Педагогический совет. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО
учебно-методический материал
Педагогический совет. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический совет. Патриотическое воспитание дошкольников | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет.
Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО
Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по патриотическому воспитанию дошкольников, актуализировать знания о современных подходах реализации регионального компонента к вариативной части основной общеобразовательной программы.
Задачи:
1. Проанализировать состояние работы в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию:
- готовность воспитателей к работе по проблеме;
- создание средовых условий;
- методическое обеспечение.
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работы в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников
3. Наметить пути совершенствования имеющихся форм работы по решению проблемы нравственного воспитания через приобщение детей к героико-историческому прошлому Родины, привлечение родителей к совместной работе с детьми
План педагогического совета
- Развитие чувств – основа патриотического воспитания дошкольников.
- Результаты контроля «Состояние работы по патриотическому воспитанию, краеведению».
- Педагогический тренинг «Формирование у детей нравственно-патриотических качеств».
- Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников и реализации регионального компонента образовательной программы ДОО.
- Выработка решения педсовета.
Ход педсовета
- Развитие чувств – основа патриотического воспитания дошкольников.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.
Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Давайте сначала разберёмся в понятиях.
“Родина” - отечество, отчизна, страна , в которой человек родился. Исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов. В более узком смысле - чье-либо место рождения.
“Патриотизм”– это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
“Гражданственность” – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
А понятия НАЦИЯ и НАЦИОНАЛЬНОСТЬ? Это одно и то же?
“Национальность” - историческая духовная общность людей, связанных между собой единством Веры, духовной и материальной культуры.
“Нация” - исторический союз НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, совместное существование которых порождает ИДЕЮ единой государственности для защиты своих интересов, а также выдвигает конкретных представителей для реализации этой идеи. Нация всегда обустраивается в рамках собственного государства.
Таким образом, НАЦИЯ и НАЦИОНАЛЬНОСТЬ - это два совершенно разных понятия. Основой объединения людей по НАЦИОНАЛЬНОСТИ является этническое родство и духовная сущность, то есть его вера.
- Результаты контроля «Состояние работы по патриотическому воспитанию, краеведению».
- Педагогический тренинг «Формирование у детей нравственно-патриотических качеств».
Давайте теперь ответим на некоторые вопросы .
- Что значит, по Вашему мнению, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности?
- От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный творческий патриотизм?
- Почему, на Ваш взгляд, формирование у детей патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста? (Процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте формируются основные качества человека, закладывается фундамент будущего человека. Для дошкольного периода характерны наибольшие обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются особенно прочными. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории России.
- Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников? ( Сам педагог, его мировоззрение, личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: “Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства”. То есть, чтобы дать ребёнку знания, сам воспитатель должен много знать и уметь, сам должен любить свою страну, свой город, свой народ, иметь огромный багаж знаний и широкую эрудицию).
- Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми?
- Какие методы и приемы Вы считаете наиболее приемлемыми в работе по воспитанию патриотических чувств и приобщению дошкольников к русской народной культуре? (чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, аппликация, лепка, рисование)
- Какое влияние на формирование душевных качеств оказывают занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ?
1 задание: Собрать пословицы и поговорки (“рассыпались” на слова)
- Вся семья вместе, так и душа на месте
- Дерево держится корнями, а человек – семьёй
- При солнышке тепло, при матери добро
- Человек без родины, что соловей без песни
- Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей
- Родная земля и в горсти мила
- Сражайся смело за родное дело
- На печи не храбрись, а в поле не трусь
- На смелого собака лает, а трусливого - кусает
2 задание: Наш город.
Каждая команда получает фото какого-либо объекта города. Нужно описать этот объект, не называя его. А другая команда должна угадать, что изображено на фото.
- Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников и реализации регионального компонента образовательной программы ДОО.
Социокультурная среда сегодняшнего дня выдвигает перед всеми специалистами дошкольного образования проблему поиска модернизации работы по воспитанию гражданственности и патриотизма в новых условиях.
В соответствии с пунктом 2.6.ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.
Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
Семья – Детский сад – Родная улица, район – Родной город – Страна, её столица, символика.
Конечно, данная схема не отражает всей полноты работы по патриотическому питанию, включающей воспитание у детей любви к родной природе, уважение к людям труда. Все эти задачи включены в общую систему работы по данной проблеме: патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием.
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Малыш должен знать историю своей семьи, кем были его деды и прадеды. Важно, чтобы ребёнок ими гордился. Бесполезно специально вдалбливать ему патриотические знания – от такого воспитания в лучшем случае не будет никакой пользы.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.
Наиболее сложной является воспитание любви к родному городу и родной стране. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть страны, а дети – жители России, ее граждане, Гражданин – житель страны, который признает ее законы, потому, что он любит свою страну.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство детей с родным городом, страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь систематической работой, и эта работа должна проходить не только в специально-организованной образовательной деятельности, но и в режимные моменты, в семье. В непосредственно-образовательной деятельности должны разбираться наиболее сложные темы, требующие объяснения, толкования.
Начиная работу по воспитанию любви к родному городу, педагог должен сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особенно выделить то, что характерно именно для нашего города.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома; традиции; труд людей; общественные события и т.д.
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующие условия:
- Создание культурно-развивающей среды в ДОУ, условий в группе.
- Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ, интеграция регионального компонента в образовательную деятельность.
- Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
- Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
- Правильный отбор объектов.
- Пример взрослых. Взаимодействие с родителями.
- Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса.
- Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума
Средства патриотического воспитания:
- окружающая среда
- художественная литература и искусство
- практическая деятельность
- досуговая деятельность
- использование всех видов фольклор
- дополнительное образование
При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности. Пролистаем Дневник проекта «Здесь Родины моей начало».
Региональный компонент реализуется программой «Родники Дона» авторы: Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А., Черноиванова Н.Е. Авторами программы были разработаны уровни развития ценностно-смыслового отношения дошкольников 5-7-лет к культуре, природе родного края. Целевые ориентиры представлены в таблице.
Уровни развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре, природе родного края 5-6 лет |
Уровень выше достаточного |
Наличие интереса к познанию ценностей культуры, истории, природы родного края; наблюдается эмоциональный отклик, выражение удовольствия, радости (мимика, движения, слова и т.п.) при восприятии литературных, музыкальных, изобразительных, архитектурных произведений, объектов живой и неживой природы родного края; ребёнок способен дать элементарную оценку, выразить своё отношение к произведениям донских авторов, объектам живой и неживой природы; проявляется наличие интереса к профессии художника, писателя, архитектора, эколога, осознание значимости её для людей; дошкольник (с небольшой помощью педагога) выделяет основные средства художественной выразительности музыкальных, изобразительных, литературных архитектурных произведений; инициативен в создании художественных образов в рисунке, аппликации, конструировании; ребёнок способен проявлять самостоятельность, творчество в процессе приобретения социокультурного опыта в изобразительной, конструктивной, литературной деятельности, выполнения трудовых поручений. |
Достаточный уровень |
Наличие не ярко выраженного интереса к познанию ценностей культуры, истории, природы родного края; неярко выраженные мимические проявления при восприятии литературных, музыкальных, изобразительных, архитектурных произведений, объектов живой и неживой природы родного края; ребёнок слабо аргументирует своё отношение, свою оценку к произведениям донских авторов, объектам живой и неживой природы родного края; отсутствие правильных представлений о различных видах искусства, представлений о ценности профессий писателя, художника, архитектора, эколога; ребёнок испытывает затруднения (даже с помощью педагога) выделять основные средства художественной выразительности музыкальных, изобразительных, литературных. Архитектурных произведений; детские работы маловыразительны, не отличаются оригинальностью; недооценка ребёнком своих успехов в художественно-творческой деятельности в процессе приобретения социокультурного опыта, выполнения трудовых поручений. |
Уровни развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре, природе родного края 6-7 лет |
Уровень выше достаточного |
Проявление у дошкольников постоянного и устойчивого интереса к познанию ценностей культуры, природы родного края; регулярностью и интенсивностью проявления разнообразных чувств при восприятии произведений искусства, объектов живой и неживой природы; аргументацией своего отношения и оценки развёрнутыми полными высказываниями; высокой выраженностью культурной идентификации; достаточно полными представлениями о различных видах искусства родного края; умениями самостоятельно анализировать средства художественной выразительности произведений искусства; самостоятельностью и инициативностью в создании художественных образов в рисунке, аппликации, конструировании; способностью понимать и оценивать свои успехи в художественно-творческой деятельности, общении в детском социуме и способами самоутверждения, самовыражения себя и открытия личностных смыслов. |
Достаточный уровень |
Наличие интереса, стремление и готовность к познанию ценностей культуры, природы родного края и общению с ними; неярко выраженными эпизодическими мимическими проявлениями при восприятии произведений искусства родного края, образной, но неразвёрнутой речью в оценочных высказываниях, отсутствием элементов сравнения, эпитетов; слабой аргументацией своего отношения, своей оценки произведений искусства родного края, ориентированной на констатацию фактов; слабо выраженной культурной идентификацией; отсутствием полных и правильных представлений о различных видах искусства; затруднениями в определении средств художественной выразительности; умением решать простые творческие задачи на уровне переработки, комбинирования; недооценкой своих успехов в художественно-творческой деятельности, отсутствием аргументированной оценки , ориентацией на установки педагога. |
Таким образом, реализация регионального компонента в социально-коммуникативном развитии дошкольников, построенная в системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС:
- ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
-различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
- Выработка решения педсовета.
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитывать. Одними призывами любить свой город, свою Родину ничего не сделать.
Работа должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и уважение к тому месту, где ребенок живет.
Наш педсовет подходит к концу. Какие у вас будут предложения по выработке решения?
Решение:
- Разработать схему планирования специально-организованной совместной деятельности по проблеме нравственно-патриотического воспитания в разных возрастных группах. Ответственные – творческая группа, старший воспитатель.
- Разработать план мероприятий с детьми и родителями. Ответственные – творческая группа, старший воспитатель.
- Реализовать программу по нравственно-патриотическому воспитанию, разработанную творческой группой педагогов детского сада в группах старшего дошкольного возраста. Ответственные –педагоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг реализации регионального компонента образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты
Мониторинг реализации регионального компонента образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты Информация старшего воспитателя В современных усло...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Статья...
Педсовет "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО"
Педсовет "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО"...
Педагогический совет «Профессиональное мастерство педагогов при организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Педагогический совет «Профессиональное мастерство педагогов при организацииработы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Цель: системати...
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации регионального компонента
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации регионального компонента...
Протокол педагогического совета: Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ.
ТЕМА: Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ....