Программа ДОП "С чего начинается Родина?"
методическая разработка

Чибиекова Наталья Викторовна

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_s_chego_nachinaetsya_rodina.docx83.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка» села Иогач

ПРИНЯТА

На заседании

педагогического совета

протокол № _____

от «___»_______ 201____г.

УТВЕРЖДАЮ:

заведующая МДОУ

д/с «Берёзка» с.Иогач

_______/Н.Ю.Кащеева/

Приказ № _____

от «___» ____201___г.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«С  чего начинается Родина?»

для детей 4-5 лет

Срок реализации: 1 учебный год

Автор-составитель:

Чибиекова Наталья Викторовна

Иогач

2018г.

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С  чего начинается Родина?» разработана на основании следующих нормативных документов:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления и образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений».

6. Методические рекомендации Министерства образования и науки Республики Алтай по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 05.07.2016 года № 1133.

7. Устав МДОУ д/с «Берёзка» с. Иогач.

8. Положение о бесплатном дополнительном образовании.

9. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа МДОУ д/с «Берёзка».

10.Образовательная программа дошкольного образования МДОУ д/с «Березка» с. Иогач.

Направленность программы: естественнонаучная.  Программа «С  чего начинается Родина? » имеет патриотическую направленность, которая определена особой актуальностью патриотического воспитания в современных условиях. Согласно содержанию  ФГОС ДО  система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Актуальность программы

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому

горю.

Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Отличительные особенности программы.

Сочетание разных технологий, видов детской деятельности, использование эффективных методов и приемов в работе с детьми позволяют решить ряд естественнонаучных задач и добиться определенной цели. Для патриотического воспитания должно происходить взаимодействие ребёнка со взрослым – общение и совместная деятельность, которые будут направлены на приобщение к национальной и региональной культуре, к природе родного края; на раскрытие и формирование в ребёнке нравственных качеств личности, моральных норм и принципов, которые

становятся внутренними мотивами поведения.

Адресат программы. Программа разработана для детей средней группы, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Объем и срок освоения программы

 Программа рассчитана на 1 год обучения детей 4 – 5 лет. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется на протяжении учебного года. Количество часов в год – 37

Вид деятельности

Количество учебных месяцев

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Длительность занятий

1

Диагностика

(первая и вторая  неделя сентября, третья и четвертая

 неделя мая)

2

Образовательная деятельность

         

8

1

4

29

20 м. вторая пол.

дня

Формы обучения: очная, поскольку специфика работы детского сада предполагает пребывание ребенка в детском саду в течение дня. А также обучение  по дополнительной программе предполагает групповую, подгрупповую и индивидуальную формы.

Индивидуальная работа заключается в индивидуальном подходе к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. Работа направлена на укрепление взаимоотношений между ребенком через выполнение совместных заданий, закрепление полученных знаний в рамках программы.

Групповая и подгрупповая работа. В условиях дошкольного образовательного учреждения комплектация групп зависит от многих факторов, но поскольку одной из задач данной программы является, создание благоприятной атмосферы и условий, а также максимального взаимодействия в группе, то возможны деления детей на подгруппы. Поэтому количество детей в группе может быть до 25 человек, что соответствует максимальной наполняемости в группе, а в подгруппе до 12 детей.

Особенности организации образовательного процесса 

При организации образовательной деятельности учтены следующие принципы:

  -принцип систематичности и последовательности;

  - принцип доступности;

  - принцип наглядности обучения;

  - принцип интегрированного подхода;

  - принцип индивидуального, личностно-ориентированного подхода;

  - принцип гуманизма;

  - принцип комплексности;

  -принцип интеграции образовательных областей.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Этапы реализации программы

 1. Изучение психолого-педагогической, методической литературы.

 2. Отбор содержания, разработка перспективного плана.

 3. Реализация содержания.

 4. Рефлексия.

5. Презентация опыта работы.

Состав группы – постоянный. Занятия проводятся со всеми детьми средней группы. Режим занятий. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется на протяжении учебного года. Количество часов в год – 37 часов.

Периодичность – один раз в неделю каждую среду в 16.30.мин.

 Продолжительность занятий – 20 минут.

Цель программы: формирование социально-активной личности, развитие чувства национальной гордости, гражданского достоинства,  воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите.

Задачи программы:

Формирование любви к родному городу и посёлку, интереса к их прошлому и настоящему.

Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, детскому саду,  стране.

Воспитание чувства гордости за своих земляков.

Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному искусству русского народа и своего региона.

1.3 Содержание программы

Программа составлена с учетом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.

Краеведческая составляющая пронизывает все направления психолого-педагогической работы ДОУ по освоению детьми всех образовательных областей.

Краеведческая работа с детьми в образовательной области «Познавательное развитие» включает следующие содержательные линии:

- географическое положение нашего края;

- исторические этапы развития, прошлое и настоящее «малой Родины»;

- природа края, особенности рельефа и климата;

- народонаселение, особенности национальной культуры.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» предусматривает

- развитие игровой деятельности детей;

- формирование навыков культуры поведения и общения;

- обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений;

- формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

- формирование представлений о видах труда населения «малой Родины», профессиях родных и близких детей;

- ознакомление детей с творчеством алтайских поэтов;

- развитие собственной трудовой деятельности детей;

- воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.

Содержанием образовательной области «Речевое развитие» является

- развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм).

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» включает следующие содержательные линии:

- знакомство с русским народным костюмом праздничным и повседневным, с элементами и цветовой гаммой;

- формирование умения различать народное и профессиональное искусство;

-знакомство с архитектурой деревянных зданий, и их назначением;

- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.

Образовательная область «Физическое развитие» включает:

- формирование интереса и любви к спорту, знакомство с спортсменками родного края, и видами спорта в которых они прославились;

- развитие двигательной активности детей посредствам подвижных народных игр.

Учебный план

Название темы

Количество чесов

Форма аттестации контроля

Всего

Теория

Практика

Диагностика (в наблюдении)

2-недели

Карта диагностического обследования

1

«Давайте познакомимся»

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

2

«Будем дружно мы играть»

1

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

3

«Мой любимый детский  сад»

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

4

«Моя семья»

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

5

«Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

6

«Всемирный День матери»

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

7

«Пеку, пеку хлебушек»

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

8

«Моё село Артыбаш,  Иогач»

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

9

« Моя улица, мой дом родной».

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

10

« Кто людям добра желает, тот сам его добывает»

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

11

« Что такое хорошо и что такое плохо?»

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

12

«Новый год у ворот».

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

13

«Моя республика Алтай»

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

14

«Животный мир  республики Алтай»

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

15

«Растительный мир  республики Алтай»

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

16

«Мои друзья».

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

17

«Богатыри земли русской»

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

18

«Боевая слава нашего народа»

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

19

«День защитников Отечества».

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

20

«Мама- первое слово»

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

21

«Ладушки в гостях у бабушки».

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

22

«Труд взрослых в родном селе»

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

23

«Водные объекты Алтайского края».

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

24

«Наши космонавты»

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

25

«Наша страна-Россия»

 

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

26

«Государственные символы России»

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

27

«Москва столица нашей родины»

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

28

«9-мая – День Победы»

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

29

«Знаменитые земляки»

1

5м.

15м.

Выполнение теоретических и практических заданий.

Итоговая диагностика по программе.

2-недели

   

_______

Карта диагностического обследования

1.4. Планируемые результаты

Дети умеют представление: о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о родном крае, городе, селе их достопримечательностях ; о государстве и принадлежности к нему; мире; знают герб, флаг, гимн России; называет столицу России.


Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.Календарный учебный график

Месяц

Число

Время проведения

занятий

Форма

занятий

Кол-во

часов

Тема занятий

Место проведений

Форма контроля

Сентябрь

3- 4неделя

________

Беседы, игры, наблюдение за взаимоотношениями  детей в группе.

-

Диагностика

 (в наблюдении)

Группа

Фронтальный

1

Октябрь  

1-неделя

20мин.

Беседа, игры наблюдение за взаимоотношениями детей в группе

1

«Давайте познакомимся»

Группа

Тематический

2

2-неделя

20мин.

  Беседы, игры, чтение рассказов.

1

«Будем дружно мы играть»

Группа

Тематический

3

3-неделя

20мин.

Экскурсия по детскому саду

1

«Мой любимый детский сад»

Детский сад

Группа

Тематический

4

4-неделя

20мин.

ИЗО деятельность

1

«Моя семья»

Группа

Тематический

5

Ноябрь  

1-неделя

20мин.

Беседа.

ИЗО деятельность.

1

«Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»

Группа

Тематический

 6

2-неделя

20мин.

Беседа ИЗО деятельность.

1

«Всемирный День матери»

  Группа        

Тематический

 7

3-нелеля

20мин.

Беседа.

1

«Пеку, пеку хлебушек»

Группа

Тематический

 8

4-неделя

   

 20мин.

Беседа, экскурсия, наблюдение.

1

«Моё село Артыбаш, Иогач»

Группа

Тематический

9

Декабрь

1-неделя

   

20мин.

Беседа, экскурсия, наблюдение,

1

« Моя улица, мой дом родной».

Экскурсия по улице

Тематический

10

2-неделя

20мин.

Беседа, игры.

1

« Кто людям добра желает, тот сам его добывает»

Группа

Тематический

11

3-неделя

20мин.

Беседа, игры.

1

« Что такое хорошо и что такое плохо?»

Группа

Тематический

12

4-неделя

20мин.

Беседа

ИЗО деятельность

1

«Новый год у ворот».

Группа

Тематический

13

Январь  

2-неделя

20мин.

Беседы, игры, чтение стихов, рассматривание иллюстраций.

1

«Моя республика Алтай»

Группа

Тематический

14

3-неделя

20мин.

Беседы, игры, чтение рассказов.

1

«Животный мир  республики Алтай»

Группа

Тематический

15

4-неделя

20мин.

Беседы, игры, чтение, рассматривание иллюстраций.

1

«Растительный мир  республики Алтай»

Группа

Тематический

16

17

Февраль

1-неделя

2-неделя

20мин.

20мин.

Беседы, игры.

Беседы, игры, чтение,

1

1

«Мои друзья».

«Богатыри земли русской»

Группа

Группа

Тематический

Тематический

18

3-неделя

20мин.

Беседы, игры, чтение, рассматривание иллюстраций.

1

«Боевая слава нашего народа»

Группа

Тематический

19

4-неделя

20мин.

ИЗО деятельность Беседы, игры, чтение.

Худ. лит.

1

«День защитников Отечества».

Группа

Тематический

20

Март  

1-неделя

20мин.

Беседы, игры, наблюдение, чтение, худ. лит.

ИЗО деятельность.

1

«Мама- первое слово»

Группа

Тематический

21

2-неделя

20мин.

Беседы, игры, наблюдение, чтение, худ. лит.

1

«Ладушки в гостях у бабушки».

Группа

Тематический

22

3-неделя

20мин.

Беседы, игры, наблюдение, чтение, худ. лит.

1

«Труд взрослых в родном селе»

Группа

Тематический

23

4-неделя

20мин.

Беседы, игры, экскурсии, наблюдение, чтение худ. лит.

ИЗО деятельность

1

«Водные объекты Алтайского края».

Группа, экскурсия.

Тематический

24

Апрель  

1-неделя

20мин

Беседы, игры, чтение худ. лит.

1

«Наши космонавты»

Группа

Тематический

25

2-неделя

20мин

ИЗО деятельность

1

«Наша страна-Россия»

Группа

Тематический

26

3-неделя

20мин

Беседы, чтение худ. лит.

1

«Государственные символы России»

Группа

Тематический

27

4-неделя

20мин

Беседы, чтение худ. лит.

1

«Москва столица нашей родины»

  Группа

Тематический

28

Май  

1-неделя

20мин

Беседы, игры, экскурсии, чтение худ. лит.

ИЗО деятельность.

1

«9-мая – День Победы»

Экскурсия к памятнику Монументу Славы

Тематический

29

2-неделя

20мин

Беседы, экскурсии, чтение худ. лит.

1

«Знаменитые земляки»

Группа

Тематический

3-4неделя

____

Беседы с детьми, дидактические игры.

1

1

Итоговая диагностика по программе.

Группа

Фронтальный

Комплексно - тематическое планирование

по патриотическому воспитанию.

Дата

Месяц

Тема недели

Программное содержание

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Октябрь

1- неделя

2-неделя

3- неделя

4-неделя

Ноябрь

1-неделя

2-неделя

3- неделя

4-неделя

Декабрь

1- неделя

2-неделя

3- неделя

4-неделя

Январь  

2- неделя

3-неделя

4- неделя

февраль

1- неделя

2-неделя

3- неделя

4-неделя

Март

1- неделя

2-неделя

3- неделя

4-неделя

Апрель

1- неделя

2-неделя

3- неделя

4-неделя

Май

1- неделя

2-неделя

3- неделя

4-неделя

Диагностика (в наблюдении)

Давайте познакомимся

«Будем дружно мы играть»

«Мой любимый детский сад»

«Моя семья»

«Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».

Всемирный День матери

«Пеку, пеку хлебушек»

«Моё село Артыбаш, Иогач»

« Моя улица, мой дом родной».

« Кто людям добра желает, тот сам его добывает»

« Что такое хорошо и что такое плохо?»

«Новый год у ворот».

«Моя республика Алтай»

«Животный мир республики Алтай»

«Растительный мир  республики Алтай»

«Мои друзья».

«Богатыри земли русской»

«Боевая слава нашего народа»

«День защитников Отечества».

«Мама- первое слово»

«Ладушки в гостях у бабушки».

«Труд взрослых в родном селе»

«Водные объекты Алтайского края края».

«Наши космонавты»

«Наша страна-Россия»

«Государственные символы России»

«Москва столица нашей родины»

«9-мая – День Победы»

«Знаменитые земляки»

Итоговая диагностика по программе.

Цель: Определение уровня знаний детей о Родине.

Цель: уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества.

Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада.

 Углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них.

Уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.

Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления, воспитывать любовь к своему детскому саду; 

Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям.

 Воспитывать любовь и уважение к родителям.

Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Цель: Воспитывать культуру общения со взрослыми людьми, желание по побуждению или показу педагога быть вежливыми в общении со старшими, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия, развивать в детях привязанность к семье.

Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях,

воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме.

Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.

Цель: Познакомить детей с историей возникновения села Артыбаш, Иогач; уточнить представления детей о том, что село расположено на правом и левом берегу озера Телецкого. Воспитывать уважительное отношение к родному селу.

Познакомить детей с названием улицы и в честь кого она так названа на которой расположен детский сад. Закрепить знание детей домашнего адреса; познакомить с разными видами  жилых домов их назначением; пополнить словарь: школа, библиотека, аптека, Банк.

Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия.

Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо.

Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом. Воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

Познакомить детей с историей возникновения республики Алтай; познакомить с символами республики Алтай(герб, флаг), прослушать гимн республики Алтай, рассмотреть карту республики Алтая, Воспитывать любовь к малой родине.

Уточнить и систематизировать знания детей о животном мире республики Алтай воспитывать любовь к животным, беречь и заботится о них

Уточнить и систематизировать знания детей о растениях республики Алтай; побуждать детей восхищаться красотой родного края; воспитывать патриотические чувства.

Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.

Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей.

Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины.

Формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека; побуждать восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье; воспитывать духовно-нравственные чувства.

Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству

Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного села, формировать уважение к труду людей.

Познакомить с названием реки Бия, озеро Телецкое. Обсудить с детьми чем богаты водные ресурсы Алтайского края, формировать понимание значения воды для жизни всего живого; побуждать детей бережно относиться к природным богатствам своей Родины.

Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать

Цель: Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия».

Познакомить детей с государственными символами России –флаге, гербе, гимн. Формировать уважительное отношение к флагу РФ, знать назначение государственного флага.

Цель: формирование у детей первичных представлений о Москве – столице нашей Родины

 Познакомить детей с понятием «столица», главными достопримечательностями Москвы.

Обогащать словарь детей понятиями: Кремль, древняя, Красная площадь, столица, куранты.

Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, чувство любви и гордости к своей Родине.

Закрепить знания детей о том, что

 9-мая День Победы, что страну защищали не только армия, но и партизаны среди которых были и дети. Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ.

Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

Обследование детей на определение итоговых знаний по программе.

Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.

Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.

Беседы с детьми, игры.

-Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

-Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

-Беседа «Будем дружно мы играть»

-Рисование на тему «Мой любимый детский сад».

-Беседа «Моя семья».

-Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».

-Рисование на тему «Моя семья»

-Беседа о семье.

- Д \ и  «Проверь своё отношение», « Назови ласково»,

-Беседы «Мамы разные нужны – мамы всякие важны», «Ты на свете лучше всех».

-Рассматривание фотографий, иллюстраций, альбомов с изображением мам и бабушек.

-Рисование «Самый красивый цветок для мамы».

-Беседа «Как выращивают хлеб»

-Рассматривание фотографий, иллюстраций, альбомов

«Как хлеб пришёл к нам на стол».

-Беседа; рассматривание открыток, старых фотографий села.

 -Просмотр видео - слайдов: «Моё село»;

-Экскурсия по улице, на которой расположен детский сад.

-Беседа: «Моя улица, мой дом родной».

        

-Беседа: « Кто людям добра желает, тот сам его добывает»

-Д/игра «Угадай какое настроение»

Словесная игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Дидактические игры «Достаточно ли мы воспитаны?», «Комплименты»,

-Чтение книги

В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

-Беседа – рассуждение «Всегда ли вы поступаете правильно в тех или иных случаях?»

-Беседа: «Что за праздник Новый год?»

-Рассматривание альбома «Народные праздники».

-Коллективная работа

 «Новый год».

-Беседа; рассматривание открыток, старых фотографий республики Алтай. Просмотр видео - слайдов: «Республика Алтай».

-Беседы о жизни диких животных родного края.

-Познакомить детей с назначением «Красной книги».

 

- Рассматривание иллюстраций с травами и ягодами, выделить их целебные свойства.

-Д/игра «С какого дерева листок», «Зеленая аптека

-Рассматривание географического атласа для дошкольников «Мир и человек»;

-Описание внешности человека с помощью опорной схемы;

-Чтение рубрики «Почему люди разные?»

-Беседы о русских богатырях.

-Чтение былин и легенд.

-Просмотр мультфильма «Три богатыря».

-Беседа «Боевая слава нашего народа»

-

 - «Прослушивание военных песен

-Просмотр видео –слайдов: «Защитники отечества».

 -Оформление стенгазеты «Мы гордимся нашими защитниками!».

-Составление рассказов о близких, служивших в армии или воевавших на ВОВ;

-Беседа «О мамах родных и очень важных».

-

Игра - посиделки «Ладушки в гостях у бабушки».

-Разучивание прибауток, потешек.

Д/и. «Десять внучат». Загадывание загадок о домашних животных

-Беседы о труде взрослых в родном селе

 -Рассматривание видео слайдов с изображением людей разных профессий: лесник, учитель, врач, кондитер, строитель, полицейский и т.д.

Беседа о водных ресурсах Алтайского края, реки Бия, Телецкого озера, начало и протяженность.

 

-Беседы, рассматривание иллюстраций о космонавтах.

 -Рассматривание альбома: «Наши космонавты».

Коллективная работа «Космос».

-Рассматривание карты России, ее просторы и границы.

- Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине.

Рассматривание иллюстраций государственного флага и герба РФ.

-Рассматривание герба на монетах, на документах;

-Прослушивание гимна РФ, объяснить, в каких случаях исполняется государственный гимн.

-Беседа: «Москва — главный город нашей Родины»

-Рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов и видео-презентаций о Москве.

-Беседы, рассматривание иллюстраций из книг о ВОВ.

-Беседа о ветеранах ВОВ нашего села.

-Рассматривание альбома: «Памятники героев  ВОВ»;

Коллективная работа «День Победы».

- НОД «С любовью о наших земляках».

-Презентация: «Знаменитые земляки».

Беседы с детьми; дидактические игры.

Папка передвижка «Как научить играть детей дружно»

Консультация: сбор информации о детском саде.

Изготовление генеалогического древа.

.Чтение стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой», басни Л. Толстого

«Старый дед и внучек».

Создание альбома «Мамы всякие нужны»

Изготовление альбома о родном селе: рассказы, фотографии, рисунки.

Подборка информации по теме: «История  моей улицы».

Чтение с детьми художественной литературы «Золушка», «Красная Шапочка», «Три дочери», «Сыновья».

Памятка для родителей:

«Вежливость и культура»

Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка».

Подборка информации по теме: «Моя республика Алтай».

Подборка информации по теме: «Животный мир республики Алтай»

Вовлечение родителей в изготовление картотеки «Целебны травы Алтая»

Рассматривание иллюстраций людей разной национальности

Папка передвижка: «Как познакомить детей с пословицам и поговоркам о богатырях русских»

- Просмотр художественных фильмов, документальных:

 -Парад на Красной площади.            

Мультфильма:                  - «Тайна о Мальчише – Кибальчише»

Подборка фотографий дедушек и пап, служивших в войсках Советской армии».

Фотовыставка

«Вот какие наши мамы!»

Папка передвижка

«Ка знакомить детей с русским фольклором».

Составление рассказа по теме: «Мама и папа на работе».

Рекомендации:

Помочь ребенку составить рассказ: «Чем меня привлекает подводный мир».

Подборка информации по теме: «Наши космонавты»

Подборка информации по теме: «Наша страна-Россия»

Рекомендации: сбор информации о древней России.

Сбор информации о достопримечательностях Москвы.

Подбор материала  о близких родственниках, воевавших на войне.

Экскурсия к памятнику Монументу Славы.

Оформление папки-передвижки «Знаменитые земляки».

Анкетирование родителей.


2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое и информационное обеспечение программы.

Для реализации работы кружка подобраны дидактические игры: «Защитники Отечества», «Военная техника», «Найди флаг России», «Мы шагаем по Алтаю» и др.

Изготовлены альбомы «Моё село», «Моя семья», «Государственная символика России». Оформлены сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Турагенство», «Кафе» и др.

Подобрана художественная литература, через которую дети могут совершенствовать знания о подвигах в годы войны, о России, о Российской Армии».

 Оформлен  патриотический уголок в группе, макет «Русская изба», «Алтайская юрта» «Лес», «Озеро», символика Республики Алтай, города Горно-Алтайска. Куклы: мальчик и девочка в русских и алтайских костюмах, предметы быта.

Оборудованы стенды «Моя страна», «Я и моё село».

2.3. Формы аттестации

 Для определения результативности освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предусмотрена педагогическая диагностика, разработанная Ю. А. Афонькиной. Результаты педагогической диагностики могут быть представлены в виде диагностической карты.

Другими формами отслеживания образовательных результатов могут быть:

-целевые прогулки и экскурсии.

 -дидактические игры и упражнения, досуг или развлечение;

-открытая НОД;

 -продукт творческой деятельности (рисунок, поделка);

 -патриотические акции;

 -выставка творческих работ;

 -презентация опыта работы.

2.4. Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса Непрерывная образовательная деятельность осуществляется в групповом помещении детского сада по очной, групповой, подгрупповой и индивидуальной форме обучения.

    Дополнительная образовательная деятельность с детьми 4-5 лет проводится в течение учебного года, один раз в неделю во второй половине дня. Состав группы-постоянный.

    Количество занятий – 37, продолжительность образовательной деятельности составляет не более 20 минут.

Методы обучения и воспитания 

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.

  В патриотическом воспитание ребенка используются разные методы обучения и воспитания (словесный, наглядный, практический, игровой, мотивация, поощрение, упражнение, стимулирование и др.).

 Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показ сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога,

- обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических).

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов.

 Практические методы:

- организация продуктивной деятельности детей;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

Педагогические технологии

-Технология игровой деятельности

-Информационно-коммуникативная технология

     -Технология коллективной творческой деятельности

     -Технология индивидуализации обучения

-Технология группового обучения

-Здоровьесберегающая технология

-Технология развивающего обучения

-Технология образа и мысли

-Технологии проблемного обучения

     Дидактические материалы

Картотеки игр и упражнений разной направленности;

Наглядно-демонстрационный материал;

ИТСО.

2.5. Список литературы

Список использованной литературы:

1. Ветохина А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.

2. Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.

3. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой– М.: Мозаика – Синтез, 2010.

4. Никитин В.О. Наша Родина- Россия, серия «Энциклопедия знаний», Росмен – пресс, 2013г.

5. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001г.

7.Сказки о русских богатырях. Русские народные сказки; Тула: Родничок – 2016г.

8. Соловьева Е.В. Дети планеты Земли. М., 2001.

9.  Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.

10. Форталева Н. П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края. Управление ДОУ-2005,№1

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

«С  чего начинается Родина?»

для детей 4-5 лет                    

Ф.И. ребенка

/ уровни освоения знаний и умений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

С

Н

Качественный уровень %

1.Родная страна:
Название страны


Название города


Домашний адрес


Название достопримечательностей города

 

Название улицы своего села.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Символика
Флаг России


Герб России


Герб Республики Алтай

Гимн России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.История народной культуры и традиций
Народная игрушка


Народные праздники


Жилище человека и предметы быта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Историко- географический и природный компоненты

Природные богатства нашей страны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде

Забота о близких

Проявление дружелюбия


Умение управлять своими чувствами, договориться


Умение анализировать свои поступки и поступки других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый результат

Высокий уровень-

Знает свое имя, фамилию, название своей республики, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб республики Алтай; называет  народные праздники,  игрушки,  предметы быта; заботится об окружающей природе , близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей,  умеет договориться со сверстниками,  анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках. Знает свои права.

Средний уровень-

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России. Заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.  С помощью взрослого называет права ребенка.

Низкий уровень-

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях республики Алтай; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки. Не знает прав ребенка. Не может назвать документ, где написаны все права детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

Методическое пособие к программе «С чего начинается Родина»

В последнее время в нашем мире идей стремительное развитие науки, когда на смену одной технической новинке приходит другая с такой быстротой, что мы не всегда успеваем следить за этим прогрессом. Совр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С чего начинается Родина?» для детей 4-5 лет

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации вариативной части основной образовательной программы в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников «С чего начинается Родина?»

В соответствии с ФГОС ДО реализуется основная образовательная программа дошкольного образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Новозоринская средняя общеобразовательна...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» по гражданско – патриотическому воспитанию

   Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в...