Модель инклюзивного образования ДОУ
презентация
Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Следует отметить тот факт, что с каждым годом увеличивается процент детей от 0 до 8 лет с ограниченными возможностями здоровья. Родители таких детей остаются один на один с проблемами своего ребенка.
Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычную группу на часть дня или полный день, а изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс таким образом, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум.
В связи с этим появилась необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования в МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик». Нормативным основанием разработки модели являются национальный проект «Образование», Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы, другие нормативные правовые акты, регламентирующие реализацию инклюзивного образования в РФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Модель инклюзивного образования ДОУ | 38.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_k_modeli_inklyuzivnogo_obrazovaniya_dou_10_korablik_1.doc | 53 КБ |
prezentatsiya_modeli.pptx | 345.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель инклюзивного образования МБДОУ Детский сад №10 «Кораблик»
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к модели инклюзивного образования
МБДОУ Детский сад №10 «Кораблик»
Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Следует отметить тот факт, что с каждым годом увеличивается процент детей от 0 до 8 лет с ограниченными возможностями здоровья. Родители таких детей остаются один на один с проблемами своего ребенка.
Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычную группу на часть дня или полный день, а изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс таким образом, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум.
В связи с этим появилась необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования в МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик». Нормативным основанием разработки модели являются национальный проект «Образование», Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы, другие нормативные правовые акты, регламентирующие реализацию инклюзивного образования в РФ.
Цель: Создание эффективной модели инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ, которая будет учитывать особенности детей с ОВЗ, обеспечит родителей необходимой консультативной поддержкой, а также будет способствовать подготовке общества к принятию человека с ограниченными возможностями.
Задачи:
- Разработать нормативно–правовую базу по проблеме инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Обеспечить профессиональную подготовку педагогических кадров в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования.
- Обеспечить условия для социализации и развития детей с ОВЗ.
- Разработать механизмы, обеспечивающие психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его родителей (законных представителей).
Ожидаемые результаты:
Открытие и эффективное функционирование в ДОУ группы инклюзивного образования детей с разными возможностями.
Модель инклюзивного образования МБДОУ Детский сад №10 «Кораблик» состоит из четырех компонентов:
- Организационно-методический компонент
- Организационно-содержательный компонент
- Технологический компонент
- Результативно-оценочный компонент
Организационно-методический компонент
Для организации и внедрения в ДОУ инклюзивного образования была изучена нормативно-правовая база, приведены в соответствие локальные акты. Налажено сетевое взаимодействие с Городской психолого-медико-педагогической комиссией и Лесосибирской межрайонной больницей.
В ДОУ имеется специально организованная образовательная среда – это музыкально-физкультурный зал, кабинет логопеда, кабинет педагога-психолога, уютные групповые комнаты. Кроме этого, в образовательном процессе активно задействована вся территория учреждения: спортивная площадка, тропа здоровья, цветники, огород, детская метеостанция, литературная беседка, уголки уединения и т.д. Предметно пространственная развивающая среда планируется и выстраивается совместно педагогами, специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей.
Среда выстраивается также в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка, что требует от взрослых навыков наблюдения за процессом развития ребенка.
Реализация инклюзивного образования требует теоретической и практической подготовки и переподготовки управленческих и педагогических кадров. Именно состояние кадрового потенциала является важным фактором, влияющим на распространение современных технологий инклюзивного образования и методов воспитания, обучения и развития детей, в том числе – с ограниченными возможностями здоровья.
Организационно-содержательный компонент
Для решения стратегических и оперативных задач в ДОУ была создана рабочая группа педагогов по реализации инклюзивного образования, в которую входят: заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель, узкие специалисты ДОУ и воспитатели групп компенсирующей направленности.
Рабочая группа разрабатывает концепцию развития инклюзивной практики в ДОУ, определяет направления разработки, план внедрения, обобщает имеющийся опыт в области инклюзивной практики.
В нашем детском саду функционирует консультационный пункт, целью которого является обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, поддержки всестороннего развития личности ребенка, оказания помощи семье в воспитании, развитии и обучении детей, не посещающих ДОУ, в том числе и детей с ОВЗ. В рамках консультационного пункта специалисты проводят очные консультации для родителей (законных представителей); коррекционно-развивающие занятия с ребенком в присутствии родителей (законных представителей); совместные занятия с родителями и их детьми с целью обучения способам взаимодействия с ребенком.
Консультационный пункт работает два раза в месяц согласно графика работы, утвержденного заведующим ДОУ с учетом плана работы специалистов и запроса родителей (законных представителей).
Одним из механизмов сопровождения детей ОВЗ является психолого-медико-педагогический консилиум учреждения. ПМПк учреждения – это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий конкретную стратегию сопровождения ребенка и разрабатывающий тактику сопровождения ребенка с ОВЗ.
Также планируется открытие детско-родительского клуба «Мы вместе». Целью работы клуба является повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, развития, укрепления здоровья детей с ОВЗ, а также помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
В рамках детско-родительского клуба планируем проводить встречи с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидов, используя различные формы такие как: семинар-практикум, игровые сеансы, творческие мастерские, дискуссии, тренинги, совместные праздничные мероприятия с чаепитием; участие в конкурсах и т.д.
Технологический компонент
Помимо забот по уходу за ребенком и его лечению, которые отнимают много сил и времени, родители ребенка с ОВЗ сталкиваются еще с одной серьезной проблемой – невозможностью определить своего малыша в детский сад на полный день из-за особенностей заболевания ребенка.
Решением данной проблемы будет открытие группы кратковременного пребывания для неорганизованных детей с ОВЗ и инвалидов с частичной интеграцией. Зачисление в группу осуществляется по решению городской или краевой психолого-медико-педагогической комиссии. Режим работы группы: три дня в неделю по 2 часа. К работе в данной группе привлечены воспитатели, учителя-логопеды, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель детского сада, прошедшие профессиональную переподготовку по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Работа с «особым ребенком» начинается с индивидуальных занятий со специалистами, а затем осуществляется постепенное внедрение ребенка в группу детей. В период адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям группы кратковременного пребывания в качестве помощников привлекаются родители. Они принимают активное участие в проведении занятий как индивидуальных, так и подгрупповых, являются основными помощниками для своих детей в период освоения новых видов детской деятельности. После успешной адаптации ребенок зачисляется в инклюзивную группу на полный день.
Результативно-оценочный компонент
Основными формами и методами эффективности реализуемой модели являются:
- всестороннее изучение наличия положительной динамики в развитии детей;
- административный контроль и самооценка деятельности каждым участником педагогического процесса;
- анализ результатов анкетирования родителей и социума;
- внешняя экспертная оценка результатов внедрения модели инклюзивного образования в МБДОУ Детский сад №10 «Кораблик».
Основными показателями эффективности модели являются:
- успешность реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- удовлетворенность инклюзивным процессом у его участников;
- успешность обучения выпускников детского сада с ОВЗ в условиях общеобразовательных и коррекционных классов;
- повышение профессиональной компетентности сотрудников;
- развитие родительского сообщества.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : Создание эффективной модели инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ, которая будет учитывать особенности детей с ОВЗ, обеспечит родителей необходимой консультативной поддержкой, а также будет способствовать подготовке общества к принятию человека с ограниченными возможностями.
З адачи: Разработать нормативно–правовую базу по проблеме инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечить профессиональную подготовку педагогических кадров в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования. Обеспечить условия для социализации и развития детей с ОВЗ. Разработать механизмы, обеспечивающие психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его родителей (законных представителей).
Организационно -методический компонент Нормативно-правовое обеспечение Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды Повышение квалификации педагогов в области инклюзии Сетевое взаимодействие Городская ПМПК КГБ У « Лесосибирская межрайонная больница»
Организационно-содержательный компонент Рабочая группа педагогов по реализации инклюзивного образования в ДОУ Консультационный пункт ПМПк ДОУ Детско-родительский клуб «Мы вместе»
Технологический компонент Поэтапное включение ребенка с ОВЗ в образовательный процесс ДОУ Группа кратковременного пребывания Точечная инклюзия детей с родителями Гостевые визиты в группу Индивидуальные игровые сеансы со специалистами ДОУ Посещение НОД в группе Инклюзивное образование в группе на полный день
Результативно-оценочный компонент Мониторинг реализации инклюзивного образования Оценка инклюзивного образования родительским сообществом Оценка созданных условий инклюзивного образования в ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В данной статье представлена модель инклюзивного образования в ГБДОУ компенсирующего вида....
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ
В этой статье представлена модель инклюзивного образования в ГБДОУ компенсирующего вида....
Создание условий для реализации модели инклюзивного образования в ДОУ
Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаютс...
"Современные модели инклюзивного образования в ДОУ"
Презентация...
Проект "Островок Надежды" по разработке и внедрению модели инклюзивного образования детей с разными возможностями
Одной из актуальных проблем современного общества является обучение и процесс социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). Инклюзивное образовани...
Модель инклюзивного образования в МБДОУ
Обеспечение доступного и качественного образования детей с ОВЗ в ДОУ с учетом их возможностей, индивидуальных психофизических особенностей необходимого для максимальной адаптации и включенности в соци...
Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск
Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...