Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду в соответствии с ФГОС ДО
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Перечислены и раскрыты сдоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Изложен кратко опыт работы по данной проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie.docx | 21.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, в соответствии с ФГОС.
Антонова Л.Н.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
1.Валеологические песенки-распевки.
2.Дыхательная гимнастика.
3.Артикуляционная гимнастика.
4.Пальчиковые игры.
5.Речевые игры
6. Музыкотерапия
7 Психогимнастика
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровье сбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
- Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровь-
есберегающих технологий (виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей).
1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на
рабочий лад.
2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, логоритмиче-
ские упражнения.
3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка -
пальчиковая или жестовая игра - 1 упр.
4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнасти-
ка, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая
или жестовая игра - 1 упр.
5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.
6. Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики,
психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.
7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.
8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.
Остановлюсь на некоторых примерах из практики работы.
Валеологические песенки-распевки.
С них начинаю все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуй», «Гости», «Я пою, хорошо пою» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются: Укрепление физиологического дыхания детей (без речи). Тренировка силы вдоха и выдоха. Развитие продолжительности выдоха
Артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
. Применение дыхательной и артикуляционной гимнастики.
Примеры.
Применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед и во время пения.
Упражнение на дыхание «В Лесу»
Музыкальный руководитель: «Как легко дышится в лесу, воздух чистый и
свежий. Подышим свежим воздухом». На счет - 1,2 - вдох через нос, 3,4 - выдох
через рот.
Упражнение на дыхание «Вертушки»
Реквизит: игрушки – вертушки (полоска бумажки, ленточка).
Короткий вдох носом и продолжительный выдох на игрушку.
Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Пальчиковые игры. Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества
Примеры пальчиковых игр. (стараюсь, чтобы тематика произведения была созвучна с упражнением, например упражнение «Пароход», «Капитан» при разучивании репертуара ко Дню защитника Отечества, «Теремок» - к Новому году и пр.).
Сложные упражнения мы разучиваем в несколько этапов, а потом часто к ним возвращаемся. На одном занятии мы обычно повторяем какое-либо хорошо разученное упражнение и работаем над новым.
Речевые игры. (логоритмика) Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
- Примеры элементов логоритмики на музыкальных занятиях.
Логоритмические упражнения на музыкальных занятиях провожу в ос-
новном во время музыкально-ритмических движений и игр-драматизаций. В дальнейшем их использую в праздниках и развлечениях для того, чтобы все дети были задействованы в спектакле.
Песня с движениями «Колыбельная» (1,2-я младшие группы)
Использую в играх-драматизациях и как заключительное упражнение на
релаксацию.
Ой, люли-люшенки, Кладут руку на руку
Баиньки-баюшеньки... и покачивают ими.
Сладко спи по ночам
Да расти по часам. Поднимают руки вверх.
Музыкальный руководитель. Спит малыш. Свернулся клубочком кот и
тоже задремал. И мы с вами отдохнем.
Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и отдыхают под звучание колы-
бельной (кассета «Колыбельные»). Потом садятся, потягиваются, встают и спокойно выходят из зала.
Стихотворение с движениями «Падает снежок» (средняя группа)
Использую в музыкально-ритмических движениях и играх-драматизациях,
и, в дальнейшем, на праздниках и развлечениях (Новый год, по следам праздника) для вовлечения всех детей в ход действия.
Падает снежок, Поднимают руки вверх и
Белый холодок, медленно опускают их,
И летят снежинки на дорожку. делая мягкие взмахи кистями-
И т.д.
Другой пример:
Мы весной вскопали грядки. (Имитировать работу с лопатой)
Мы пололи огород. (Наклониться или присесть, достать руками пол)
Поливали огород. (Покачиваться вперед-назад)
В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту. (Присесть на корточки, обхватить руками колени)
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь.
(Медленно подниматься, руки на поясе, повороты туловища вправо-влево)
Музыкотерапия - важная составляющая музыкально- оздоровительной работы в нашем ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
В каждую группу в начале учебного года готовлю диск с записью музыки для укладывания детей на сон. Это в первую очередь разные колыбельные и специальная музыка для релаксации: звуки природы и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное сопровождение детей в системе непрерывного образования как необходимое условие реализации ФГОС
Отличие ФГТ от ФГОС...
Доклад «Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
Реализация ФГОС ДО. Система работы по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста
Представлена собственная система работы по выявлению и развитию предпосылок одаренности у дошкольников, применение инновационных педагогических техник и технологий в работе с одарёнными де...
Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 2. Модуль 1: ФГОС как ориентир развития системы дошкольного образования в РФ
Тема 1 - Общие положения ФГОСТема 2 - Требования к психолого-педагогических условиямТема 3 - Требования к кадровым и материальным ресурсамПрактическое задание 1...
Характеристика методической системы дошкольного образования "От рождения до школы". Особенности содержания и методов развития математических представлений дошкольников, реализующих требования ФГТ т ФГОС в данных системах.
Анализ раздела "Развитие элементарных математических представлений" комплексной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербово...
Система воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ООО
Представлены методические рекомендации по проведению методического объединения по теме «Система воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ и ...
Система работы по преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО
Определены общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, основные задачи сотрудничества, принципы отбора содержания непрерывного образования, психолого-педагогические условия...