Педсовет "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО"
материал
Педсовет "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_2017.docx | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «СОЛОВУШКА» Г. ЗЕРНОГРАДА
ФИЛИАЛ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Педагогический совет №3 (16 марта 2017)
Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО»
«Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников и реализации регионального компонента образовательной программы ДОО»
Подготовила:
Воспитатель Вдовенко В.В.
г. Зерноград 2017
Социокультурная среда сегодняшнего дня выдвигает перед всеми специалистами дошкольного образования проблему поиска модернизации работы по воспитанию гражданственности и патриотизма в новых условиях.
В соответствии с пунктом 2.6.ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.
Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
Семья – Детский сад – Родная улица, район – Родной город – Страна, её столица, символика.
Конечно, данная схема не отражает всей полноты работы по патриотическому питанию, включающей воспитание у детей любви к родной природе, уважение к людям труда. Все эти задачи включены в общую систему работы по данной проблеме: патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием.
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Малыш должен знать историю своей семьи, кем были его деды и прадеды. Важно, чтобы ребёнок ими гордился. Бесполезно специально вдалбливать ему патриотические знания – от такого воспитания в лучшем случае не будет никакой пользы.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.
Наиболее сложной является воспитание любви к родному городу и родной стране. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть страны, а дети – жители России, ее граждане, Гражданин – житель страны, который признает ее законы, потому, что он любит свою страну.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство детей с родным городом, страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь систематической работой, и эта работа должна проходить не только в специально-организованной образовательной деятельности, но и в режимные моменты, в семье. В непосредственно-образовательной деятельности должны разбираться наиболее сложные темы, требующие объяснения, толкования.
Начиная работу по воспитанию любви к родному городу, педагог должен сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особенно выделить то, что характерно именно для нашего города.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома; традиции; труд людей; общественные события и т.д.
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующие условия:
- Создание культурно-развивающей среды в ДОУ, условий в группе.
- Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ, интеграция регионального компонента в образовательную деятельность.
- Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
- Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
- Правильный отбор объектов.
- Пример взрослых. Взаимодействие с родителями.
- Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса.
- Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума
Средства патриотического воспитания:
- окружающая среда
- художественная литература и искусство
- практическая деятельность
- досуговая деятельность
- использование всех видов фольклор
- дополнительное образование
При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности. Пролистаем Дневник проекта «Здесь Родины моей начало».
Региональный компонент реализуется программой «Родники Дона» авторы: Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А., Черноиванова Н.Е. Авторами программы были разработаны уровни развития ценностно-смыслового отношения дошкольников 5-7-лет к культуре, природе родного края. Целевые ориентиры представлены в таблице.
Уровни развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре, природе родного края 5-6 лет |
Уровень выше достаточного |
Наличие интереса к познанию ценностей культуры, истории, природы родного края; наблюдается эмоциональный отклик, выражение удовольствия, радости (мимика, движения, слова и т.п.) при восприятии литературных, музыкальных, изобразительных, архитектурных произведений, объектов живой и неживой природы родного края; ребёнок способен дать элементарную оценку, выразить своё отношение к произведениям донских авторов, объектам живой и неживой природы; проявляется наличие интереса к профессии художника, писателя, архитектора, эколога, осознание значимости её для людей; дошкольник (с небольшой помощью педагога) выделяет основные средства художественной выразительности музыкальных, изобразительных, литературных архитектурных произведений; инициативен в создании художественных образов в рисунке, аппликации, конструировании; ребёнок способен проявлять самостоятельность, творчество в процессе приобретения социокультурного опыта в изобразительной, конструктивной, литературной деятельности, выполнения трудовых поручений. |
Достаточный уровень |
Наличие не ярко выраженного интереса к познанию ценностей культуры, истории, природы родного края; неярко выраженные мимические проявления при восприятии литературных, музыкальных, изобразительных, архитектурных произведений, объектов живой и неживой природы родного края; ребёнок слабо аргументирует своё отношение, свою оценку к произведениям донских авторов, объектам живой и неживой природы родного края; отсутствие правильных представлений о различных видах искусства, представлений о ценности профессий писателя, художника, архитектора, эколога; ребёнок испытывает затруднения (даже с помощью педагога) выделять основные средства художественной выразительности музыкальных, изобразительных, литературных. Архитектурных произведений; детские работы маловыразительны, не отличаются оригинальностью; недооценка ребёнком своих успехов в художественно-творческой деятельности в процессе приобретения социокультурного опыта, выполнения трудовых поручений. |
Уровни развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре, природе родного края 6-7 лет |
Уровень выше достаточного |
Проявление у дошкольников постоянного и устойчивого интереса к познанию ценностей культуры, природы родного края; регулярностью и интенсивностью проявления разнообразных чувств при восприятии произведений искусства, объектов живой и неживой природы; аргументацией своего отношения и оценки развёрнутыми полными высказываниями; высокой выраженностью культурной идентификации; достаточно полными представлениями о различных видах искусства родного края; умениями самостоятельно анализировать средства художественной выразительности произведений искусства; самостоятельностью и инициативностью в создании художественных образов в рисунке, аппликации, конструировании; способностью понимать и оценивать свои успехи в художественно-творческой деятельности, общении в детском социуме и способами самоутверждения, самовыражения себя и открытия личностных смыслов. |
Достаточный уровень |
Наличие интереса, стремление и готовность к познанию ценностей культуры, природы родного края и общению с ними; неярко выраженными эпизодическими мимическими проявлениями при восприятии произведений искусства родного края, образной, но неразвёрнутой речью в оценочных высказываниях, отсутствием элементов сравнения, эпитетов; слабой аргументацией своего отношения, своей оценки произведений искусства родного края, ориентированной на констатацию фактов; слабо выраженной культурной идентификацией; отсутствием полных и правильных представлений о различных видах искусства; затруднениями в определении средств художественной выразительности; умением решать простые творческие задачи на уровне переработки, комбинирования; недооценкой своих успехов в художественно-творческой деятельности, отсутствием аргументированной оценки , ориентацией на установки педагога. |
Таким образом, реализация регионального компонента в социально-коммуникативном развитии дошкольников, построенная в системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС:
- ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
-различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг реализации регионального компонента образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты
Мониторинг реализации регионального компонента образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты Информация старшего воспитателя В современных усло...
Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования в условиях билингвальной социальной ситуации развития детей
Коллектив МАДОУ №88 разработал в части программы, формируемой участниками образовательного процесса подпраграммы: "Ребёнок изучает татарский язык", и "Ребёнок знакомится с малой Родиной- родным городо...
Условия реализации регионального компонента с учётом ФГОС
Условия реализации регионального компонента с учётом ФГОС...
Педагогический совет. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО
Педагогический совет. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО...
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации регионального компонента
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации регионального компонента...