ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
проект по теме

Захарова Марина Семёновна

В данной статье представлена модель инклюзивного образования в ГБДОУ компенсирующего вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_modeli_inklyuzii_1.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ.

Т.М. Филина

М.С.Захарова

ГБДОУ детский сад №30

Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга

В настоящее время одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющие различные физические или психические отклонения, не позволяющие им вести полноценную жизнь. Известно, что  социальная интеграция детей с проблемами в развитии осуществляются успешно в условиях инклюзивного образования.

Термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.

Инклюзия – вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям; удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей личности, обеспечение условий ее сопровождения [1]. Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:

•взаимное уважение;

•толерантность;

•осознание себя частью общества;

•предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;

•взаимопомощь;

•возможность учиться друг у друга;

•возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики - обеспечение условий  для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными  потребностями [3]

Опираясь на опыт дошкольных учреждений нашего города, уже освоивших инклюзивное образование, и труды Зигле Л.А, Кобяковой Е.А, Есиповой Е.А., нами была создана модель интеграции детей с  ограниченными возможностями  здоровья в ОУ компенсирующего вида.

Так, в группе наполняемостью 10-15 человек:   30 % из них – дети с синдромом Дауна. Воспитанник с ОВЗ  посещает такой сад от трех до пяти раз в неделю. Он находится в «группе кратковременного пребывания»  на протяжении 2-3 часов в первой или во второй половине дня.

Интеграция проходит по следующим образовательным областям:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

Для обеспечения инклюзии в штат ОУ компенсирующего вида должны быть включены следующие специалисты: учитель-дефектолог, ассистент воспитателя.  Остальные специалисты и воспитатели должны пройти курсы повышения квалификации по программе «Психолого-педагогическая помощь детям с особыми потребностями здоровья  и их семьям» на базе высшего учебного заведения. Мы предполагаем выход преподавателей ВУЗа в ГБДОУ для обучения педагогического коллектива.

После принятия руководством  решения о включении инклюзии в ОУ,  рассматривается вопрос  психологической готовности коллектива:

  знакомство с основными ценностями, целями, методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними [3] .

Далее проводятся  встречи с родителями детей с ОВЗ и возрастной нормы, где  нужно убедить родителей детей с речевыми нарушениями, что нахождение в группе ребенка с ограниченными возможностями здоровья не навредит их собственным детям, а даст возможность быть терпимее и нравственнее.

Работа с семьёй строится по принципу партнёрского взаимодействия: установление доверительных отношений с родителями и близкими ребёнка, побуждение родителей стать активными участниками развития ребенка, их включение в процесс обучения. При организации групповых и индивидуальных занятий с ребенком предусматривается участие родителей.

Также одним из важных условий инклюзии является создание особой развивающей среды. Она должна быть:

 - безопасной;

-  комфортной и уютной;

- соответствовать возрастным особенностям;

- соответствовать интересам детей, давать возможность проявлять  активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно;

- вариативной, чтобы у каждого ребёнка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу;

- информативной;

- изменчивой (должна постоянно обновляться вслед за изменением  интересов и образовательных потребностей детей).

        Работа по интеграции детей с ОВЗ в группу ДОУ  должна проходить в три этапа [2]:

        1. Установление эмоционального контакта. Цель данного этапа -  достижение успешной адаптации ребёнка с ОВЗ. Рекомендуется, чтобы ребёнок с ОВЗ  в первые дни пребывания в группе детского сада находился  вместе с мамой, это позволит ребёнку безболезненно влиться в группу сверстников и поможет в дальнейшем  включиться в совместную деятельность.

          2. Включение в деятельность и психолого-педагогическая диагностика проходят параллельно.

Исходя из нашего  опыта работы в коррекционном  учреждении,  включить ребенка в деятельность на наш взгляд можно через использование театрализованной игры, которая, как известно, является основой  коммуникации и эмпатии. Тем самым это позволит всем детям участвовать в общем игровом процессе, чувствовать себя успешными, а педагогу наблюдать за ребёнком, выявляя особенности физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка.

        На основе данных психолого-педагогической диагностики  формулируется цель и задачи сопровождения ребёнка на определенный временной промежуток времени.

         3. Разработка индивидуального образовательного маршрута.

По данным углублённой диагностики  команда специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляет и утверждает индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывает план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем. Индивидуальный образовательный маршрут-это движение в образовательном пространстве,  создаваемом для ребенка и его семьи, при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития [3].  Следует отметить, что разработка индивидуального образовательного маршрута должна быть направлена на формирование психологических новообразований, которые соответствуют возрасту ребёнка, но ещё не возникли.

Такая модель интеграции детей с ОВЗ, на наш взгляд, позволит социализировать и адаптировать детей с синдромом Дауна в обычном социуме, повысит уровень эмоционально-нравственного, познавательного, речевого и физического развития таких детей.

Список литературы

  1. Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании. Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА», Бугульма, №1 (16), 2013. – с. 17-20.
  2. Шалонько Е. Б. Опыт включения ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение №300 СО РАН г. Новосибирска.  Включение ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение общего типа. Новосибирск. 2010. – с. 39 – 42.
  3. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н.   Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Мозаика- Синтез 2011. – с.92-96.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ

В этой статье представлена модель инклюзивного образования в ГБДОУ компенсирующего вида....

Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения

  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учётом Конве...

«Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий,  значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период...

«Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий,  значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период...

Проектирование инклюзивного образования в условиях дошкольного учреждения

В статье представлена информация о инклюзивном образовании,  отражающая специфику работы с детьми с овз дошкольного возраста. Обоснованна структура проектной деятельности, раскрыто содержание раб...

Модель инклюзивного образования муниципального автономного дошкольного образовательного утвержденная "Детский сад № 6" г. Назарово Красноярского края

Модель инклюзивного образования муниципального автономного дошкольного  образовательного утвержденная "Детский сад № 6" г. Назарово Красноярского края...

Реализация STEAM образования в условиях дошкольной организации

Реализация STEAМ  образования в значительной мере зависит от создания  новой предметно – пространственной среды в учреждении....