Доклад "Владение информационно - коммуникативными компетентностями как необходимое умение воспитателей дошкольного образовательного учреждения"
материал (подготовительная группа) на тему
Владение педагогом ИКТ - компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД «ВЛАДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫМИ КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УМЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к воспитателю дошкольного учреждения.
Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования, согласно профессиональному стандарту "Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, отмечается владение педагогом ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
В «Профессиональном стандарте «Педагог»» ИКТ-компетентность рассматривается по трем составляющим:
• общепользовательская ИКТ-компетентность;
• общепедагогическая ИКТ-компетентность;
• предметно-педагогическая компетентность.
К ИКТ- компетентности можно отнести такие умения:
- фото- и видео съемка,
- работа с текстовыми редакторами,
- навыки поиска информации в сети Интернет,
- пользование электронными носителями и почтой,
- создание электронных дидактических материалов,
- подготовка и проведение консультаций, как для коллег, так и для родителей.
По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно разделить:
• использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
• использование ИКТ в процессе взаимодействия педагогов с родителями;
• использование ИКТ в процессе самообразования и распространения педагогического опыта.
Работа с детьми логопедической группы показывает увеличение количества детей с речевыми патологиями. Осознанное отношение ребенка к своему речевому дефекту, а, следовательно, и желание его исправить, т.е. мотивация – одна из центральных задач в коррекционной работе. Ребенок часто не хочет заниматься, ему просто надоедает ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. В этом случае одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить компьютерные программно-методические средства и мультимедийное оборудование.
В нашей группе установлена мультимедийная доска SMART. Чтобы использовать все возможности мультимедийной доски воспитателю необходимо пройти специальные курсы.
Использование интерактивной доски помогает развивать у детей: внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др.; позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, развивает разносторонние умения, которые будут помогать ребёнку учиться в школе.
При этом необходимо помнить о сбережении здоровья детей. Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей у доски, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз, физминутку и др. должно длиться от 20 до 25 минут. Использование экрана должно быть не более 7-10 минут.
В непосредственную организованную деятельность я нередко включаю презентацию. Объединение аудио - и видео – анимационных эффектов в презентации компенсирует объем информации, получаемой детьми из литературы. Тематика мультимедийных презентаций самая разнообразная. Я широко использую презентации на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, они позволяют сделать занятия более эмоциональными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом.
Большое удовольствие и интерес у детей вызывает рисование специальным электронным маркером и просто пальцем.
Детям гораздо легче ориентироваться в пространстве, запоминать понятия «лево», «право»; закреплять знания о геометрических фигурах и формах, закреплять навыки счета в форме интересных интерактивных задач. Очень удобно использование интерактивной доски для обучения детей графическому диктанту.
Еще одно преимущество использования интерактивной доски в группе – возможность совершать виртуальные путешествия, различные превращения и фокусы, проведение интегрированных занятий.
Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивной доски в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами и инновационными технологиями значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников. При этом происходит качественное освоение программного материала, сенсорное, познавательное, речевое развитие, развитие графо-моторных навыков и ориентировки в пространстве. С помощью интерактивной доски повышается скорость передачи информации детям, улучшается уровень её понимания детьми, что способствует развитию всех форм мышления.
Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня профессионализма воспитателя и соответствовать требованиям профессионального стандарта.
Литература
1. Комарова ,Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т.С. Комарова, И.И. Комарова // Мозаика-Синтез М.-2011.- С. 128.
2. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Ю.М. Горвиц // М.: Линка-пресс. - 1998.- С.328
3.Фомичева, О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке [Текст] / О.С. Фомичева // М.: Гелиос АРВ . - 2000.- С. 192
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД «ВЛАДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫМИ КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УМЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к воспитателю дошкольного учреждения.
Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования, согласно профессиональному стандарту "Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, отмечается владение педагогом ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
В «Профессиональном стандарте «Педагог»» ИКТ-компетентность рассматривается по трем составляющим:
• общепользовательская ИКТ-компетентность;
• общепедагогическая ИКТ-компетентность;
• предметно-педагогическая компетентность.
К ИКТ- компетентности можно отнести такие умения:
- фото- и видео съемка,
- работа с текстовыми редакторами,
- навыки поиска информации в сети Интернет,
- пользование электронными носителями и почтой,
- создание электронных дидактических материалов,
- подготовка и проведение консультаций, как для коллег, так и для родителей.
По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно разделить:
• использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
• использование ИКТ в процессе взаимодействия педагогов с родителями;
• использование ИКТ в процессе самообразования и распространения педагогического опыта.
Работа с детьми логопедической группы показывает увеличение количества детей с речевыми патологиями. Осознанное отношение ребенка к своему речевому дефекту, а, следовательно, и желание его исправить, т.е. мотивация – одна из центральных задач в коррекционной работе. Ребенок часто не хочет заниматься, ему просто надоедает ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. В этом случае одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить компьютерные программно-методические средства и мультимедийное оборудование.
В нашей группе установлена мультимедийная доска SMART. Чтобы использовать все возможности мультимедийной доски воспитателю необходимо пройти специальные курсы.
Использование интерактивной доски помогает развивать у детей: внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др.; позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, развивает разносторонние умения, которые будут помогать ребёнку учиться в школе.
При этом необходимо помнить о сбережении здоровья детей. Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей у доски, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз, физминутку и др. должно длиться от 20 до 25 минут. Использование экрана должно быть не более 7-10 минут.
В непосредственную организованную деятельность я нередко включаю презентацию. Объединение аудио - и видео – анимационных эффектов в презентации компенсирует объем информации, получаемой детьми из литературы. Тематика мультимедийных презентаций самая разнообразная. Я широко использую презентации на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, они позволяют сделать занятия более эмоциональными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом.
Большое удовольствие и интерес у детей вызывает рисование специальным электронным маркером и просто пальцем.
Детям гораздо легче ориентироваться в пространстве, запоминать понятия «лево», «право»; закреплять знания о геометрических фигурах и формах, закреплять навыки счета в форме интересных интерактивных задач. Очень удобно использование интерактивной доски для обучения детей графическому диктанту.
Еще одно преимущество использования интерактивной доски в группе – возможность совершать виртуальные путешествия, различные превращения и фокусы, проведение интегрированных занятий.
Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивной доски в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами и инновационными технологиями значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников. При этом происходит качественное освоение программного материала, сенсорное, познавательное, речевое развитие, развитие графо-моторных навыков и ориентировки в пространстве. С помощью интерактивной доски повышается скорость передачи информации детям, улучшается уровень её понимания детьми, что способствует развитию всех форм мышления.
Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня профессионализма воспитателя и соответствовать требованиям профессионального стандарта.
Литература
1. Комарова ,Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т.С. Комарова, И.И. Комарова // Мозаика-Синтез М.-2011.- С. 128.
2. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Ю.М. Горвиц // М.: Линка-пресс. - 1998.- С.328
3.Фомичева, О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке [Текст] / О.С. Фомичева // М.: Гелиос АРВ . - 2000.- С. 192
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя дошкольного образовательного учрежденияПоказательПроявление показателяПодтверждающие документыРекомен...
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения
По этим критериям я набирала портфолио на 1 категорию воспитателя. Может кому пригодится, удачи....
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий во взаимодействии с семьями воспитанников образовательного учреждения
Сегодня большинство родителей заняты добыванием средств к существованию, что приводит к сокращению времени, которое мамы и папы должны уделять воспитанию и образованию своих детей. Поэтому педагоги вы...
ПОВЫШЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье описываются критерии коммуникативной компетентности педагога, а также опыт работы по повышению коммуникативной компетентности....
Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»
Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»Цель: обеспечить условия для развития творчества и професси...
Методическое пособие для старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Педагогический мониторинг как метод повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО»
Методическое пособие для старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Педагогический мониторинг как метод повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО»...
Выступление на педсовете "Информационно-коммуникационные технологии в работе воспитателя дошкольных образовательных учреждениях"
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимед...