ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
проект по теме
В данной статье представлена модель инклюзивного образования в ГБДОУ компенсирующего вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_modeli_inklyuzii_1.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ.
Т.М. Филина
М.С.Захарова
ГБДОУ детский сад №30
Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
В настоящее время одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющие различные физические или психические отклонения, не позволяющие им вести полноценную жизнь. Известно, что социальная интеграция детей с проблемами в развитии осуществляются успешно в условиях инклюзивного образования.
Термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.
Инклюзия – вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям; удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей личности, обеспечение условий ее сопровождения [1]. Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:
•взаимное уважение;
•толерантность;
•осознание себя частью общества;
•предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;
•взаимопомощь;
•возможность учиться друг у друга;
•возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.
Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики - обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями [3]
Опираясь на опыт дошкольных учреждений нашего города, уже освоивших инклюзивное образование, и труды Зигле Л.А, Кобяковой Е.А, Есиповой Е.А., нами была создана модель интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ компенсирующего вида.
Так, в группе наполняемостью 10-15 человек: 30 % из них – дети с синдромом Дауна. Воспитанник с ОВЗ посещает такой сад от трех до пяти раз в неделю. Он находится в «группе кратковременного пребывания» на протяжении 2-3 часов в первой или во второй половине дня.
Интеграция проходит по следующим образовательным областям:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Для обеспечения инклюзии в штат ОУ компенсирующего вида должны быть включены следующие специалисты: учитель-дефектолог, ассистент воспитателя. Остальные специалисты и воспитатели должны пройти курсы повышения квалификации по программе «Психолого-педагогическая помощь детям с особыми потребностями здоровья и их семьям» на базе высшего учебного заведения. Мы предполагаем выход преподавателей ВУЗа в ГБДОУ для обучения педагогического коллектива.
После принятия руководством решения о включении инклюзии в ОУ, рассматривается вопрос психологической готовности коллектива:
знакомство с основными ценностями, целями, методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними [3] .
Далее проводятся встречи с родителями детей с ОВЗ и возрастной нормы, где нужно убедить родителей детей с речевыми нарушениями, что нахождение в группе ребенка с ограниченными возможностями здоровья не навредит их собственным детям, а даст возможность быть терпимее и нравственнее.
Работа с семьёй строится по принципу партнёрского взаимодействия: установление доверительных отношений с родителями и близкими ребёнка, побуждение родителей стать активными участниками развития ребенка, их включение в процесс обучения. При организации групповых и индивидуальных занятий с ребенком предусматривается участие родителей.
Также одним из важных условий инклюзии является создание особой развивающей среды. Она должна быть:
- безопасной;
- комфортной и уютной;
- соответствовать возрастным особенностям;
- соответствовать интересам детей, давать возможность проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно;
- вариативной, чтобы у каждого ребёнка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу;
- информативной;
- изменчивой (должна постоянно обновляться вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей).
Работа по интеграции детей с ОВЗ в группу ДОУ должна проходить в три этапа [2]:
1. Установление эмоционального контакта. Цель данного этапа - достижение успешной адаптации ребёнка с ОВЗ. Рекомендуется, чтобы ребёнок с ОВЗ в первые дни пребывания в группе детского сада находился вместе с мамой, это позволит ребёнку безболезненно влиться в группу сверстников и поможет в дальнейшем включиться в совместную деятельность.
2. Включение в деятельность и психолого-педагогическая диагностика проходят параллельно.
Исходя из нашего опыта работы в коррекционном учреждении, включить ребенка в деятельность на наш взгляд можно через использование театрализованной игры, которая, как известно, является основой коммуникации и эмпатии. Тем самым это позволит всем детям участвовать в общем игровом процессе, чувствовать себя успешными, а педагогу наблюдать за ребёнком, выявляя особенности физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка.
На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи сопровождения ребёнка на определенный временной промежуток времени.
3. Разработка индивидуального образовательного маршрута.
По данным углублённой диагностики команда специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляет и утверждает индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывает план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем. Индивидуальный образовательный маршрут-это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи, при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития [3]. Следует отметить, что разработка индивидуального образовательного маршрута должна быть направлена на формирование психологических новообразований, которые соответствуют возрасту ребёнка, но ещё не возникли.
Такая модель интеграции детей с ОВЗ, на наш взгляд, позволит социализировать и адаптировать детей с синдромом Дауна в обычном социуме, повысит уровень эмоционально-нравственного, познавательного, речевого и физического развития таких детей.
Список литературы
- Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании. Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА», Бугульма, №1 (16), 2013. – с. 17-20.
- Шалонько Е. Б. Опыт включения ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение №300 СО РАН г. Новосибирска. Включение ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение общего типа. Новосибирск. 2010. – с. 39 – 42.
- Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Мозаика- Синтез 2011. – с.92-96.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ
В этой статье представлена модель инклюзивного образования в ГБДОУ компенсирующего вида....
Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учётом Конве...
«Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период...
«Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период...
Проектирование инклюзивного образования в условиях дошкольного учреждения
В статье представлена информация о инклюзивном образовании, отражающая специфику работы с детьми с овз дошкольного возраста. Обоснованна структура проектной деятельности, раскрыто содержание раб...
Модель инклюзивного образования муниципального автономного дошкольного образовательного утвержденная "Детский сад № 6" г. Назарово Красноярского края
Модель инклюзивного образования муниципального автономного дошкольного образовательного утвержденная "Детский сад № 6" г. Назарово Красноярского края...
Реализация STEAM образования в условиях дошкольной организации
Реализация STEAМ образования в значительной мере зависит от создания новой предметно – пространственной среды в учреждении....