Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.
учебно-методический материал по теме

Карпенко Татьяна Ивановна

 

                       «Русский народ не должен терять своего нравственного

                       авторитета среди других народов – авторитета,

                       достойно завоеванного русским искусством, литературой.

                       Мы не должны забывать о своем культурном прошлом,

                       о наших памятниках. Литературе, языке, живописи…

                       Национальные отличия сохранятся и в XXI веке,

                       если мы будем озабочены воспитанием душ,

                       а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачев)

  Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Изменившийся строй жизни, отсутствие идеологии существенно сказались на проблемах воспитания подрастающего поколения. В связи с этим остро возникла необходимость возрождения и развития уникальных духовных национальных традиций и начал родной культуры в духовно – нравственном, культурном  и   патриотическом воспитании детей. 

        Наша задача –  введение духовно – нравственных начал в основу воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, что тем самым способствует обновлению содержания, форм и методов дошкольного образования в условиях модернизации всей системы образования. Что следует иметь ввиду, воспитывая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности. Какие в этой связи стоят перед педагогом и родителями задачи! Воспитание гражданина - это целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувства хозяина - бережное отношение к родной природе и всему живому, хлебу и продуктами питания; воспитывать любовь и уважение к людям, приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Это и будет основа любви к Родине.

Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше ассоциируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Главный результат деятельности нашего дошкольного учреждения мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании чувства гордости за свою родину, народ. Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир

   Кому же, как ни нам,педагогам, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть им мир Любви и Добра. Это нужно не только им, но и нам, взрослым. Ведь педагог – это, прежде всего, духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист, - без этих добродетелей мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального права.

Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника воспитательно-образовательного процесса, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikaciya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Публикация   на тему:

«Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования»

                       «Русский народ не должен терять своего нравственного

                       авторитета среди других народов – авторитета,

                       достойно завоеванного русским искусством, литературой.

                       Мы не должны забывать о своем культурном прошлом,

                       о наших памятниках. Литературе, языке, живописи…

                       Национальные отличия сохранятся и в XXI веке,

                       если мы будем озабочены воспитанием душ,

                       а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачев)

                Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Изменившийся строй жизни, отсутствие идеологии существенно сказались на проблемах воспитания подрастающего поколения. В связи с этим остро возникла необходимость возрождения и развития уникальных духовных национальных традиций и начал родной культуры в духовно – нравственном, культурном  и   патриотическом воспитании детей.  

                Наша задача –  введение духовно – нравственных начал в основу воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, что тем самым способствует обновлению содержания, форм и методов дошкольного образования в условиях модернизации всей системы образования. Что следует иметь ввиду, воспитывая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности. Какие в этой связи стоят перед педагогом и родителями задачи! Воспитание гражданина - это целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувства хозяина - бережное отношение к родной природе и всему живому, хлебу и продуктами питания; воспитывать любовь и уважение к людям, приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Это и будет основа любви к Родине.

Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше ассоциируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Главный результат деятельности нашего дошкольного учреждения мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании чувства гордости за свою родину, народ. Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир.

        Кому же, как ни нам,педагогам, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть им мир Любви и Добра. Это нужно не только им, но и нам, взрослым. Ведь педагог – это, прежде всего, духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист, - без этих добродетелей мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального права.

Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника воспитательно-образовательного процесса, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: "Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования"

Главной задачей детского сада  считаю закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному ...

Тема: Духовно-нравственное, патриотическое воспитание личности на занятиях.

В настоящее время духовно-нравственное и патриотическое  воспитание детей стало чрезвычайно актуальной и  сложной  проблемой, которая  должна  решаться  сегодня  все...

Духовно- нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.

Духовно- нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования....

Сценарий педагогического совета "Духовно-нравственные основы развития личности"

Сценарий педагогического совета содержит материал по обобщению опыта работы коллектива детского сада по первичному приобщению детей дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценнос...

Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО

Дошкольное детство- это важный период в жизни ребёнка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все...

Консультация для педагогов "Воспитание духовно- нравственной культуры у дошкольников в условия перехода на ФГОС ДО"

quot;Воспитание духовно- нравственной культуры у дошкольников в условия перехода на ФГОС ДО" «Пусть ребенок чувствует красотуи восторгается ею,пусть в его сердце и в памятинавсегда со...

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...