Презентация "Личностно-ориентированная модель образования и воспитания."
презентация
Согласно ФГОС ДО, «образовательный процесс в ДОУ должен строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, создавать условия для развития личности ребенка, способствовать развитию любознательности как основы познавательной активности, обеспечивать развитие его творческих способностей и заботу о его эмоциональном благополучии».
данное положение основано на особенностях психического развития дошкольников, т.е. – ребенок дошкольного возраста наилучшим образом развивается тогда, когда он увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность. Как правило, дошкольник осваивает только то, что ему действительно интересно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichn.-orient._model.pptx | 97.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Согласно ФГОС ДО, «образовательный процесс в ДОУ должен строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, создавать условия для развития личности ребенка, способствовать развитию любознательности как основы познавательной активности, обеспечивать развитие его творческих способностей и заботу о его эмоциональном благополучии ». данное положение основано на особенностях психического развития дошкольников, т.е. – ребенок дошкольного возраста наилучшим образом развивается тогда, когда он увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность. Как правило, дошкольник осваивает только то, что ему действительно интересно.
ФГОС ДО 1.2 . Стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, в основе которых заложены следующие принципы: 1)Сохранение уникальности и самоценности детства, как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; 2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; 3) уважение личности ребенка; 4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Личностно-ориентированная модель образования основана на гуманистических принципах , подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития. Так называемые три «П»: «Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения . «Признать» – позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность . «Принять» - всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем.
В чем же преимущество личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и взрослого? В отличие от академической модели образования, которая предполагает усвоение детьми большого объема информации и формирование определенных умений и навыков, ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ: - обеспечивает ребенку чувства защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); - формирует предпосылки личностной культуры; - развивает индивидуальность каждого воспитанника. При личностно - ориентированной модели образования меняется тактика общения с ребенком: - позиция взрослого исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития; - создаются и используются ситуации, требующие от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; - в зависимости от ситуации меняется стиль общения.
Происходят позитивные изменения в общении с родителями воспитанников: - обеспечивается психологическая поддержка ребенку и психоэмоциональная поддержка родителей (ощущение покоя, уверенности за ребенка); - родителям дается реальное представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками и представление о его уровне развития - предоставляется возможность конструктивного разговора с родителями о достижениях, проблемах ребенка, возможность регулярного обсуждения с родителями динамики и тенденций его развития; - создаются условия для преемственности работы с ребенком в домашних условиях, обеспечивается содержательная и организационная преемственность (родители понимают, что и как можно сделать с ребенком дома);
Что же нужно сделать, прежде всего ? Самое главное, чтобы педагог: - ЛЮБИЛ ДЕТЕЙ - ЗАБОТИТИЛСЯ О РАЗВИТИИ РЕБЕНКА - УВАЖАЛ РЕБЕНКА - ВЕРИЛ В РЕБЕНКА - ЗНАЛ РЕБЕНКА - ПОНИМАЛ РЕБЕНКА («Педагогическая мудрость» А.Сухомлинский ) - БЕРЕЖНО ОТНОСИЛСЯ К ДУХОВНОМУ МИРУ И ПРИРОДЕ РЕБЕНКА - все дети разные - БЕРЕГ И РАЗВИВАЛ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА РЕБЕНКА - ВОСПРИНИМАЛ РЕБЕНКА– как субъекта образования
Одним из основных условий реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия является эффективная организация развивающей среды ДОУ . С озданная в группах и помещениях ДОУ развивающая среда должна служить , в большей степени, для реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию , а не обеспечению деятельности педагога при организации им непосредственно образовательной деятельности . Тщательно продуманная и созданная в процессе совместной деятельности взрослых и детей развивающая среда должна побуждать ребенка к исследованию, проявлению инициативы и творчества . Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы: * Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» * Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности . * Развитие индивидуальности ребёнка – не « запрограммированность », а содействие развитию личности .
Образование детей представляет собой интегрированный процесс: каждая область детского развития связана с другими. У разных детей разный стиль познания - кто-то предпочитает слушать рассказы взрослых или сверстников, читать или придумывать; кто-то познает мир через деятельность - рисует, строит, разбирает и вновь собирает игрушки . Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции . Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям. Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях: 1) Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ; 2) Принцип активности, самостоятельности, творчества ; 3) Принцип стабильности, динамичности ; 4) Принцип комплексирования и гибкого зонирования ; 5) Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого ; 6) Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды ; 7) Принцип открытости – закрытости ; 8) Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Педагог нового уровня В условиях ДОУ крайне важным является подготовка педагога, способного эффективно реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, их родителями и коллегами. Такого педагога можно назвать педагогом нового уровня . О собенности деятельности педагога нового уровня : 1. Проявляет активную позицию, ориентирован на получение успешных совместных результатов. 2 . У меет устанавливать партнерские отношения с детьми. 3 . В ыстраивает общение с родителями воспитанников на основе диалога. 4.Стремится к обсуждению с коллегами своего профессионального опыта. 5. У меет конструктивно воспринимать критику со стороны коллег, родителей воспитанников, администрации. 6. У меет создавать соответствующие условия (среду) для взаимодействия с детьми, родителями воспитанников, коллегами
Личностно-ориентированная образовательная деятельность в ДОУ в отличие от традиционного занятия. Личностно-ориентированная образовательная деятельность в ДОУ в отличие от традиционного занятия в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог-воспитанник». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализе не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ребенка . Целеполагание. Традиционное занятие . Вооружить детей твердыми знаниями, умениями, навыками. Развитие психических процессов: внимания, мышления, навыков. Личностно - ориентированное занятие . Создать условия, чтобы на каждом занятии формировать познавательную деятельность, превращая ребенка в субъекта, заинтересованного в учении . Деятельность воспитателя. Традиционное занятие. Показывает, объясняет, раскрывает, требует, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура – взрослый. Развитие ребенка абстрактное, попутное. Личностно-ориентированное занятие. Организатор познавательной деятельности, в которой ребенок опирается на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Взрослый объясняет, показывает, напоминает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура-воспитанник.
Деятельность воспитанника. Традиционное занятие. Ребенок – объект обучения, на которого направлено воздействие педагога. Работает один педагог, дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения, навыки получают за счет психических возможностей (памяти, внимания) . Личностно – ориентированное занятие. Ребенок является субъектом деятельности педагога. Деятельность идет не от него, а от самого ребенка. Используется метод проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера. Отношения «педагог-ребенок» Традиционное занятие. Педагог требует, заставляет, настаивает. Ребенок приспосабливается, лавирует, он - лицо второстепенное. Личностно - ориентированное занятие. Субъектно-субъектные. Работа со всеми детьми. Педагог фактически организует работу каждого ребенка, создавая условия для развития личностных возможностей, включая формирование его рефлексного мышления и собственного мнения.
Примерный алгоритм построения познавательного занятия с личностно- ориентированным подходом в ДОУ. Примерный алгоритм построения познавательного занятия с личностно- ориентированным подходом в ДОУ. 1. Интересное начало - точка удивления. 2. Игры на систематизацию знаний (Чем похожи? Чем отличаются?; блок «Системный оператор»: «Что сначала, что потом?) 3. Сообщения детей. 4. Метод эмпатии (физ. мин., не нарушающая логики занятий) 5. Опытно - экспериментальная деятельность. 6. Умозаключения детей на основе опытов. 7. Решение проблемных задач, ситуаций. 8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашние задания.)
Некоторые правила организации образовательной деятельности на принципах личностно – ориентированной модели взаимодействия : 1. Признание приоритета личности ребенка перед коллективом. 2. Создание гуманных взаимоотношений, каждый ребенок осознает себя полноправной личностью и учится видеть и уважать личность в других. 3. Признание того, что ребенок обладает определенными правами, которые священны для педагога. 4. Отказ от ранжирования на «сильных и слабых» (все дети разные, просто каждый умеет и знает что-то лучше других) 5. Признание, что воспитатель - такой же равноправный участник познавательного процесса, как и ребенок, хотя и с «направляющей» функцией, его мнение является в дискуссии одним из многих. 6. Переход от формы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о …. » 7. Понимание воспитателем того, что чем меньше он говорит и делает сам и чем больше дает высказываться детям, тем эффективнее познавательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему: "Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования"
Главной задачей детского сада считаю закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному ...
Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.
«Русский народ не должен терять своего нравственного...
Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики
Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики...
Духовно- нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.
Духовно- нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования....
Презентация на тему: Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Презентация на тему: Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья...
Примерное планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с полилингвальной моделью образования.
Содержательный раздел формируемой части составлен с учетом программы «Оскон» Ф.Г. Азнабаевой, З.Г. Нафиковой, парциальной программы «Английский для дошкольников» Ю.А. Комаровой...
"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"
Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...