«Направления работы по здоровьесбережению в нашем детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
статья
В статье описано как ведется работа по здоровьесбережению в детском саду в соответствии с ФГОС ДО. Какие здоровьесберегающие технологии практикуются в данном ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_zs_22_god.docx | 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Направления работы по здоровьесбережению в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно воспитатель делает для воспитанника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. «…Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»- говорил В.А. Сухомлинский.
Система здоровьесбережения в ДОУ:
В нашем дошкольном образовательном учреждении в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности, создаются условия для сохранения и укрепления здоровья и развития детей, основными из которых являются:
- соблюдение режима дня, способствующего гармоничному физическому и полноценному психическому развитию, предусматривающего разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья;
- создание эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия детей в процессе общения в детском саду;
- осуществление личностно-ориентированного подхода к детям;
- построение образовательного процесса в игровой форме с использованием разных видов деятельности;
- осуществление закаливающих и оздоровительных мероприятий;
- обновление и пополнение зоны двигательной активности (физкультурным инвентарём, спортивными игрушками), дорожками здоровья и др.
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием всех специалистов ДОУ: воспитателей, музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора по физическому развитию.
Являясь участником этого процесса, уделяю особое внимание обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для сохранения и укрепления здоровья.
Существует много эффективных разновидностей современных здоровье сберегающих технологий, которые находятся в картотеке воспитателя детского сада, внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности: предметную, исследовательскую, игровую, творческую.
И представлены как:
- Технологии обучения здоровому образу жизни
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- Коррекционные технологии
На примере нашего ДОУ в кратце рассмотрим каждый из этих видов:
Технологии обучения здоровому образу жизни
- Утренняя гимнастика проводится ежедневно с музыкальным сопровождением. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
- Физкультурные занятия - направлены на обучение двигательным умениям и навыкам, укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
- Серия игровых образовательных ситуаций «Основы здорового образа жизни». Проводятся в свободное время. У детей формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье.
- Игры энергизаторы – это например игра «Пожелание». Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.
- Взаимомассаж - Тонизирует весь организм, проводится в игровой форме. Обыгрывающие массажные движения просты, доступны, возможно использовать в различной обстановке и в любое время…
- Самомассаж - способствуют укреплению умственного и физического здоровья… Аурикулотерапия (массаж ушных раковин); Кинезеологические упражнения(«гимнастика для ума» перекрестные движения), например: «Лезгинка», «Ухо-нос» и т.д.).
- Активный отдых, прогулки (физкультурный досуг, праздник «День здоровья») во время которых дети в достаточной степени могут реализовать свои двигательные потребности.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- Динамические паузы проводятся во время ООД, по мере утомляемости детей. Во время их проведения могут включаться элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
- Гимнастика для глаз проводится ежедневно, в любое время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
- Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
- Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно в любой удобный отрезок времени. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.
- Релаксация. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется спокойная классическая музыка (например: П.И. Чайковского), звуки природы. Выполнение упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры.
- Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. Понимаем всю важность максимального пребывания детей на свежем воздухе!
- Гимнастика после дневного сна проводится ежедневно. В её комплекс входят упражнения - пробуждения.
- Для профилактики плоскостопия используется дорожка. Дети с удовольствием ходят по ней. Она прекрасно массажирует, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы.
- Умывание - Самый доступный вид закаливания водой
Коррекционные технологии: занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
- Сказкотерапия- используем в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
- Психогимнастика - тренируем умение регулировать поведенческие реакции, снимает эмоциональное напряжение
- Су Джок –терапия
- Ещё любят дети массаж с природным материалом – грецкими орехами, шишкой, разными крупами и бусами (такой массаж оказывает оздоравливающее влияние на весь организм).
- Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
- Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы, вызывает различные эмоциональные состояния от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, повышенной активности. Широко используем музыку для сопровождения образовательной деятельности дошкольников (на ООД по ИЗОдеятельности, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Также музыку используем перед сном, чтобы помочь детям успокоиться и расслабиться.
В нашем ДОУ практикуется:
Медицинские здоровьесберегающие технологии - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры в соответствии с медицинскими требованиями и нормами
• технологии профилактики заболеваний,
• углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
• противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
• витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
• санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
- Семинары-тренинги (Например: «Психологическое здоровье педагогов»);
- Консультации для педагогов (например: «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;)
- Практикумы
- на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях проходят обсуждения вопросов здоровьесбережения.
По вопросам охраны и укрепления здоровья детей наш детский сад взаимодействует с семьями воспитанников:
- Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, и т.д.);
- Участие родителей в создании предметно – развивающей среды;
- Анкетирование
- Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения
- Мастер-классы
- Валеологическое просвещение - направленно на обеспечение валеологической образованности родителей, обретение ими валеологической компетентности (широко используется информация в папках-передвижках, на сайте детского сада)
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
1.Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
2. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
3.Проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
4. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
5. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
6.Сформированны навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
В заключение: эта система подвижна, она пополняется, совершенствуется новыми формами и технологиями при тесном контакте всех участников воспитательно- образовательного процесса.
Здоровья Вам, Вашим воспитанникам,
Вашим семьям и Вашим близким!
Список литературы
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.
Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду в соответствии с ФГОС.
В статье освещаются изменения в соответствии с государственными стандартами в дошкольном образовании. Даются примеры создания условий и индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями...
Эффективный опыт работы ДОУ. Проектирование театрального центра в старшей группе детского сада, в соответствии с ФГОС ДО.
Одной из задач ФГОС ДО является формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельн...
"Сущность и основные этапы работы современных здоровьесберегающих технологий, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО"
обеспечение высокого уровня реальногоздоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры,как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,знаний о здоро...
ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Даны конкретные игры по развитию лексической сферы....
Виды детской деятельности в детском саду в соответствии с ФГОС ДО
Консультация для воспитателей....
Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду в соответствии с ФГОС ДО
Перечислены и раскрыты сдоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Изложен кратко опыт работы по данной проблеме....
Педагогический совет «Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
расширение знаний педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни....