • обеспечение интеграции коррекционной помощи и воспитательно-образовательного процесса с учениками и воспитанниками, имеющими  нарушения речи;
  • профилактика нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников и учащихся;
  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей) ;
  • обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учеников и  воспитанников по преодолению речевых нарушений;
  • повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей школьного и дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.

                   3. Направления деятельности логопедического пункта.

3.1. Коррекционное:

  •  создание условий, направленных на коррекцию речевого развития учеников и воспитанников, обеспечивающих достижение воспитанниками и учениками, имеющими нарушения речи уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.

3.2. Мониторинговое:

  • отслеживание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении образовательной программы школьного и дошкольного образования.

3.3.  Профилактическое:

  • создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи детей школьного и дошкольного возраста.

3.4. Просветительское:

  •   создание условий, направленных на повышение  профессиональной компетентности педагогических работников, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей школьного и дошкольного возраста.

                     


                     

                4. Порядок комплектования  и организация деятельности
                                              логопедического пункта.

          4.1. На логопедический пункт зачисляются учащиеся, имеющие нарушения в    развитии устной и письменной речи: фонетико - фонематическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи, недостатки произношения – фонетический дефект, общее недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи.
       4 .2. Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи воспитанников и обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. (Инструктивно-методическое письмо  «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова).

                4.3. В первую очередь в Логопункт зачисляются обучающиеся недостатки речи, которых препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи, а так же с нарушением чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

         4.4. Зачисление в Логопункт  детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи осуществляется на основе обследования. Обследование речи детей проводится учителем-логопедом  в течение всего учебного года. Все дети с выявленными недостатками в развитии устной и письменной речи регистрируются в списке воспитанников (учащихся), нуждающихся в логопедической помощи.

         4.5. Основанием для зачисления в Логопункт воспитанников и учеников, зарегистрированных в списке, нуждающихся в логопедической помощи является соглашение родителя (законного представителя).  

         4.6. На основании соглашения родителя (законного представителя), в соответствии со списком воспитанников и учеников, нуждающихся в логопедической помощи, в срок до 15 сентября, приказом директора утверждается список зачисленных в Логопункт на текущий учебный год.

          4.7. Предельная наполняемость Логопункта составляет не более 20 учеников и воспитанников в течение учебного года и устанавливается в зависимости от категорий детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.

4.8. Наличие у воспитанников, зачисленных в Логопункт, имеющих диагнозы ОНР, а так же дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (далее - дизартрия, ринолалия), недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга (далее - алалия) должно быть подтверждено выпиской из протокола обследования детей специалистами территориальной психолого - медико-педагогической комиссией.      

4.9. Зачисление в Логопункт и отчисление из Логопункта воспитанников (учеников), имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи:

  • осуществляется из числа детей, указанных в списке, утвержденном директором школы;
  • проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

          4.10. Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка, индивидуально-личностных особенностей.

             
5. Организация коррекционной работы логопедического пункта

5.1. На каждого воспитанника, зачисленного в Логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту в соответствии с диагнозами. (приложение 1).

5.2.  Содержание коррекционной работы строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающими возрастные и психофизиологические особенности детей школьного и дошкольного возраста.

5.3. Содержание коррекционной работы определяется индивидуальными планами работы на каждого зачисленного в Логопункт воспитанника. В планах отражаются индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.

5.4. Основными формами коррекционной работы с детьми, зачисленными в Логопункт, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Для проведения подгрупповых занятий формируются подгруппы детей. Предельная наполняемость подгруппы детей устанавливается в зависимости от характера нарушения развития устной и письменной речи, возраста учеников и воспитанников.

5.5. Продолжительность занятий определяется:

          - для детей начальных классов продолжительность подгруппового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия – 20 минут.

  • для детей шестого, седьмого года жизни: индивидуальные 20-25 минут, подгрупповые 25-30 минут.

         5.6. Периодичность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий определяются тяжестью нарушения речевого развития.(Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 )

         5.7. Коррекционная работа в Логопункте проводится с учетом режима работы Учреждения.

      6. Участники коррекционной работы логопедического пункта.

6.1. Учитель-логопед:

6.1.1. Проводит обследование речевого развития детей, регистрирует список воспитанников (учащихся), нуждающихся в логопедической помощи.

6.1.2. Подготавливает список учеников и воспитанников, зачисленных в Логопункт на учебный год, в соответствии с предельной наполняемостью, установленной п.4.6. настоящего Положения.

 6.1.3. Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в Логопункте в соответствии с п.п.5.4., 5.5., 5.6. настоящего Положения.

6.1.4. Планирует, проводит коррекционную работу с детьми по исправлению нарушений  в развитии устной и письменной речи.

6.1.5. Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы. Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.

6.1.6. Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений детей, зачисленных в Логопункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи.

6.1.7. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) Учреждения:

  • по проведению коррекционной работы с детьми, зачисленными в Логопункт;
  •  по вопросам освоения образовательной программы школьного и  дошкольного образования детьми, зачисленными в Логопункт.

6.1.8. Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями) по преодолению речевых нарушений детей, информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации.

6.1.9. Проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей школьного и  дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.

6.1.10. Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

6.1.11. Контролирует выполнение учителями и воспитателями рекомендаций по проведению индивидуальной работы по речевому развитию детей, зачисленных в Логопункт.

6.1.12. Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы.

6.1.13. Представляет  ежегодный отчет о результативности коррекционной работы Логопункта.

                        7. Документация учителя-логопеда на логопункте.


 – График работы;
– расписание логопедических занятий, заверенное директором школы;
– список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.
( Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»); (Приложение 1)
– речевые карты на детей, занимающихся на Логопункте; ( Приложение 2)
- индивидуальные планы коррекции нарушений звукопроизношения ;
– годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы;
– Рабочая программа на каждую группу обучающихся;
– журнал первичного обследования речи детей;
– журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми;
- тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся     у учеников)
 – индивидуальные тетради детей по коррекции письменной речи;
 – отчет учителя-логопеда о проделанной работе за прошедший учебный год.     (Приложение 3)
 -Паспорт кабинета с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

                  Список   рекомендуемого оборудования логопедического пункта


1. Настенное зеркало для логопедических занятий (50х100)


2. Зеркало для индивидуальной работы (9х12)

8 шт.

3. Логопедические зонды, шпатели

4. Разрезная азбука (настенная)

1 шт.

5. Кассы букв (индивидуальные)

8 шт.

6. Учебно-методические пособия

7. Настольные игры, игрушки, конструкторы

8. Умывальник

1 шт.

9. Классная доска

1 шт.

10. Шкафы для пособий

2-3 шт.

11. Стол канцелярский

1 шт.

12. Стулья

5 шт.

13. Комплект "парта - стул"

8 шт.

14. Песочные часы

1 шт.

15. Секундомер

1 шт.

16. Метроном

1 шт.

17. Магнитофон

19.Экран

20.Компьютер

21. Дискеты

1 шт.

1 шт.

1 шт.




Приложение 1

Список обучающихся, имеющих нарушения развитии устной и письменной речи (заполняется учителем-логопедом после обследования обучающихся)

  


                       

N
п/п

Фамилия, имя,
обучающегося,
дата рождения


Класс

Дата
обследования

Реальная
успеваемость по родному
языку

Заключение
учителя-логопеда


Примечания








Приложение  2

Речевая карта (заполняется на каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт)                        

1. Фамилия, имя, возраст.
2. Класс.

3. Домашний адрес, телефон.

4. Дата зачисления в логопедический пункт.

5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).

6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).

7. Заключение психиатра.

8. Состояние слуха.

9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.

10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).

11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):


а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся - диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
15. Проявление заикания: 

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); 
б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);
в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); 

г) адаптация к условиям общения.

16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

17. Заключение учителя-логопеда.

18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта). 

                  

Приложение 3

Предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения») 

         

Группы обучающихся

Предельная наполняемость (чел.)



Общеобразовательное
учреждение, расположенное в городе

Общеобразовательное
учреждение, расположенное в сельской
местности

с общим недоразвитием речи (ОНР) 

до 4

до 3

c нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) 

до 5

до 4

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН) 

до 6

до 5

с недостатками чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи

до 5

до4

с недостатками чтения и письма, обусловленными
фонетико-фонематическим (фонематическим) недоразвитием речи 

до 6

до 5

заикающиеся 

до 4

до 3

с недостатками произношения отдельных звуков 

до 7

до 6

Примечание: минимальная наполняемость группы - обучающихся.

Приложение  4

ОТЧЕТ О КОЛИЧЕСТВЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОБУЧЕНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ

Классы

Нарушения устной речи

Нарушения письменной речи

ОНР

ФФН

фонематическое недоразвитие

фонетический дефект

заикание

нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР

нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН

нарушения чтения и письма, обусловленные фонематическим недоразвитием

Выявлено обучающихся

1 класс 2 - 4 классы

Зачислено в логопедический пункт

1 класс 2 - 4 классы

Отчислено из логопедического пункта

1 класс 2 - 4 классы

Оставлено в логопедическом пункте

1 класс 2 - 4 классы

Выбыло

1 класс 2 - 4классы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное положение о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Примерное положение о логопедическом пункте для детей дошкольного возрастав образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

Проект примерного положения о логопедическом пункте в соответствии с ФГОС.

Положение разработано для логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС. Содержит само положение и 14 приложений к нему....

Положение о логопедическом пункте дошкольного отделения ГБОУ " Школа № 281"

Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми ДО, имеющими речевые нарушения. Положение разработано в соответствии с нормативными и правовыми актами и ...

Положение о логопедическом пункте

Настоящее положение регламентирует организацию работы и основные направления деятельности логопедического пункта...

ПОЛОЖЕНИЕ о логопедическом пункте

1.1.       Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения в муниципальном  бюджетном дошкольно...

Положение о логопедическом пункте ДОУ 2017-2018 учебный год

Положение о логопедическом пункте ДОУ  2017-2018 учебный год...