Духовно- нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.
консультация на тему

Лютикова Марина Борисовна

Духовно- нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_na_temu.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно- нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.

Сегодня наша страна взяла курс на стабильное и политическое развитие, что невозможно без образования и воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности. В этой связи в общей системе образования должны непременно присутствовать не только учебные, но и воспитательные дисциплины, основной целью которых являлось бы формирование духовно здоровой личности, любящей свою Родину, знающей  и ценящей её культуру и историю.

На протяжении всей нашей истории духовно-нравственные ценности были прочным фундаментом Российского государства.

Пренебрежение ими в недавнем прошлом стало источником растущей без духовности, социального пессимизма, гражданской пассивности, ослабило государство и общество.  Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье детей.  

Распространенность психических нарушений среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста,        очень велика. Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются сегодня педагоги и психологи, имеет социально-педагогическую и духовно-практическую природу.

И поэтому главная задача нашего времени – вернуться от идеологии к традиционной жизни, и в этом особую роль играет образование.

Чтобы вернуться к воспитанию личности, укорененной традиции, необходимо положить духовно – нравственную культуру православной цивилизации в качестве мировоззренческой основы образования. Эта основа нацелит образование на создание условий, способствующих рождению в  детях духовной жизни и её развитию.

В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей подготовка их к самостоятельной жизни.

Все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм,  как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный,  идеологический,  культурно-исторический,  военно-исторический и другие компоненты.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов  к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой  деятельности с подрастающим поколением.

Развивать духовно-нравственный потенциал личности ребенка  необходимо в дошкольном возрасте, когда ребенок является наиболее восприимчивым к положительному влиянию на личность.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей.

Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.

Реализация выделенных оснований развития воспитания в системе дошкольного образования требует решения следующих важных задач:

  • обеспечение на основе новых научных исследований в области дошкольного образования разработки и внедрения в практику деятельности дошкольных учреждений новейших образовательных программ и технологий по развитию социальной и культурной компетентности ребенка, предусматривающих формирование у него коммуникативных навыков, поведенческих структур, соответствующих целям дошкольного воспитания.

Решение указанных задач обусловливает необходимость осуществления деятельности в следующих направлениях:

  • разработка и внедрение программ по развитию у детей представлений о человеке, обществе и культуре, по экологическому образованию и воспитанию, приобщению детей к родной культуре; по формированию здорового образа жизни;
  • воспитание традиций, норм и правил уважительного отношения к старшим; формирование культуры поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
  • формирование экологической культуры дошкольника, ориентированной на развитие самостоятельности в познании природы и взаимоотношениях с живыми существами;
  • развитие у детей основ правового сознания;
  • приобщение к ценностям национальной культуры своего народа, России и мировой культуры;
  • расширение форм участия в дошкольном образовании учреждений культуры, общественных самодеятельных организаций, средств массовой коммуникации, других социальных институтов;
  • разработка и реализация комплексных программ оказания консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников;

   Разумное реформирование современной системы образования сегодня должно определяться идеей исторической преемственности поколений, которые не должны быть утрачены в процессе интенсивного взаимодействия с другими культурами в новом мире глобальных технологий.
Сейчас,  когда идет   духовное возрождение России,     наше общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программ  по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.    Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: "Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования"

Главной задачей детского сада  считаю закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному ...

Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.

 «Русский народ не должен терять своего нравственного...

Статья "Духовно - нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования"

Статья предназначена для воспитателей и педагогов дошкольных образовательных организаций....

Эссе "Роль дошкольного образования в духовно-нравственном воспитании личности"

Размышление о мере ответственности педагога-дошкольника в становлении личности ребёнка....