Информационно-коммуникативная компетентность руководителя ДОО
статья

Колобова Ольга Константиновна

Компетентность - (от лат. Compete – соответствующий, подходящий, способный) объединяет знания, умения и опыт в какой-либо области, а также личностные возможности индивида, позволяющие ему решать установленный круг задач. Компетентность составляет основу любой профессиональной деятельности, поэтому профессиональная компетентность рассматривается как способность человека эффективно решать профессиональные проблемы при минимальных затратах (интеллектуальных, финансовых, временных и др.).

К составляющим профессиональной компетентности относят:

-           положительное отношение к специальности;

-           черты характера, темперамент, мотивацию, адекватную требованиям деятельности;

-           необходимые знания, базисные умения и навыки;

-           устойчивые, профессионально важные особенности восприятия, мышления, эмоциональные и волевые процессы.

Под ИКТ - компетентностью подразумевается способность к решению учебных, бытовых и профессиональных задач с применением средств информационных технологий. Отсюда ИКТ-компетентность менеджера в дошкольном образовании можно расценивать как составляющую общей профессиональной компетентности, которая выражается в способности и готовности субъекта к продуктивной реализации профессиональных управленческих функций на базе ИТ.

Профессиональная ИКТ-компетентность, будучи сложным интегративным образованием, включает:

-           знание особенностей информационного взаимодействия в профессиональной среде, потенциала и границ использования ИТ при его организации;

-           мотивы, убеждения, ценностные ориентации;

-           умения и навыки, связанные с информационной деятельностью (поиск и отбор информации в различных источниках, ее анализ, обобщение и представление с помощью ИТ; подбор компьютерной и информационной техники, программ для решения профессиональных вопросов; участие в работе сетевых объединений коллег; конструирование рабочего «инфопространства»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникативная компетентность руководителя: понятие и характеристика

Компетентность - (от лат. Compete – соответствующий, подходящий, способный) объединяет знания, умения и опыт в какой-либо области, а также личностные возможности индивида, позволяющие ему решать установленный круг задач. Компетентность составляет основу любой профессиональной деятельности, поэтому профессиональная компетентность рассматривается как способность человека эффективно решать профессиональные проблемы при минимальных затратах (интеллектуальных, финансовых, временных и др.).

К составляющим профессиональной компетентности относят:

-        положительное отношение к специальности;

-        черты характера, темперамент, мотивацию, адекватную требованиям деятельности;

-        необходимые знания, базисные умения и навыки;

-        устойчивые, профессионально важные особенности восприятия, мышления, эмоциональные и волевые процессы.

Под ИКТ - компетентностью подразумевается способность к решению учебных, бытовых и профессиональных задач с применением средств информационных технологий. Отсюда ИКТ-компетентность менеджера в дошкольном образовании можно расценивать как составляющую общей профессиональной компетентности, которая выражается в способности и готовности субъекта к продуктивной реализации профессиональных управленческих функций на базе ИТ.

Профессиональная ИКТ-компетентность, будучи сложным интегративным образованием, включает:

-        знание особенностей информационного взаимодействия в профессиональной среде, потенциала и границ использования ИТ при его организации;

-        мотивы, убеждения, ценностные ориентации;

-        умения и навыки, связанные с информационной деятельностью (поиск и отбор информации в различных источниках, ее анализ, обобщение и представление с помощью ИТ; подбор компьютерной и информационной техники, программ для решения профессиональных вопросов; участие в работе сетевых объединений коллег; конструирование рабочего «инфопространства»).

        Ядром ИКТ-компетентности принято считать компьютерную и информационную грамотность.

        Компьютерная грамотность предполагает наличие знаний об основных устройствах компьютера, видах программного обеспечения, а также умений и навыков применения компьютерной техники, электронных средств связи, текстовых и графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, информационных сетевых ресурсов, программных средств; умения объяснить ситуации, возникающие в ходе использования компьютеров и сделать рациональный выбор аппаратного и программного сопровождения профессиональной деятельности.

        Информационная грамотность отражает уровень знаний об информации, информационных процессах и технологиях, понимания возможностей и недостатков их внедрения в практику, умений оперирования разнообразными данными и ресурсами.

        Главными показателями ИКТ-компетентности менеджера дошкольного профиля являются:

-        понимание необходимости интеграции дошкольного образования в процессы глобальной информатизации и массовой коммуникации;

-        положительное отношение к организации профессиональной деятельности с использованием ИТ;

-        готовность к образованию и самообразованию в области ИТ;

-        знание специфики и закономерностей информационного обеспечения управления ДОУ;

-        знание технических и программных средств информатизации управления;

-        умение работать с разнообразными источниками информации (электронные пособия, Интернет и др.);

-        способность использовать средства ИТ в решении задач управления ДОУ;

-        владение различными способами получения, интерпретации, передачи, хранения и защиты управленческой информации (нормативно-правовой, административной, научной, учебно-методической и финансовой;

-        наличие коммуникативной культуры (включая личностные и деловые качества, необходимые для поддержания адекватные информационных взаимоотношений).

        В структуре ИКТ-компетентности менеджера дошкольного профиля целесообразно выделение нескольких компонентов: мотивационного, когнитивного, деятельностного. Каждый компонент можно изучать как самостоятельное психолого-педагогическое явление, но при этом все структурные элементы необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи.

        Мотивационный компонент основывается на нравственно-психологической основе. В его содержание входят: направленность на профессиональную деятельность, потребности, стремления, способности, интерес к повышению квалификации в области информатизации. Иными словами, он выражается в совокупности потребностей, мотивов, целей личности, которая побуждает, направляет и регулирует профессиональный рост в области информатизации управления дошкольным образованием. Мотивационный компонент характеризуют:

-        осознание включенности дошкольного образования в процесс информатизации;

-        позитивное отношение к использованию ИТ в управлении ДОУ;

-        стремление к образованию в области ИТ, развитию личностных качеств, необходимых для эффективной реализации управленческих функций в современной информационной среде.

Когнитивный компонент отражает достигнутый уровень теоретической готовности специалиста-менеджера к организации профессиональной деятельности на базе ИТ и представляется в виде системы общих междисциплинарных знаний (в области информатики, педагогики, психологии, менеджмента, управления дошкольным образованием и т. д.), специальных научных знаний об информатизации дошкольного образования, средствах ИТ, их применении в управлении образованием, владение терминами и понятиями.

Деятельностный компонент включает следующие умения и навыки:

-        прогностические (прогнозирование цели и задач развития ДОУ в условиях информатизации; планирование системы сбора, обработки и передачи информации, необходимой для решения управленческих задач, процесса модернизации информационного обеспечения профессиональной деятельности на основе ИТ и формирования единой информационно-образовательной среды);

-        аналитические (поиск, интерпретация педагогически значимой информации; определение возможности и целесообразности использования современной вычислительной техники и средств связи в решении задач управления ДОУ; выбор аппаратного и программного сопровождения профессиональной деятельности; объяснение ситуаций, возникающих при применении ИТ);

-        коммуникативные (организация информационного взаимодействия; установление и поддержка контактов с общественностью: сотрудниками, коллегами, родителями и экспертами; диалог с различными предприятиями, органами власти на базе ИТ, в том числе в режиме реального времени);

-        инструментальные (использование компьютерной техники и электронных средств связи, информационных и образовательных ресурсов сети, поисковых систем, каталогов, общих и специальных программных продуктов, предназначенных для решения управленческих задач; разработка мультимедийных презентаций; создание и передача электронных писем);

-        контролирующие (определение цели, содержания и технологии контроля информационного обеспечения профессиональной деятельности; оценка информационного (внутреннего и внешнего) взаимодействия; выявление причин обнаруженных недостатков и возможных путей их устранения; сочетание контроля и самоконтроля) /33, 13/.

Таким образом, ИКТ-компетентность как одно из профессионально значимых качеств современного менеджера дошкольного профиля характеризует личность с точки зрения мотивации, направленности, знаний, умений и навыков, связанных с освоением и применением средств информационных технологий в целях оптимизации системы управления дошкольным образованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в деятельности ДОУ как отражение информационно-коммуникативной компетентности руководителя

В образовательном учреждении имеется масса разрозненной информации на бумажных носителях: списки детей, учебно-методические материалы и т. д. А поиск необходимой информации вызывает огромные сложности...

«Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ посредством активного использования информационно-коммуникативных технологий» (проект)

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Одно из них - владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности...

Мастер-класс «Повышение информационно-коммуникативной компетентности педагогов дошкольного учреждения»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в применении ИКТ при реализации ООП ДО....

Доклад "Владение информационно - коммуникативными компетентностями как необходимое умение воспитателей дошкольного образовательного учреждения"

Владение педагогом ИКТ - компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста....

«Формирование информационно коммуникативной компетентности педагога, как средство повышения качества образования» (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)

ИКТ - компетентность педагогов и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением компьютера, его использованием, как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе в рамках мо...

Информационно-коммуникативная компетентность руководителя Образовательной организации

Компетентность - (от лат. Compete – соответствующий, подходящий, способный) объединяет знания, умения и опыт в какой-либо области, а также личностные возможности индивида, позволяющие ему решать...