Программа дополнительного образования "С чего начинается Родина?"
методическая разработка
Целью данной программы является формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop.obrazovaniya_s_chego_nachinaetsya_rodina.docx | 415.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель | Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения. |
Задачи | Обучающие: • Развивать познавательный интерес к изучению родного поселка, района. • Формировать знания о природных богатствах района, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности. • Способствовать социализации воспитанников. • Обогатить знания дошкольников о поселке Маслянино, его истории, достопримечательностях, богатствах района, людях-тружениках. Развивающие: • Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу. • Прививать навыки познавательной творческой деятельности. • Развивать творческие способности детей. • Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства поселка, района. Воспитательные: • Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края. • Прививать навыки здорового образа жизни. • Воспитывать уважение к труду маслянинцев, создающих красивый поселок. • Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей. |
Ожидаемый результат | В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:
|
Взаимодействие с родителями (законными представителями) | Через:
|
Оборудование | ● Компонент дидактический включает в себя Познавательные книги Атласы Тематические альбомы Серии картин с изображением природных сообществ Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов ● Компонент оборудования включает в себя приборы-помощники: Лупы, увеличительные стекла Весы, безмен Песочные, механические часы, Компас, Магниты; Портновский метр, линейки, треугольник т.д. ● Компонент стимулирования включает в себя - разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема; -сита, воронки разного размера и материала; - природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.; - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; - красители: непищевые (гуашь, акварельные краски ); - медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.; - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др. |
Развивающая предметно – пространственная среда | — Уголок «Поселок мой Маслянино», в котором дети могут заниматься разными видами деятельности – смотреть, и читать книги о поселке современном и старинном; решать познавательные задачи о городе; путешествовать по районам (карта); -Уголок «Моя семья», где дети могут не только показать свои семейные фотографии, но и составить семейное дерево; или наоборот уединится одному, рассматривая фото; — «Лаборатория Знайки», где собраны коллекции полезных ископаемых, гербарии, макеты природных зон, растения и животные; дети проводят опыты, ведут наблюдения, изучают свойства предметов и материалов и утверждаются в своих предположениях; — «Знайкины университеты» собраны книги о Маслянинском районе и России; картотеки: «Игры разных народов», «Загадки народов Сибири», «Пословицы, поговорки», подборка произведений и стихов местных авторов. |
Кадровый потенциал | Березан Валентина Николаевна – заведующий ДОУ Ренье Ирина Геннадьевна – воспитатель, высшая квалификационная категория. Шалагина Наталья Владимировна – воспитатель, первая квалификационная категория. Богомазова Татьяна Александровна – воспитатель, высшая квалификационная категория Казанцева Светлана Алексеевна – воспитатель, первая квалификационная категория Келлер Татьяна Павловна – воспитатель, первая квалификационная категория Шмакова Елена Николаевна – воспитатель, первая квалификационная категория Никулина Светлана Викторовна – воспитатель, первая квалификационная категория Штоппель Мария Сергеевна – воспитатель, высшая квалификационная категория Кислицина Наталья Васильевна – воспитатель, первая квалификационная категория Пилипенко Наталья Алексеевна – воспитатель, первая квалификационная категория Морщакина Ирина Викторовна – старший воспитатель, высшая квалификационная категория Нельзина Татьяна Ивановна – старший воспитатель высшая квалификационная категория. Борисова Елена Владимировна – музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория Ушакова Оксана Сергеевна – музыкальный руководитель, первая квалификационная категория Пчелина Ольга Ивановна – инструктор по физической культуре, высшая квалификационная категория Пинигина Анастасия Николаевна – инструктор по физической культуре, первая квалификационная категория |
Учебный план
№ п/п | Наименование услуги | Кол-во занятий в неделю/месяц | Кол-во часов в неделю/ месяц | Форма проведения |
1. | Проведение мероприятий по краеведению | 1/4 | 30 мин/2 часа | фронтальная |
Итого в год | 33 | 16 часов 30мин |
Расписание занятий
Неделя месяца | Дни недели | Время |
I- II-III-IV | среда | 1530 -1600 |
План реализации программы
Первый год (старшая группа)
№п\п | Тема | Форма проведения | Срок проведения |
1 | «Моя семья - моя радость». | Беседа с творческим заданием | 2-3 неделя сентября |
2 | «Герб моей семьи» | Конкурс | 4 неделя сентября |
3 | «Мой замечательный поселок» | Просмотр фильма | 1 неделя октября |
Экскурсия | 2 неделя октября | ||
4 | «Сад на окошке» | Акция | 3 неделя октября |
5 | «Уважения достойны» | Беседа о пожилых людях | 4 неделя октября |
6 | «Рождение поселка» | Сотрудничество с библиотекой | 1 неделя ноября |
Экскурсия в музей | 2 неделя ноября | ||
7 | «Наш – поселок» | Знакомство с картой – схемой поселка | 3 неделя ноября |
8 | «Символика поселка» (герб, флаг) | Беседа | 4 неделя ноября |
9 | «История поселка в названиях улиц». | Презентация исследовательских семейных проектов | 1-2 неделя декабря |
10 | «Достопримечательности поселка» | Экскурсия | 3 неделя декабря |
11 | «Кто живет с нами рядом» | Знакомство с народами, живущими в районе | 2 неделя января |
12 | «Мы все такие разные» | Конкурс рисунков. | 3 неделя января |
13 | «Традиции нашего народа» | Развлечение | 4 неделя января |
14 | «В гостях у предков» | Сказочный марафон | 1 неделя февраля |
15 | «Памятные места поселка» | Экскурсия | 2 неделя февраля |
16 | «Вам, защитники Отечества!» | Акция | 3-4 неделя февраля |
17 | «Природа вокруг нас» | Просмотр видеофильма | 1 неделя марта |
18 | «Пусть цветы радуют глаз» | Творческая деятельность | 2 неделя марта |
19 | «Что это? Кто это?». | Составление кроссвордов о животных, растениях района | 3 неделя марта |
20 | «Как растения дают нам кислород» | Опыты, эксперименты | 4 неделя марта, 1 неделя апреля |
21 | «Кому нужна моя помощь?» | Разведка добрых дел. | 2 неделя апреля |
22 | «Весна в родном поселке» | Экскурсия | 3 неделя апреля |
23 | «Этих дней не смолкнет слава» | Акция | 4 неделя апреля , 1 неделя мая |
24 | «Зеленые ладошки земли» | Десант чистоты и порядка на территории детского сада | 2 неделя мая |
25 | «Люблю тебя, Маслянинский район». | Встреча с местными поэтами и композиторами | 3 неделя мая |
26 | «С чего начинается Родина?» | КВН | 4 неделя мая |
Второй год (подготовительная к школе группа)
№п\п | Тема | Вид деятельности | Срок проведения |
1 | «Почему меня так назвали» | Презентация детских проектов | 2-3 неделя сентября |
2 | «Мои права и обязанности» Беседа. | Беседа | 4 неделя сентября |
3 | «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» | Беседа | 1 неделя октября |
4 | «Спешите творить добро!» | Ситуативный практикум | 2 неделя октября |
5 | «По каким правилам мы живем» | Игра | 3-4 неделя октября |
6 | «Мой папа – мастер на все руки» | Презентация семейных творческих работ | 1-2 неделя ноября |
7 | «Золотые руки мамы» | 3-4 неделя ноября | |
8 | «Поселок в котором я живу» | Конкурс рисунков | 1 неделя декабря |
9 | Люблю тебя, Маслянино | Изготовление макета поселка | 2-3 неделя декабря |
10 | «Полезные богатства края» | экспериментирование | 2 неделя января |
11 | «Кто живет в лесах Маслянинского района» | Виртуальная экскурсия | 3 неделя января |
12 | «Песни и стихи для тебя Маслянинский район» | Музыкально – литературная гостиная | 4 неделя января |
13 | «Дорогая моя столица» | Заочное путешествие по городу Новосибирску. | 1 неделя февраля |
14 | «Из истории области» | Рассказы детей, подготовленные совместно с родителями. | 2 неделя февраля |
15 | «Богатыри земли Русской | Занятие – вернисаж. | 3 неделя февраля |
16 | «Города и села Новосибирской области на карте» | Исследовательская деятельность | 4 неделя февраля, 1 неделя марта |
17 | «Флаги и гербы» | Беседа с творческим заданием. | 2-3 неделя марта |
18 | «Животные – рекордсмены» | Просмотр видеофильма | 4 неделя марта |
19 | Животные из Красной книги. | Просмотр видеофильма | 1 неделя апреля |
20 | «Животные нашего края» | Изготовление макета природных зон | 2 неделя апреля |
21 | «Растения нашего леса» | Изготовление альбома | 3 неделя апреля |
22 | «Земля наш общий дом» | Викторина | 4 неделя апреля |
23 | «Аллея славы героев» | Экскурсия | 1 неделя мая |
24 | «Там, где погиб неизвестный солдат» | Выставка рисунков | 2 неделя мая |
25 | Как живут наши друзья | Целевая прогулка по территории детского сада, условия для жизни растений. | 3 неделя мая |
26 | «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь» | Фестиваль художественного творчества | 4 неделя мая |
Образовательные технологии реализации программы
Образовательная область | Методические пособия | Учебно – наглядные пособия |
Область «Познавательное развитие» | - Дыбина О.Б. «Ребенок и окружающий мир». - М. Мозаика – Синтез, 2005 – 2010. - Жуковская Р.И. «Родной край»- Москва «Просвещение», 1990 - Соломеникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду». - М., Мозаика - Синтез 2005 – 2010. - Пантелеева Н.Г. «Знакомим детей с малой Родиной» ООО «Сфера» - 2015 - Иванова А.И. «Методика организаций экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Пособие для работников дошкольных учреждений –Москва, 2004 - Сигимова М.Н. «Мир природы глазами ребенка». Учебно – методическое пособие. -1996. -Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52. - Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005. - Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990. - Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с. -Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23. - И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003, с. 45. - Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001, с. 39. | -Иллюстрированный материал: растительный мир родного края, лекарственные растения, времена года, домашние животные, перелетные птицы, дикие животные, садовые цветы, защитники Отечества; Знакомим детей с природой: деревья, птицы, насекомые, съедобные грибы, полевые и луговые цветы, домашние птицы, овощи, времена года; Знакомим детей с окружающим миром: моя семья, профессии. - Географические карты Новосибирской области и Маслянинского района. - Презентации на тему «Мой родной поселок» «Герои Маслянинского района» и т.д. |
Область «Речевое развитие» | - Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с художественной литературой». - Чернобай Л.П. «Река Бердь – жемчужина Салаирского кряжа» - Новосибирск 2006 - Перфильев А.И. «На отрогах Салаирского кряжа» - Новосибирск, 1994 -«Отчий дом» - литературно – краеведческое творчество школьников Маслянинского района Новосибирской области, Выпуск 1,2,3 – Издательский Дом «Сибирская горница» - 2007 | - Стихи о р.п. Маслянино. - Сборники русских народных сказок, загадок, пословиц и поговорок; - тематические фотоальбомы
|
Область «Художественно -эстетическое развитие» | - Соломеникова О.А. «Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством» - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. - Халезова Н.Б. «Декоративная лепка в детском саду». – М., 2005. - Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Праздник каждый день» - Санкт-Петербург. 2008. - Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду». – М.: ВАКО, 2006. - Зацепина М.Б. «Культурно - досуговая деятельность в детском саду». - М.: Мозайка-Синтез, 2005. - Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду». - М.: Мозайка-Синтез, 2005 | - Русский традиционный костюм; - Иллюстрированный материал: пейзажи, живопись родного края. - Материал для продуктивной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КРУЖКА « С чего начинается Родина?» (Патриотическое воспитание)
ПРОГРАММА КРУЖКА « С чего начинается Родина?»(Патриотическое воспитание)...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С чего начинается Родина?» для детей 4-5 лет
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный в...
Рабочая программа кружка «С чего начинается Родина» для детей подготовительной группы
Современное развитие российского общества выдвигает нравственно - патриотическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Система образования России разрабатывает программы развития н...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» по гражданско – патриотическому воспитанию
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в...
Программа ДО "С чего начинается Родина?" 2019г. (средняя группа)
Что мы Родиной зовем?Дом, где мы с тобой растемИ березки у дороги,По которым мы идемЧто мы Родиной зовем?Солнце в небе голубом.И душистый, золотистыйХлеб за праздничным столом,Что мы Родиной зовем?Кра...
Программа ДО "С чего начинается Родина?" 2020г. (старшая группа)
Холмы, перелески,Луга и поля —Родная, зелёнаяНаша земля.Земля, где я сделалСвой первый шажок,Где вышел когда-тоК развилке дорог.И понял, что этоРаздолье полей —Частица великойОтчизны моей....
Программа ДОП "С чего начинается Родина?"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24791821","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 180px; height: 250px;"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"me...