Инклюзивная модель образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в МБДОУ№ 18 «Подснежник»
материал
В условиях инклюзивного образования повышается ответственность образовательных учреждений системы дошкольного образования в подготовке детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, детей инвалидов. В организации образовательной среды необходимым является создание благоприятных условий, обеспечивающих безболезненную адаптацию, качественный процесс образования, направленный в первую очередь на компенсацию, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, гармоничного включения в коллектив сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 958.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей №18 «Подснежник»
Инклюзивная модель образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
в МБДОУ№ 18 «Подснежник»
2020г
Инклюзивная модель образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностьюв МБДОУ№ 18 «Подснежник»
Актуальность.
В условиях инклюзивного образования повышается ответственность образовательных учреждений системы дошкольного образования в подготовке детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, детей инвалидов. В организации образовательной среды необходимым является создание благоприятных условий, обеспечивающих безболезненную адаптацию, качественный процесс образования, направленный в первую очередь на компенсацию, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, гармоничного включения в коллектив сверстников.
Нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней, а так же локальные акты образовательной организации, регламентирующие образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью:
-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
-Конвенция о правах ребенка;
-СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26);
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.);
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 03.11.2015 г. «О работе портала по информационному и методическому обеспечению доступности профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ»;
-Устав МБДОУ № 18 «Подснежник» (с действующими изменениями).
Цель реализации модели:
создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, направленной на их полноценное развитие и самореализацию.
Задачи реализации модели:
-определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума);
-учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими образовательной программы;
- осуществлять индивидуально-ориентированную и социально-психолого-педагогическую, коррекционно-логопедическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-педагогической комиссии);
- реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Описание модели
Модель содержит механизмы адаптации к условиям образовательной среды (готовность и способность родителей ребенка с ограниченными возможностями включаться в образовательный процесс), обеспечение разноуровневого сопровождения развития ребенка в массовом образовательном учреждении, оказание специальной поддержки педагогов массового учреждения в процессе взаимодействия с особым ребенком.
Теоретическая и практическая ценность модели
Разработка проблемы инклюзивного дошкольного образования показывает, что главным направлением в деятельности инклюзивного детского сада становится ориентир на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров». В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных программ обучения. В данной модели гармонично сочетаются развивающие и коррекционные подходы в обучении.
Инклюзивное образование в детском саду находится на этапе формирования. Образовательная инклюзия осуществляется в отношении дошкольников, имеющих нарушения речи различной степени тяжести, а также детей с нарушениями познавательно-речевого развития (дети с ЗПР, НОДА). Работу по инклюзивному воспитанию осуществляют специалисты ДОО, реализующие коррекционно-развивающую программу детского сада.
Количество детей с ОВЗ 18 человек посещают три комбинированные группы.
Из них дети с ТНР13 человек, С ЗПР5.
Оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивает системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве.
Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи разными специалистами;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;
- составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон познавательной, речевой, эмоциональной, волевой и личностной сфер ребёнка.
Объединение усилий специалистов в области психологии, педагогики, логопедии, позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.
Использование распространенных и современных форм организованного взаимодействия специалистов: консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, позволяют предоставлять многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям) учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Взаимодействие специалистов образовательного учреждения по системному сопровождению воспитанников с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается деятельностью психолого-педагогического консилиума ДОО. В рамках работы психолого- педагогического консилиума обсуждаются проблемы определения и порядок предоставления специализированной квалифицированной помощи детям с особыми образовательными потребностями, определение путей психолого-педагогического сопровождения ребенка, выработка согласованного решения по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута ребенка. Где каждый специалист осуществляет функции в соответствии со своей спецификой работы и направленностью деятельности.
В соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума осуществляется индивидуально ориентированная психолого-медико-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей. Перед специалистами возникают, задачи, которые требуют партнерских отношений и сотрудничества всех участников образовательных отношений:
- определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы;
- разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка необходимыми специалистами при освоении общеобразовательной программы (на основе полученных диагностических данных);
- организовать взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребенка, который испытывает трудности в освоении основной общеобразовательной программы.
Индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) разрабатывается для детей с проблемами в развитии и на детей, с опережающим развитием и представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к обучению.
Основная цель создания ИОМ - создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Основными функциями взаимодействия специалистов, осуществляющих сопровождение ребенка с ОВЗ являются:
- диагностическая (заполняют диагностические карты трудностей, возникающих у ребенка; определяют причину той или иной трудности с помощью комплексной диагностики);
- проектная (разрабатывают на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный образовательный маршрут сопровождения);
- сопровождающая (реализуют индивидуальный образовательный маршрут сопровождения);
- аналитическая (анализируют результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов).
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ:
- дает представление о видах трудностей, возникающих у ребенка при освоении основной общеобразовательной программы;
- раскрывает причину, лежащую в основе трудностей;
- содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции.
Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на основе:
- мониторинга освоения интегративных качеств;
- психолого-педагогического обследования;
- логопедического (дефектологического) обследования;
- медицинского заключения.
Реализация коррекционно-развивающих мероприятий осуществляется всеми специалистами учреждения: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, воспитателем, медицинским работником, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.
Коррекционно-развивающая деятельность:
- воспитателей направлена на восстановление и компенсацию способностей ребенка к выполнению продуктивных видов деятельности, к развитию способности ребенка самостоятельно выстраивать собственную деятельность, взаимодействовать со сверстниками;
- учителя-дефектолога направлена на компенсацию нарушений познавательных процессов и развитие произвольности психологических функций, которая осуществляется по основным направлениям работы с ребенком с ОВЗ: формирование системы отношений ребенка с окружающим социальным и предметным миром; формирование практических и умственных действий; формирование произвольности поведения и психических функций.
- учителя-логопеда направлена на восстановление, развитие собственной речи и формирование коммуникативных навыков и фонематического восприятия, коррекцию звукопроизношения, развитие артикуляционной моторики, подготовку к обучению грамоте;
- музыкального руководителя направлена на восстановление и компенсацию слухового внимания, музыкально-ритмических движений, на способность эмоционально и адекватно воспринимать музыку различного характера; музыкальный руководитель проводит коррекционно-развивающую деятельность по музыкальному воспитанию и развитию ритмических способностей, а также организует подготовку и проведение детских утренников, праздников, досугов; через музыкальное воспитание .
- инструктора по физической культуре направлена на восстановление и компенсацию моторно-двигательного развития; реализацию различных форм организации двигательной активности детей; укрепление здоровья детей; совершенствование психомоторных способностей дошкольников; изучение двигательной сферы воспитанников с ОВЗ, формирование основных движений, общей и мелкой моторики. Особенности планирования коррекционно-развивающей деятельности по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей.
- педагога-психолога направлена на регуляцию эмоционального состояния членов семьи и заключается она в принятии и понимании нарушений в развитии ребенка, в преодолении беспомощности по отношению к своему ребенку, в коррекции отношений между родителями и ребенком и понимании значимости семьи как первого института социальных отношений между ребенком с ограниченными возможностями здоровья и обществом.
Содержание психологической работы с родителями - это обеспечение эмоциональной, смысловой поддержки семьи в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностного или социального бытия, целью которой являются:
- поддержка и укрепление семьи как социального института;
- адаптация всех членов семьи к новым социально-психологическим условиям.
Психологическая реабилитация семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья ориентирована на оказание помощи в решении многочисленных проблем семьи, на восстановление, укрепление и развитие ее внутреннего потенциала и общественно значимых функций семьи.
Реабилитационные мероприятия направлены на интеграцию и нормализацию жизни ребенка, сопровождают его все время пребывания в детском саду и способствуют повышению:
- положительной динамики состояния здоровья ребенка;
- успешной интеграции и достойной жизни в социуме;
- успешной интеграции ребенка в образовательную среду, то есть формированию мотивации к обучению в школе;
- психолого-педагогической компетентности родителей.
Для гармоничного развития способностей, склонностей и интересов каждого воспитанника, в том числе обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, формирования творческой, активной личности в образовательной организации реализуется дополнительное образование на бесплатной основе в соответствии с дополнительными общеразвивающими программами дошкольного образования по следующим направлениям: художественное «Швейная мастерская игрушки из фетра» познавательно-техническое «Лего». Наряду с дополнительным образованием на бесплатной основе в детском саду предоставляются услуги СРП «Родительский клуб Территория тепла», которые по праву рассматриваются как важнейшая составляющая образовательного пространства, востребованная социальными партнерами различного уровня.
Итогом системного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами в образовательном процессе в МБДОУ является успешная адаптация ребенка к жизни в обществе, в развитии его социальной самодостаточности, компетентности и активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/04/picture-34520-1470344238.jpg)
Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка привело к постановке практической задачи максимального охвата образовани...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/05/picture-1042097-1528198446.jpg)
Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данная статья содержит краткий обзор о инклюзивном образовании в России....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/07/picture-1275763-1602063549.jpg)
Презентация на тему: Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Презентация на тему: Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья...
Нормативно-правовые документы регламентирующие образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
Нормативно-правовые документы регламентирующие образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/26/picture-1109856-1674713904.jpg)
Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.
Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...
"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"
Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...