Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду в соответствии с ФГОС.
статья по теме
В статье освещаются изменения в соответствии с государственными стандартами в дошкольном образовании. Даются примеры создания условий и индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Освещаются вопросы по направлениям работы учителей дефектологов в соответствии с госстандартами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_dlya_mo_gotovyy.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53»
Энгельсского района Саратовской области.
Сообщение из опыта работы.
Тема. Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду в соответствии с ФГОС.
Подготовила учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории
Самарина Наталья Валерьевна.
2014 г
Наше дошкольное учреждение вот уже много лет открывает свои двери для детей с ограниченными возможностями. У нас функционируют три специализированные группы для детей с нарушением зрения. Основной их контингент составляют дети с амблиопией и косоглазием. Нередки и такие формы зрительной недостаточности, как близорукость, дальнозоркость, близорукий и дальнозоркий астигматизм. В последнее время к нам за помощью обращаются родители слабовидящих и слепых детей.
Характерная особенность детей со зрительной неполноценностью – вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Многообразие форм аномалий зрения и вызванных ими вторичных отклонений требует индивидуального подхода к каждому ребенку, специфики необходимых лечебно-восстановительных и коррекционно-педагогических мер.
Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, скоординированной работой всех специалистов образовательного учреждения: учителя-дефектолога, логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. В свете новых изменений в Федеральном законодательстве наша деятельность скорректирована в соответствии с введением в действие Федеральных государственных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиями ее реализации.
Работа ведется в таких направлениях, как:
*диагностическое;
*коррекционно-развивающее;
*консультативно-просветительское.
Все направления тесно взаимосвязаны, поэтапно организованы и предполагают работу с детьми и их родителями.
Для успешности воспитания и обучения детей с нарушением зрения необходима правильная оценка их возможностей и выявления особых образовательных потребностей. Вот почему особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
- своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
-выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с нарушением зрения;
-определить оптимальный педагогический маршрут;
-обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка;
-разработать программы коррекционной работы;
-определить условия воспитания и обучения ребенка;
-консультировать родителей ребенка.
Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в трех направлениях:
*Коррекционно-образовательная работа по развитию зрительного восприятия, социальной адаптации и пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений.
*Организационно-педагогическая работа на различных общеразвивающих занятиях.
*Лечебно-восстановительная работа включает в себя специфическое лечение и улучшение зрения, осуществляется медсестрой-ортоптиской под руководством врача офтальмолога.
Цель коррекционно-развивающей работы – это создание условий для всестороннего развития ребенка с нарушением зрения, для обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Поставленная цель требует решения задач. Задачи коррекционно-развивающей работы решаются в соответствии с ФГОС на основе интеграции образовательных областей.
Здоровье:
- сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, формирование культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления;
-развитие ручной моторики, зрительно-пространственной координации.
Социализация:
-обеспечение оптимального вхождения детей с нарушением зрения в общественную жизнь;
-формирование у ребенка представления о себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
- формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками, положительно относиться к окружающим предметам и явлениям;
-воспитание интереса к труду взрослых, желания помогать им.
Познание:
-усвоение и обогащение знаний о природе и обществе, формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; развитие познавательных интересов, развитие речи как средство познания.
Коммуникация:
-развитие устной речи во всех видах детской деятельности;
-развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Чтение художественной литературы:
-обогащение эмоциональной сферы воспитанников;
-развитие речевой деятельности.
Художественное творчество:
-развитие у детей с нарушением зрения сенсорных и творческих способностей;
-развитие осязания и мелкой моторики рук;
-использование навыков осязания в процессе предметно-практической деятельности.
Музыка:
-развитие музыкально-ритмической деятельности, пространственной ориентировки.
Физическая культура:
- совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, зрительно-пространственной координации;
-профилактика и преодоление вторичных отклонений в двигательной сфере. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни ребенка в семье и в дошкольном учреждении. У детей с нарушением зрения гораздо хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Это касается предметной и социальной среды, всех видов деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В режиме предусмотрены игры, развлечения на воздухе. В рамках данной образовательной решаются задачи развития ориентировке в пространстве, развитие мелкой моторики рук.
Одним из важнейших направлений в работе с детьми, имеющими нарушения зрения, является консультативная и просветительская деятельность с родителями. Она проводиться индивидуально по результатам диагностики и по усвоению детьми задач образовательных областей.
Групповая и подгрупповая консультативная и просветительская работа- по материалам лексических тем: выставки детских рисунков, поделок, подбор литературы для родителей, беседы, консультации по заявленным темам.
Работая в идеологии «команды», каждый специалист и педагог решает свои задачи в образовательной области. Создается оптимальное равновесие между образовательными воздействиями и индивидуальными возможностями ребенка.
Одним из приоритетных направлений коррекционно-развивающей работы в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения является развитие зрительного восприятия. Это направление интегрируется с социализацией, коммуникацией, физической культурой, художественным творчеством.
Развитие зрительного восприятия считаю специфическим разделом своей работы. Низкий уровень зрительного восприятия у слабовидящих детей оказывает отрицательное воздействие на ход психо-физического развития ребенка, а также формирование предметных представлений, развитие ориентировки в пространстве, двигательной активности. Поэтому развитие зрительного восприятия имеет психоразвивающую, коррекционную направленность, строится на умении анализировать предметы по основным признакам: цвет, форма, величина, пространственное положение.
На основании этого я использую дидактические игры и упражнения блоками.
В процессе действий с предметами ребенок учиться различать их форму. Способом ориентировки в задании являются только пробы.
Игры и упражнения на практическое выделение формы:(презентация)
«Шар с прорезями», «Чудо-пирамидки», «Найди и назови», «Чудо-мешочек».
На зрительное восприятие формы:
«Рамки-вкладыши», «Волшебные вагоны»
На запоминание,связанное с представлениями о форме:
«Цвет.Форма», «Развивающее лото».
Величину также, как и форму ребенок учится различать практически.Ребенок с нарушением зрения не может точно выделить величину зрительно. На основе примеривания и применения проб учится соотносить предметы по величине (высоте,ширине,длине).
Я рекомендую игры на практическое выделение величины:
«Большой-маленький», «Сравни и назови», «Кто скорее свернет ленту?»
На зрительное восприятие величины:
«Расставь по росту», «Елочки», «Что больше?», «Кто выше?»
На запоминание, связанное с представлением о величине:
«Комната трех медведей», «Спаси поросят».
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, так как это свойство нельзя выделить практически. Цвет нужно видеть, пользуясь зрительной, перцептивной ориентировкой. Когда ребенок научиться определять цвета путем наложения и приложения, можно переходить к выбору по образцу, восприятию цвета и усвоению названий.
Игры на различение цвета:
«Собери радугу», «Цветной заборчик», «Чудо-лепестки», «Цветные кубики», «Спрячь зайку», «Цветная радуга», «Построй цветные ворота».
Игры на зрительное соотнесение:
«Найди лузу для шарика», «Цветные фоны. Какого цвета премет?».
Игры на запоминание, связанное с представлением о цвете:
«Собери в определенной последовательности», «Найди и назови», «Сухой бассейн», «Палочки-считалочки», «Конструкторы».
Игры на развитие целостного восприятия:
«Собери картинку», «Похож-непохож».
Направление коррекционно-развивающей работы по развитию социально-бытовой ориентировке интегрируется с такими областями как познание., коммуникация, физическая культура, музыка, художественное творчество.
Социализация дошкольников с нарушением зрения должна быть направлена на формирование у них знаний, умений, и навыков, являющихся прочной основой для успешной учебы в школе. Для детей с глубокой патологией и особенно слепых, это средство их реабилитации, успешной интеграции в мир зрячих людей.(презентация)
*Экскурсии по детскому саду. Профессии.
*Дежурство в уголках природы.
*Сюжетно-ролевые игры.
*Проведение праздников.
*Конкурс чтецов (видеоролик с участием тотально слепого ребенка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование сюжета сказки в коррекционной работе учителя-дефектолога
Из опыта работы...
Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду
В схеме показан объём коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми в группах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата...
Коррекционная работа учителя – дефектолога. Консультация для родителей
В нашем дошкольном отделении ГБОУ СОШ № 1460 проходит комплексная работа по лечению зрения и подготовке детей к школе. Учителя-дефектологи совместно с врачом-офтальмологом и воспитателям...
Содержание коррекционной работы учителя-дефектолога в ДОУ
Чтобы создать специальные условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении, учитель-дефектолог, опираясь на результаты входной диагностики, составляет карту трудностей, возникающих у реб...
Использование проектного метода в коррекционной работе учителя-дефектолога
Мультимедийная презентация...
Пример подробного планирования коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью в средней группе на ноябрь
Пример подробного планирования коррекционной работы на месяц. Включает в себя разделы ФЭМП, развитие речи, конструирование, сенсорное развитие, окружающий мир, сказка. Темы занятий расписаны на ...
Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с РАС (опыт работы)
В презентации говорится о сенсорной интерграции, о её основателе. Представлена система коррекционной работы направленная на развитие сенсорных систем ребёнка с РАС, имеющего нарушение обработки информ...