Мастер-класс «Повышение информационно-коммуникативной компетентности педагогов дошкольного учреждения»
методическая разработка на тему

Носова Валентина Васильевна

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в применении ИКТ при реализации ООП ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №140»

Мастер-класс

 «Культура речи воспитателя дошкольной образовательной организации»

(технология синквейна)

Подготовила: старший воспитатель                                                                        Носова В.В.

г.Дзержинск

2015 год

Мастер-класс «Культура речи воспитателя дошкольной образовательной организации» 

Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации. Задачи: 

1. Уточнить и закрепить знания воспитателей о требованиях к речи (компоненты речи).

2. Совершенствовать качество языкового оформления речи с использованием технологии синквейна.

 3. Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

 Материалы и оборудование: экран, проектор, ноутбук, презентация «Культура речи воспитателя ДОО», цветик -семицветик, записные книжки «Мой речецветик» на каждого педагога.

Ход мастер-класса:

Старший воспитатель: Уважаемые коллеги, считается, что речь человека – его визитная карточка. От того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст является сенситивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Именно поэтому, к речи педагога дошкольной образовательной организации сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Выделяют семь компонентов речи.

 Мы сейчас с вами вместе их назовем, став участниками игры «Цветик-семицветик». Я предлагаю вытянуть любой лепесток и зачитать описание компонента речи, все остальные должны будут догадаться и назвать этот компонент.

Первый по ходу участник выбирает лепесток, зачитывает информацию на нем, называется описанный компонент речи.

1. Соответствие речи языковым нормам – это…(правильность речи).

2. Соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе… (точность).

3. Выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли… (логичность).

 4. Отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку… (чистота). 5. Особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания… (выразительность).

6. Умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации… (богатство).

7. Употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения… (уместность).

Итак, мы с вами назвали семь основных компонентов речи, которые нужно формировать и развивать. Безусловно, знание педагогом дошкольной образовательной организации названных компонентов, их соблюдение и постоянное совершенствование качества речи — это залог успешной работы по качественному речевому развитию детей. Каждому из вас я раздала небольшую записную книжку «Мой речецветик», в которую предлагаю записывать наиболее интересные, на ваш взгляд, приемы формирования 11 компонентов речи воспитателя детского сада. Для этого необходимо найти страницу с нужным компонентом речи и записать какой прием можно использовать для его формирования и развития. Начнём ведение этой книжки с технологии синквейна, которая является одним из эффективных методов развития речи, позволяющим быстро получить результат. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения, следовательно, работа в рамках данной технологии представляет из себя создание нерифмованного стихотворения или синквейна.

Правила составления синквейна.

Первая строка – подбирается одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

 Вторая строка – подбираются два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Третья строка – подбираются три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме (афоризмы, пословицы, цитаты из стихов или песен и др.).

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации).

Тема нашего мастер-класса – культура речи, и логично поработать со словом «речь».

Итак,

1 строка – речь.

 2 строка – какая речь? – (устная, письменная)

3 строка – (говорить, слушать, читать)

4 строка – (ясность — главное достоинство речи; в речи гораздо более, чем в лице, как думают некоторые, открывается характер человека; у истины простая речь…)

 5 строка – (общение)

Посмотрите, что у нас получилось (зачитать).

Как вы думаете, для формирования какого компонента речи (или каких компонентов речи?) может использоваться технология синквейна?

Куда бы вы записали технологию синквейна? Почему?

Получается, что применять данную технологию можно при формировании нескольких компонентов речи, а значит, эта технология универсальна. Она не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий (правильность речи), способствует обогащению и актуализации словаря (богатство речи), уточняет содержание понятий (точность речи) и т.д. Запишите данную технологию в наиболее подходящие для вас компоненты речи. Помимо этого, технология синквейна носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса. И что важно, она дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, как рефлексия в конце совместной деятельности. Что и мы сейчас с вами постараемся сделать.

 Предлагаю провести итог мастер-класса с использованием технологии синквейна.

Главное слово:

 1 строка – синквейн.

 2 строка – … (интересный, полезный).

3 строка – … (составлять, проводить, участвовать)

 4 строка – … (форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга)

5 строка  … (обмен опытом).

Новый синквейн в нашем исполнении (прочитать). Спасибо большое за работу! Я надеюсь, что данная записная книжка станет началом вашей работы по совершенствованию всех компонентов вашей речи, а, следовательно, и речи наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Благоприятная психологическая среда в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС. Оздоровительные игры для дошкольников"

Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отн...

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка»

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка»(направленный на развитие музыкальности дошкольников) ЦЕЛЬ: Отработка тво...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения

На мой взгляд, наиболее полно компоненты профессиональной компетенции представлены Ольгой Вячеславовной Тихомировой....

Современные подходы в повышении профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования. В ряде законодательных актов говорится об актуальности проблемы подготовки высококвалифицированного педагога,...