Проект "Островок Надежды" по разработке и внедрению модели инклюзивного образования детей с разными возможностями
проект

Ирина Артуровна Афанасьева

Одной из актуальных проблем современного общества является обучение и процесс социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). Инклюзивное образование позволяет формировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок, в том числе с инвалидностью, может быть включен в образовательную и социальную жизнь, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников. 

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

 

Калиман Н.А.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ostrovok_nadezhdy.docx511.82 КБ

Предварительный просмотр:

http://goldenkey-sb.ru/uploads/images/%D1%8D%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%20%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8.png

Когда с тобой на этот мир смотрю, то за тебя судьбу благодарю.

Когда твоя рука в моей руке, то все плохое где-то вдалеке.

Когда плечом к тебе я прислонюсь, я ничего на свете не боюсь...  

И оттого, что рядом ты со мной, я добрый, я хороший, я живой!!!

     

Образовательный проект

по разработке и внедрению модели инклюзивного образования

детей с разными возможностями в МАДОУ детский сад «Кораблик»

                                     

Проект подготовлен:  педагогом – психологом                                                                                                                                                  Афанасьевой И.А.

Информационная карта проекта "Островок Надежды"

по разработке и внедрению модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в МАДОУ детский сад "Кораблик"

Цель проекта

Создание условий для разработки и реализации модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях детского сада

Задачи

  • Создать единую образовательную среду для детей,     имеющих разные стартовые возможности;
  • Обеспечить эффективность процесса адаптации, социализации, развития и     коррекции детей  с особенностями развития и их обычно развивающихся     сверстников;
  •  Создать   систему   эффективного   психолого-педагогического      сопровождения процесса инклюзивного образования;
  • Способствовать регуляции поведения и прохождения этапов личностного развития детей с особенностями развития;
  • Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом;
  • Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме.

Адресная направленность проекта

Субъекты   образовательного  процесса МАДОУ детский сад "Кораблик"

Сроки   реализации   проекта:

Подготовительный (2017-2018г)  Разработка модели управления инклюзивным образовательным пространством ДОУ.

Деятельностный (2018-2019г.) Реализация модели управления инклюзивным образовательным пространством ДОУ.

Рефлексивный (2019-2020г.). Обобщение и анализ результатов деятельности МДОУ по инклюзивному образованию; построение системы трансляции опыта МАДОУ по вопросам инклюзивного образования на поселок, регион.

Актуальность

        Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями. Одним из способов реализации равенства возможностей является создание модели образовательного учреждения принципиально нового типа, обеспечивающей оптимальный маршрут развития каждого ребенка. При этом ребенок с «особыми» потребностями должен рассматриваться не только как объект социально-педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети. Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного  образования на уровне общеобразовательного  детского сада.

Необходимость и  значимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования в поселке Березово обусловлена объективными факторами:

1. По данным статистики БЦРБ состоят на диспансерном учете 8 детей инвалидов дошкольного возраста. Эти дети имеют право вне зависимости от их способностей принимать активное участие в жизни общества и это законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, ст.2).

2. Обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени.

3. Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как: взаимное уважение; толерантность; осознание себя частью общества; предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека; взаимопомощь; возможность учиться друг у друга; возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

4. Конституционное право родителей выбора модели образования для своего ребенка.   Как показали исследования, семьи выбирают инклюзивное образование по множеству причин, но главным образом, они надеются на более широкие возможности общения их детей с их типично развивающимися сверстниками.

 

План реализации проекта

Примерный план реализации проекта "Островок Надежды"

Мероприятия

Срок

Организационно-управленческие аспекты

1.

Установить связь с больницей, социальной защиты населения с целью выявления семей, имеющих детей с проблемами в развитии и не посещающих образовательные учреждения.

Февраль - март

2018 г.

2.

Проведение анализа материально-технических условий, кадрового потенциала, финансово-экономических затрат, научно-методическое обеспечения (разработать психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса ).

2018 г.

3.

Создать нормативно-правовую базу ДОУ в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании.

Февраль  - май 2018 г.

4.

Провести рекламную акцию по теме инклюзивное образование в детском саду (день открытых дверей,  издание буклетов, информация в СМИ ).

Февраль - май 2018 г.

5.

Разработать программно-методическое обеспечение для инклюзивной группы.

Разработка формы индивидуального образовательного маршрута .

2018г.

6.

Сформировать группу детей с разными возможностями.

Сентябрь 2018г.

Методическое сопровождение

Проведение методического совета ОУ по обсуждению проекта «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья».

Январь 2019 г.

Консультирование участников  реализации проекта: воспитателей, специалистов, родителей.

Постоянно

Разработка форм проведения педагогического мониторинга с целью измерения особенностей развития ребенка и формирования индивидуального образовательного маршрута.

2018г-2020г.

Подготовка и проведение промежуточного и по итогам года самоанализа  участников проекта по инклюзивному образованию.

Декабрь, май, 2018, 2019г.

Методический совет ДОУ по теме «Анализ   реализации проекта по инклюзивному образованию».

Май 2019г.

Планирование и организация методического семинара по теме  «Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного пространства».

Февраль 2019г

Учебно-воспитательная работа

Воспитательный час «Уроки доброты и милосердия».

Сентябрь 2018г.

Воспитательный час «Конвенция о правах ребенка».

Ноябрь 2018г.

Международный день людей с инвалидностью. Воспитательный час: «Мы такие разные…».

Декабрь 2018г., 2019г.

Всероссийская неделя инклюзивного образования (МО,  беседы).

Январь 2018-2019г.

Всемирный день здоровья (спортивные мероприятия).

Апрель 2019- 2020г.

Международный день борьбы за права инвалидов.

Май 2019- 2020г

Психолого - педагогическое  сопровождение

Логопедическое  обследование воспитанников с ОВЗ. Выявление запроса на  организацию индивидуальных занятий.

Сентябрь, январь, май 2018-2020 г.

Психологическая диагностика детей с ОВЗ, обследование эмоционально-волевой сферы с целью выработки рекомендаций  воспитателям и родителям (законным представителям).

Сентябрь, январь, май 2018-2020 г.

Мониторинг развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ с целью оказания комплексной психолого-педагогической помощи в обучении.  Разработка и апробация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ.

Сентябрь, январь, май 2018-2020 г.

Консультативная помощь родителям (законным представителям).

Постоянно

Проведение цикла тренингов эффективного взаимодействия и разрешения проблемных ситуаций для педагогов.

В течение реализации проекта

Медицинское сопровождение

Изучение медицинских карт.

При поступлении в детский сад

Мониторинг состояния здоровья детей - инвалидов и детей с ОВЗ.

Сентябрь, январь, май 2018-2020 г.

Социальное партнерство

1.

Организация совместной работы с организациями: Районная больница; Детская библиотека им. А. Пушкина; Досуговый центр; Школа искусств; Начальная школа.

2018-2020 г.

2.

Участие в методических секциях, семинарах, конференциях.

2018-2020 г.

Ожидаемые  результаты  реализации проекта:

  1. Скоординирована деятельность всех участников образовательного процесса и социальных партнёров  в процессе реализации задач инклюзивного образования детей  с ОВЗ, в том числе, детей – инвалидов.
  2. Разработаны  нормативно-правовая база и научно-методические материалы, обеспечивающие процесс обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе, детей – инвалидов.
  3. Создана модель управления инклюзивным образовательным пространством.
  4. Разработаны и реализуются индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения ребенка.
  5. Сформировано толерантное отношение к детям - инвалидам в образовательном сообществе ДОУ через различные социальные, педагогические, информационные проекты. Подготовлены педагогические проекты.
  6. Наблюдается положительная динамика физического и психического здоровья детей и социализации детей с ОВЗ.
  7. Созданы комфортные условия для детей – инвалидов по освоению и реализации содержания образования всем субъектам образовательного процесса.
  8. Развитие компетентности  педагогов, специалистов, родителей.

Равные возможности для каждого!

Главные преимущества инклюзивного образования!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья «Первые шаги в детство»

Получение дошкольного образования детьми - инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноце...

Положение о Рабочей группе по разработке и внедрению модели «семейного» проживания детей в условиях дома ребенка.

1. Общие положения1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность Рабочей группы по разработке и внедрению модели «семейного» проживания детей в доме ребенка.1.2. Деятельность Рабочей...

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образовани...

Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на дошкольном уровне общего образования.

Инклюзия - это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями вактивную общественную жизнь, который одинаково необходим для всех членов общества....

«Равные среди равных. Инклюзивное образование детей с разными возможностями здоровья»

Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме инклюзивного образования....