Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С чего начинается Родина?» для детей 4-5 лет
методическая разработка (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kruzhok_s_chego_nachinaetsya_rodina_11.docx | 83.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка» села Иогач
ПРИНЯТА На заседании педагогического совета протокол № _____ от «___»_______ 201____г. | УТВЕРЖДАЮ: заведующая МДОУ д/с «Берёзка» с.Иогач _______/Н.Ю.Кащеева/ Приказ № _____ от «___» ____201___г.
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«С чего начинается Родина?»
для детей 4-5 лет
Срок реализации: 1 учебный год
Автор-составитель:
Жеребятьева Юлия Владимировна
Иогач
2017г.
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С чего начинается Родина?» разработана на основании следующих нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления и образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений».
6. Методические рекомендации Министерства образования и науки Республики Алтай по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 05.07.2016 года № 1133.
7. Устав МДОУ д/с «Берёзка» с. Иогач.
8. Положение о бесплатном дополнительном образовании.
9. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа МДОУ д/с «Берёзка».
10.Образовательная программа дошкольного образования МДОУ д/с «Березка» с. Иогач.
Направленность программы: естественнонаучная. Программа «С чего начинается Родина? » имеет патриотическую направленность, которая определена особой актуальностью патриотического воспитания в современных условиях. Согласно содержанию ФГОС ДО система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Актуальность программы
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому
горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Отличительные особенности программы.
Сочетание разных технологий, видов детской деятельности, использование эффективных методов и приемов в работе с детьми позволяют решить ряд естественнонаучных задач и добиться определенной цели. Для патриотического воспитания должно происходить взаимодействие ребёнка со взрослым – общение и совместная деятельность, которые будут направлены на приобщение к национальной и региональной культуре, к природе родного края; на раскрытие и формирование в ребёнке нравственных качеств личности, моральных норм и принципов, которые
становятся внутренними мотивами поведения.
Адресат программы. Программа разработана для детей средней группы, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения детей 4 – 5 лет. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется на протяжении учебного года. Количество часов в год – 37
Формы обучения: очная, поскольку специфика работы детского сада предполагает пребывание ребенка в детском саду в течение дня. А также обучение по дополнительной программе предполагает групповую, подгрупповую и индивидуальную формы.
Индивидуальная работа заключается в индивидуальном подходе к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. Работа направлена на укрепление взаимоотношений между ребенком через выполнение совместных заданий, закрепление полученных знаний в рамках программы.
Групповая и подгрупповая работа. В условиях дошкольного образовательного учреждения комплектация групп зависит от многих факторов, но поскольку одной из задач данной программы является, создание благоприятной атмосферы и условий, а также максимального взаимодействия в группе, то возможны деления детей на подгруппы. Поэтому количество детей в группе может быть до 25 человек, что соответствует максимальной наполняемости в группе, а в подгруппе до 12 детей.
Особенности организации образовательного процесса
При организации образовательной деятельности учтены следующие принципы:
-принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности обучения;
- принцип интегрированного подхода;
- принцип индивидуального, личностно-ориентированного подхода;
- принцип гуманизма;
- принцип комплексности;
-принцип интеграции образовательных областей.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Этапы реализации программы
1. Изучение психолого-педагогической, методической литературы.
2. Отбор содержания, разработка перспективного плана.
3. Реализация содержания.
4. Рефлексия.
5. Презентация опыта работы.
Состав группы – постоянный. Занятия проводятся со всеми детьми средней группы. Режим занятий. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется на протяжении учебного года. Количество часов в год – 37 часов.
Периодичность – один раз в неделю каждую среду в 16.30.мин.
Продолжительность занятий – 20 минут.
Цель программы: формирование социально-активной личности, развитие чувства национальной гордости, гражданского достоинства, воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите.
Задачи программы:
Формирование любви к родному городу и посёлку, интереса к их прошлому и настоящему.
Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, детскому саду, стране.
Воспитание чувства гордости за своих земляков.
Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному искусству русского народа и своего региона.
1.3 Содержание программы
Программа составлена с учетом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.
Краеведческая составляющая пронизывает все направления психолого-педагогической работы ДОУ по освоению детьми всех образовательных областей.
Краеведческая работа с детьми в образовательной области «Познавательное развитие» включает следующие содержательные линии:
- географическое положение нашего края;
- исторические этапы развития, прошлое и настоящее «малой Родины»;
- природа края, особенности рельефа и климата;
- народонаселение, особенности национальной культуры.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» предусматривает
- развитие игровой деятельности детей;
- формирование навыков культуры поведения и общения;
- обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений;
- формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
- формирование представлений о видах труда населения «малой Родины», профессиях родных и близких детей;
- ознакомление детей с творчеством алтайских поэтов;
- развитие собственной трудовой деятельности детей;
- воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.
Содержанием образовательной области «Речевое развитие» является
- развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм).
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» включает следующие содержательные линии:
- знакомство с русским народным костюмом праздничным и повседневным, с элементами и цветовой гаммой;
- формирование умения различать народное и профессиональное искусство;
-знакомство с архитектурой деревянных зданий, и их назначением;
- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.
Образовательная область «Физическое развитие» включает:
- формирование интереса и любви к спорту, знакомство с спортсменками родного края, и видами спорта в которых они прославились;
- развитие двигательной активности детей посредствам подвижных народных игр.
Учебный план
№ | Название темы | Количество чесов | Форма аттестации контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Диагностика (в наблюдении) | 2-недели | Карта диагностического обследования | |||
1 | «Давайте познакомимся» | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
2 | «Будем дружно мы играть» | 1 | 5м | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
3 | «Мой любимый детский сад» | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
4 | «Моя семья» | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
5 | «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать» | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
6 | «Всемирный День матери» | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
7 | «Пеку, пеку хлебушек» | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
8 | «Моё село Артыбаш, Иогач» | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
9 | « Моя улица, мой дом родной». | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
10 | « Кто людям добра желает, тот сам его добывает» | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
11 | « Что такое хорошо и что такое плохо?» | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
12 | «Новый год у ворот». | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
13 | «Моя республика Алтай» | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
14 | «Животный мир республики Алтай» | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
15 | «Растительный мир республики Алтай» | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
16 | «Мои друзья». | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
17 | «Богатыри земли русской» | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
18 | «Боевая слава нашего народа» | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
19 | «День защитников Отечества». | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
20 | «Мама- первое слово» | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
21 | «Ладушки в гостях у бабушки». | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
22 | «Труд взрослых в родном селе» | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
23 | «Водные объекты Алтайского края». | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
24 | «Наши космонавты» | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
25 | «Наша страна-Россия»
| 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
26 | «Государственные символы России» | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
27 | «Москва столица нашей родины» | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
28 | «9-мая – День Победы» | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
29 | «Знаменитые земляки» | 1 | 5м. | 15м. | Выполнение теоретических и практических заданий. |
Итоговая диагностика по программе. | 2-недели |
_______ | Карта диагностического обследования |
1.4. Планируемые результаты
Дети умеют представление: о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о родном крае, городе, селе их достопримечательностях ; о государстве и принадлежности к нему; мире; знают герб, флаг, гимн России; называет столицу России.
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.Календарный учебный график
№ | Месяц Число | Время проведения занятий | Форма занятий | Кол-во часов | Тема занятий | Место проведений | Форма контроля |
Сентябрь 3- 4неделя | ________ | Беседы, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе. | - | Диагностика (в наблюдении) | Группа | Фронтальный | |
1 | Октябрь 1-неделя | 20мин. | Беседа, игры наблюдение за взаимоотношениями детей в группе | 1 | «Давайте познакомимся» | Группа | Тематический |
2 | 2-неделя | 20мин. | Беседы, игры, чтение рассказов. | 1 | «Будем дружно мы играть» | Группа | Тематический |
3 | 3-неделя | 20мин. | Экскурсия по детскому саду | 1 | «Мой любимый детский сад» | Детский сад Группа | Тематический |
4 | 4-неделя | 20мин. | ИЗО деятельность | 1 | «Моя семья» | Группа | Тематический |
5 | Ноябрь 1-неделя | 20мин. | Беседа. ИЗО деятельность. | 1 | «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать» | Группа | Тематический |
6 | 2-неделя | 20мин. | Беседа ИЗО деятельность. | 1 | «Всемирный День матери» | Группа | Тематический |
7 | 3-нелеля | 20мин. | Беседа. | 1 | «Пеку, пеку хлебушек» | Группа | Тематический |
8 | 4-неделя |
20мин. | Беседа, экскурсия, наблюдение. | 1 | «Моё село Артыбаш, Иогач» | Группа | Тематический |
9 | Декабрь 1-неделя |
20мин. | Беседа, экскурсия, наблюдение, | 1 | « Моя улица, мой дом родной». | Экскурсия по улице | Тематический |
10 | 2-неделя | 20мин. | Беседа, игры. | 1 | « Кто людям добра желает, тот сам его добывает» | Группа | Тематический |
11 | 3-неделя | 20мин. | Беседа, игры. | 1 | « Что такое хорошо и что такое плохо?» | Группа | Тематический |
12 | 4-неделя | 20мин. | Беседа ИЗО деятельность | 1 | «Новый год у ворот». | Группа | Тематический |
13 | Январь 2-неделя | 20мин. | Беседы, игры, чтение стихов, рассматривание иллюстраций. | 1 | «Моя республика Алтай» | Группа | Тематический |
14 | 3-неделя | 20мин. | Беседы, игры, чтение рассказов. | 1 | «Животный мир республики Алтай» | Группа | Тематический |
15 | 4-неделя | 20мин. | Беседы, игры, чтение, рассматривание иллюстраций. | 1 | «Растительный мир республики Алтай» | Группа | Тематический |
16 17 | Февраль 1-неделя 2-неделя | 20мин. 20мин. | Беседы, игры. Беседы, игры, чтение, | 1 1 | «Мои друзья». «Богатыри земли русской» | Группа Группа | Тематический Тематический |
18 | 3-неделя | 20мин. | Беседы, игры, чтение, рассматривание иллюстраций. | 1 | «Боевая слава нашего народа» | Группа | Тематический |
19 | 4-неделя | 20мин. | ИЗО деятельность Беседы, игры, чтение. Худ. лит. | 1 | «День защитников Отечества». | Группа | Тематический |
20 | Март 1-неделя | 20мин. | Беседы, игры, наблюдение, чтение, худ. лит. ИЗО деятельность. | 1 | «Мама- первое слово» | Группа | Тематический |
21 | 2-неделя | 20мин. | Беседы, игры, наблюдение, чтение, худ. лит. | 1 | «Ладушки в гостях у бабушки». | Группа | Тематический |
22 | 3-неделя | 20мин. | Беседы, игры, наблюдение, чтение, худ. лит. | 1 | «Труд взрослых в родном селе» | Группа | Тематический |
23 | 4-неделя | 20мин. | Беседы, игры, экскурсии, наблюдение, чтение худ. лит. ИЗО деятельность | 1 | «Водные объекты Алтайского края». | Группа, экскурсия. | Тематический |
24 | Апрель 1-неделя | 20мин | Беседы, игры, чтение худ. лит. | 1 | «Наши космонавты» | Группа | Тематический |
25 | 2-неделя | 20мин | ИЗО деятельность | 1 | «Наша страна-Россия» | Группа | Тематический |
26 | 3-неделя | 20мин | Беседы, чтение худ. лит. | 1 | «Государственные символы России» | Группа | Тематический |
27 | 4-неделя | 20мин | Беседы, чтение худ. лит. | 1 | «Москва столица нашей родины» | Группа | Тематический |
28 | Май 1-неделя | 20мин | Беседы, игры, экскурсии, чтение худ. лит. ИЗО деятельность. | 1 | «9-мая – День Победы» | Экскурсия к памятнику Монументу Славы | Тематический |
29 | 2-неделя | 20мин | Беседы, экскурсии, чтение худ. лит. | 1 | «Знаменитые земляки» | Группа | Тематический |
3-4неделя | ____ | Беседы с детьми, дидактические игры. | 1 1 | Итоговая диагностика по программе. | Группа | Фронтальный |
Комплексно - тематическое планирование
по патриотическому воспитанию.
Дата Месяц | Тема недели | Программное содержание | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь Октябрь 1- неделя 2-неделя 3- неделя 4-неделя Ноябрь 1-неделя 2-неделя 3- неделя 4-неделя Декабрь 1- неделя 2-неделя 3- неделя 4-неделя Январь 2- неделя 3-неделя 4- неделя февраль 1- неделя 2-неделя 3- неделя 4-неделя Март 1- неделя 2-неделя 3- неделя 4-неделя Апрель 1- неделя 2-неделя 3- неделя 4-неделя Май 1- неделя 2-неделя 3- неделя 4-неделя | Диагностика (в наблюдении) Давайте познакомимся «Будем дружно мы играть» «Мой любимый детский сад» «Моя семья» «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать». Всемирный День матери «Пеку, пеку хлебушек» «Моё село Артыбаш, Иогач» « Моя улица, мой дом родной». « Кто людям добра желает, тот сам его добывает» « Что такое хорошо и что такое плохо?» «Новый год у ворот». «Моя республика Алтай» «Животный мир республики Алтай» «Растительный мир республики Алтай» «Мои друзья». «Богатыри земли русской» «Боевая слава нашего народа» «День защитников Отечества». «Мама- первое слово» «Ладушки в гостях у бабушки». «Труд взрослых в родном селе» «Водные объекты Алтайского края края». «Наши космонавты» «Наша страна-Россия» «Государственные символы России» «Москва столица нашей родины» «9-мая – День Победы» «Знаменитые земляки» Итоговая диагностика по программе. | Цель: Определение уровня знаний детей о Родине. Цель: уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества. Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада. Углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них. Уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно. Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления, воспитывать любовь к своему детскому саду; Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям. Воспитывать любовь и уважение к родителям. Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. Цель: Воспитывать культуру общения со взрослыми людьми, желание по побуждению или показу педагога быть вежливыми в общении со старшими, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия, развивать в детях привязанность к семье. Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме. Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче. Цель: Познакомить детей с историей возникновения села Артыбаш, Иогач; уточнить представления детей о том, что село расположено на правом и левом берегу озера Телецкого. Воспитывать уважительное отношение к родному селу. Познакомить детей с названием улицы и в честь кого она так названа на которой расположен детский сад. Закрепить знание детей домашнего адреса; познакомить с разными видами жилых домов их назначением; пополнить словарь: школа, библиотека, аптека, Банк. Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия. Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо. Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом. Воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси. Познакомить детей с историей возникновения республики Алтай; познакомить с символами республики Алтай(герб, флаг), прослушать гимн республики Алтай, рассмотреть карту республики Алтая, Воспитывать любовь к малой родине. Уточнить и систематизировать знания детей о животном мире республики Алтай воспитывать любовь к животным, беречь и заботится о них Уточнить и систематизировать знания детей о растениях республики Алтай; побуждать детей восхищаться красотой родного края; воспитывать патриотические чувства. Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков. Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей. Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины. Формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека; побуждать восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье; воспитывать духовно-нравственные чувства. Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного села, формировать уважение к труду людей. Познакомить с названием реки Бия, озеро Телецкое. Обсудить с детьми чем богаты водные ресурсы Алтайского края, формировать понимание значения воды для жизни всего живого; побуждать детей бережно относиться к природным богатствам своей Родины. Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать Цель: Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия». Познакомить детей с государственными символами России –флаге, гербе, гимн. Формировать уважительное отношение к флагу РФ, знать назначение государственного флага. Цель: формирование у детей первичных представлений о Москве – столице нашей Родины Познакомить детей с понятием «столица», главными достопримечательностями Москвы. Обогащать словарь детей понятиями: Кремль, древняя, Красная площадь, столица, куранты. Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, чувство любви и гордости к своей Родине. Закрепить знания детей о том, что 9-мая День Победы, что страну защищали не только армия, но и партизаны среди которых были и дети. Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ. Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. Обследование детей на определение итоговых знаний по программе. | Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе. Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе. Беседы с детьми, игры. -Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. -Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду. -Беседа «Будем дружно мы играть» -Рисование на тему «Мой любимый детский сад». -Беседа «Моя семья». -Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать». -Рисование на тему «Моя семья» -Беседа о семье. - Д \ и «Проверь своё отношение», « Назови ласково», -Беседы «Мамы разные нужны – мамы всякие важны», «Ты на свете лучше всех». -Рассматривание фотографий, иллюстраций, альбомов с изображением мам и бабушек. -Рисование «Самый красивый цветок для мамы». -Беседа «Как выращивают хлеб» -Рассматривание фотографий, иллюстраций, альбомов «Как хлеб пришёл к нам на стол». -Беседа; рассматривание открыток, старых фотографий села. -Просмотр видео - слайдов: «Моё село»; -Экскурсия по улице, на которой расположен детский сад. -Беседа: «Моя улица, мой дом родной».
-Беседа: « Кто людям добра желает, тот сам его добывает» -Д/игра «Угадай какое настроение» Словесная игра «Это я, это я, это все мои друзья» Дидактические игры «Достаточно ли мы воспитаны?», «Комплименты», -Чтение книги В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» -Беседа – рассуждение «Всегда ли вы поступаете правильно в тех или иных случаях?» -Беседа: «Что за праздник Новый год?» -Рассматривание альбома «Народные праздники». -Коллективная работа «Новый год». -Беседа; рассматривание открыток, старых фотографий республики Алтай. Просмотр видео - слайдов: «Республика Алтай». -Беседы о жизни диких животных родного края. -Познакомить детей с назначением «Красной книги».
- Рассматривание иллюстраций с травами и ягодами, выделить их целебные свойства. -Д/игра «С какого дерева листок», «Зеленая аптека -Рассматривание географического атласа для дошкольников «Мир и человек»; -Описание внешности человека с помощью опорной схемы; -Чтение рубрики «Почему люди разные?» -Беседы о русских богатырях. -Чтение былин и легенд. -Просмотр мультфильма «Три богатыря». -Беседа «Боевая слава нашего народа» - - «Прослушивание военных песен -Просмотр видео –слайдов: «Защитники отечества». -Оформление стенгазеты «Мы гордимся нашими защитниками!». -Составление рассказов о близких, служивших в армии или воевавших на ВОВ; -Беседа «О мамах родных и очень важных». - Игра - посиделки «Ладушки в гостях у бабушки». -Разучивание прибауток, потешек. Д/и. «Десять внучат». Загадывание загадок о домашних животных -Беседы о труде взрослых в родном селе -Рассматривание видео слайдов с изображением людей разных профессий: лесник, учитель, врач, кондитер, строитель, полицейский и т.д. Беседа о водных ресурсах Алтайского края, реки Бия, Телецкого озера, начало и протяженность.
-Беседы, рассматривание иллюстраций о космонавтах. -Рассматривание альбома: «Наши космонавты». Коллективная работа «Космос». -Рассматривание карты России, ее просторы и границы. - Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине. Рассматривание иллюстраций государственного флага и герба РФ. -Рассматривание герба на монетах, на документах; -Прослушивание гимна РФ, объяснить, в каких случаях исполняется государственный гимн. -Беседа: «Москва — главный город нашей Родины» -Рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов и видео-презентаций о Москве. -Беседы, рассматривание иллюстраций из книг о ВОВ. -Беседа о ветеранах ВОВ нашего села. -Рассматривание альбома: «Памятники героев ВОВ»; Коллективная работа «День Победы». - НОД «С любовью о наших земляках». -Презентация: «Знаменитые земляки». Беседы с детьми; дидактические игры. | Папка передвижка «Как научить играть детей дружно» Консультация: сбор информации о детском саде. Изготовление генеалогического древа. .Чтение стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой», басни Л. Толстого «Старый дед и внучек». Создание альбома «Мамы всякие нужны» Изготовление альбома о родном селе: рассказы, фотографии, рисунки. Подборка информации по теме: «История моей улицы». Чтение с детьми художественной литературы «Золушка», «Красная Шапочка», «Три дочери», «Сыновья». Памятка для родителей: «Вежливость и культура» Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка». Подборка информации по теме: «Моя республика Алтай». Подборка информации по теме: «Животный мир республики Алтай» Вовлечение родителей в изготовление картотеки «Целебны травы Алтая» Рассматривание иллюстраций людей разной национальности Папка передвижка: «Как познакомить детей с пословицам и поговоркам о богатырях русских» - Просмотр художественных фильмов, документальных: -Парад на Красной площади. Мультфильма: - «Тайна о Мальчише – Кибальчише» Подборка фотографий дедушек и пап, служивших в войсках Советской армии». Фотовыставка «Вот какие наши мамы!» Папка передвижка «Ка знакомить детей с русским фольклором». Составление рассказа по теме: «Мама и папа на работе». Рекомендации: Помочь ребенку составить рассказ: «Чем меня привлекает подводный мир». Подборка информации по теме: «Наши космонавты» Подборка информации по теме: «Наша страна-Россия» Рекомендации: сбор информации о древней России. Сбор информации о достопримечательностях Москвы. Подбор материала о близких родственниках, воевавших на войне. Экскурсия к памятнику Монументу Славы. Оформление папки-передвижки «Знаменитые земляки». Анкетирование родителей. |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое и информационное обеспечение программы.
Для реализации работы кружка подобраны дидактические игры: «Защитники Отечества», «Военная техника», «Найди флаг России», «Мы шагаем по Алтаю» и др.
Изготовлены альбомы «Моё село», «Моя семья», «Государственная символика России». Оформлены сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Турагенство», «Кафе» и др.
Подобрана художественная литература, через которую дети могут совершенствовать знания о подвигах в годы войны, о России, о Российской Армии».
Оформлен патриотический уголок в группе, макет «Русская изба», «Алтайская юрта» «Лес», «Озеро», символика Республики Алтай, города Горно-Алтайска. Куклы: мальчик и девочка в русских и алтайских костюмах, предметы быта.
Оборудованы стенды «Моя страна», «Я и моё село».
2.3. Формы аттестации
Для определения результативности освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предусмотрена педагогическая диагностика, разработанная Ю. А. Афонькиной. Результаты педагогической диагностики могут быть представлены в виде диагностической карты.
Другими формами отслеживания образовательных результатов могут быть:
-целевые прогулки и экскурсии.
-дидактические игры и упражнения, досуг или развлечение;
-открытая НОД;
-продукт творческой деятельности (рисунок, поделка);
-патриотические акции;
-выставка творческих работ;
-презентация опыта работы.
2.4. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса Непрерывная образовательная деятельность осуществляется в групповом помещении детского сада по очной, групповой, подгрупповой и индивидуальной форме обучения.
Дополнительная образовательная деятельность с детьми 4-5 лет проводится в течение учебного года, один раз в неделю во второй половине дня. Состав группы-постоянный.
Количество занятий – 37, продолжительность образовательной деятельности составляет не более 20 минут.
Методы обучения и воспитания
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
В патриотическом воспитание ребенка используются разные методы обучения и воспитания (словесный, наглядный, практический, игровой, мотивация, поощрение, упражнение, стимулирование и др.).
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога,
- обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических).
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов.
Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Педагогические технологии
-Технология игровой деятельности
-Информационно-коммуникативная технология
-Технология коллективной творческой деятельности
-Технология индивидуализации обучения
-Технология группового обучения
-Здоровьесберегающая технология
-Технология развивающего обучения
-Технология образа и мысли
-Технологии проблемного обучения
Дидактические материалы
Картотеки игр и упражнений разной направленности;
Наглядно-демонстрационный материал;
ИТСО.
2.5. Список литературы
Список использованной литературы:
1. Ветохина А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.
2. Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.
3. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой– М.: Мозаика – Синтез, 2010.
4. Никитин В.О. Наша Родина- Россия, серия «Энциклопедия знаний», Росмен – пресс, 2013г.
5. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001г.
7.Сказки о русских богатырях. Русские народные сказки; Тула: Родничок – 2016г.
8. Соловьева Е.В. Дети планеты Земли. М., 2001.
9. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
10. Форталева Н. П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края. Управление ДОУ-2005,№1
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
«С чего начинается Родина?»
для детей 4-5 лет
Ф.И. ребенка / уровни освоения знаний и умений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В | С | Н | Качественный уровень % | ||||||||
1.Родная страна:
Название улицы своего села. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
2.Символика
Гимн России |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
3.История народной культуры и традиций
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
4.Историко- географический и природный компоненты Природные богатства нашей страны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
5.Личностный компонент Забота о близких Проявление дружелюбия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
Итоговый результат |
Высокий уровень-
Знает свое имя, фамилию, название своей республики, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб республики Алтай; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; заботится об окружающей природе , близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках. Знает свои права.
Средний уровень-
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России. Заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. С помощью взрослого называет права ребенка.
Низкий уровень-
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях республики Алтай; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки. Не знает прав ребенка. Не может назвать документ, где написаны все права детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста (проект) «Как хорошо уметь читать…»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№23» Согласовано:...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Всезнайка» для детей средней группы 4-5лет
Содержание №Наименование разделовСтраница1Целевой раздел31.1По...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка» для детей старшего дошкольного возраста
Программа адресована детям 6 - 7 лет, реализуется как дополнительное направление речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребёнка,...
Дополнительная общеобразовательная - общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Бумажные фантазии»
Цель программы – ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Чудеса лепной поляны" для детей 4-5лет.
Работа по программе «Чудеса лепной поляны» заключаетсяв том, что она содержит новыеподходы к проведению занятийпо лепки, включающие в себя нетолько процесс изготовленияизделий, но и ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".
Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....