ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
статья на тему
Предварительный просмотр:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО
КОМПОНЕНТА
Каримова А. К.
PATRIOTIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN USING NATIONAL-REGIONAL COMPONENT
Karimova A.K.
В современное время остро стоит вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях меняющего мира. В связи с этим воз-
никает необходимость обратиться к родным истокам, к корням, а именно традиции и культуре народа, его истории, таким понятиям, как «Родина», «родной край», «любимый город», побуждать любовь к Отчине, чувства гордости за свою Родину.
В настоящее время все чаще обсуждается проблема патриотического воспитания дошкольников. При модернизации образования выстраиваются образовательные модели, отмечающие необходимость проводить их с учетом национально-регионального опыта и местных условий.
Один из целевых ориентиров в Законе Российской Федерации «Об об-
разовании» направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов:
- Конституция Российской Федерации.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития си-
стемы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в совре-
менных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах Рос-
сии» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.
- Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнения-
ми) от 19 мая 1995г. - Федеральный закон Российской Федерации «О внесе-
нии изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти по-
гибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федера-
ции, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государ-
ственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Фе-
дерации на 2011–2015 годы» За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в
социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах об-
щественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания под-
растающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспита-
ния и развития личности гражданина и патриота России и способного отста-
ивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания де-
тей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обре-
тает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Патриотизм. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, а также с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство - каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Включение национально-регионального компонента в патриоти-
ческое воспитание дошкольника определяется современными условиями:
углубляющимся социально-культурным кризисом, противоречием между возросшим национальным самосознанием и сложившейся практикой воспитания исключительно на общечеловеческих ценностях. Поиск решения этих проблем составляет важную задачу современной педагогики. Цель ис-
следования создание условий реализации педагогических задач патриотиче-
ского воспитания дошкольников при внедрении национально-
регионального компонента.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование за-
креплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в
действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Основной целью образовательной области «Социально-
коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей до-
школьного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, тради-
циям семьи, общества и государства.
Одним из основных направлений реализации образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспита-
ние детей дошкольного возраста.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, лю-
бознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой актив-
ности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объек-
тах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,
числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокуль-
турных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,
о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, много-
образии стран и народов мира. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155
г. Москва).
Исходя из этого, патриотическое воспитание дошкольников включает
- себя следующие компоненты:
- воспитание у ребенка отношения к себе как полноправной личности;
- уважения своей семьи как носителя семейной традиции и родного
языка;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому,
семье, детскому саду, города) ;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
В трудах Б.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского пат-
риотическое воспитание было центральной идеей. Большой вклад в научное обоснование данной проблемы внесли Б.Т. Лихачев, Н.В. Виноградова, Е. И
Радина и др. Основателем национальной системы образования считается К. Д.
Ушинский. Он установил, что у всех великих народов мира есть своя нацио-
нальная система воспитания, в основе которой лежит принцип, определяющий образовательную систему в целом и сообщающий ей специфический харак-
тер.Современные исследователи, такие как Т. Т. Зубова, Е. П. Арнаутова,
А. С. Козлова, С. Е. Шукшина, О. А. Артамонова, М. В. Крулехт и др., так же уделяют большое внимание патриотизму. Особенно исследованиям в об-
ласти содержания дошкольного образования и воспитания, направленные на изучение механизмов социализации, формирования социальной компетен-
ции ребенка, осознания им самого себя как представителя человеческой ци-
вилизации, а также восприятия детьми предметов окружающего их мира,
формирование у них представлений о трудовой деятельности взрослых и т.д.
Следует отметить, что в педагогике до сих пор отсутствует целостная система патриотического воспитания, несмотря на это выделяются четыре основные концепции, такие как: социальное воспитание, ориентированность на коллективное воспитание, личностное и личностно-ориентированное са-
моорганизуемое воспитание.
Как отмечают исследователи: «Проблема обучения детей на родном языке является в настоящее время одной из актуальнейших во всем мире»
(С.С. Салаватова, 2008 г., 2011 г. [4; 5]), поэтому необходимо, чтобы родной язык использовался и детском саду. В рамках своей опытно-эксперименталь-
ной работы мы проводим игры с использованием родного языка; « переведи на родной язык», «что означают слова?» и др. использование краеведческого материала в образовательной деятельности «Познание» (математика), напри-
мер можно использовать задачи и дидактические игры с связанные с истори-
ей, природой и символикой родного края.
Появление различной концепций предопределено осознанием, прежде всего, необходимости в обществе развития духовной культуры личности. В
данной ситуации обратимся к новым подходам воспитания у детей патриоти-
ческих чувств, именно это условия осуществления патриотического воспита-
ния у дошкольников, в контексте реализации национально-регионального компонента.
- Ориентированность педагогического процесса на полное разви-
тие личности. При становлении личности важно обращать внимание на ценности и культуру его народа, на его традиции и обычаи. Для решения этого вопроса огромное значение имеет народно-педагогическое направле-
ние образования, то есть этнопедагогика. Идеи этнопедагогики способ-
ствуют становлению духовно богатой и общественно развитой личности,
стремящийся жить интересами своего народа, уважительным и справедли-
вым отношением к старшему поколению, заботой об окружающем мире. 2. Патриотическое воспитание должно охватывать все деятельности
ребенка, должно носить комплексный характер. Формирование патриотиче-
ского воспитания реализуется при активной, разнообразной деятельности дошкольников, так как быть патриотом - значит не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Для того, что бы пра-
вильно построить детскую деятельность, чтобы она согласовалась с задача-
ми регионализации образования и патриотического воспитания, педагогу необходимо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (образовательная деятельность, труд, ху-
дожественно-эстетическое, игра), а также иметь сочетать их в едином педа-
гогическом процессе.
3. Внедрение национально-регионального компонента в работу с дошкольниками должно осуществляться по принципу от личностно значи-
мых к общецивилизованным культурно-историческим явлениям, т. е. посте-
пенного перехода от более близкого ребенку, менее близкому.
4. Деятельность, предлагаемая детям должна вызывать интерес и быть эмоционально-насыщенным. Акцентирование на эмоционально-
чувствительную сферу ребенка требует создания условий для возникнове-
ния эмоциональных реакций и развития эмоций, которое концентрируют его внимание на объекте изучения, собственных поступках и действиях, что достигается путем сопереживания и прогнозирования развития ситуации.
- Использование коллективной деятельности необходимо для раз-
вития патриотических чувств у детей-дошкольников. При формировании
гражданско-патриотических чувств базовым моментом
- является накопление необходимых норм поведения, взаимоотно-
шений в социуме, в коллективе.
Нравственные качества не возникают естественным путем. Становле-
ние их происходит в результате эмоционального накопления и осознания определенных личностных явлений и зависит от средств и методов воспита-
ния, от условий в котором живет ребенок.
Поведенное нами исследование доказывает эффективность работы по формированию патриотического воспитания с использованием национально-
регионального компонента в дошкольных учреждениях.
Использованная литература:
1. Кокуева, Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на
культурных традициях своего народа: метод. пособие / Л. В.Кокуева. – М.:
АРКТИ, 2005. – 144 с.
2. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “ О госу-
дарственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы” [ Электронный ресурс]. – Режим доступа http: //www.garant.ru/ (15.01.2015).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утвер-
ждении федерального государственного образовательного стандарта до-
школьного образования".
4. Салаватова, С. С. Математика в свете реализации национально-
регионального компонента содержания школьного образования / С.С. Сала-
ватова // Наука и школа. – 2007. – №3. – С.17-20.
5. Салаватова, С. С. Этнокультурная составляющая обучения школьной математике: языковой аспект / С.С. Салаватова // Журнал «Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №5.
6. Юдина Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребенок в детском саду. – 2001. – № 4 – С.59- 64.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно
Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...