ПРОГРАММА КРУЖКА « С чего начинается Родина?» (Патриотическое воспитание)
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
ПРОГРАММА КРУЖКА
« С чего начинается Родина?»
(Патриотическое воспитание)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_kruzhka_2016-2017.docx | 38.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КРУЖКА
« С чего начинается Родина?»
(Патриотическое воспитание)
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ № 6 «ПЧЕЛКА»
НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Руководитель:
Котова Наталья Михайловна
Ермолино 2016 г.
Дата проведения: понедельник/вторник, среда/четверг
Время проведения: вторая половина дня
Продолжительность занятий:– 30 минут
Количество детей: 10
Пояснительная записка
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:
- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;
- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;
- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;
- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
Актуальность проблемы
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Цель разработки
- формирование социально-активной личности;
- развитие чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
- воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите.
Основные задачи и разделы
раздел | задачи |
Россия - наш общий дом | Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны. |
Родной край | Расширять знания детей об истории города; воспитывать любовь к родному краю, его жителям. |
Приобщение к истокам | Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству. |
Мой дом – моя семья | Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. |
Защитники Отечества | Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. |
Отбор содержания занятий по разделам, с учётом патриотического воспитания детей дошкольного возраста, осуществляется через включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, эколого-краеведческого компонентов, знание истории и традиций Отечества.
Список литературы:
- Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера», 2004
- Головин Н. Моя первая русская история. – М., 1993;
- Кончаловская Н. Наша Древняя столица. – М.: Воениздат, 1996;
- Мельников М.Н.Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987.
- Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру./Козлова С.А. - М.:ЛИНКА ПРЕСС, 2000 г.;
- Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008
- Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова
- Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова
- Осетров Е. Живая Русь. – М.: Просвещение, 1985;
- Пигилова Т.А. Народная культура Избранное из книг и лекций.- М.: 1997;
- Практическое пособие./ Баранникова О.Н. – М.: АРКТИ, 2007 г.;
- С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л. А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера»,2005
- Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е. Ю.Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007
- Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду.
- Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008
План кружка по патриотическому воспитанию
детей подготовительной группы «С чего начинается Родина»
М е с я ц | Р а з д е л | № | ООД, беседы, продуктивная деятельность, чтение литературы | Цель: |
С Е Н Т Я Б Р Ь | Россия - наш общий дом | «Россия – Родина моя!» Чтение стихотворения Н. Забилы «Наша Родина» "Песня о Родине" (сл. Е.Карасевой, муз.В.Елинек) | Цель: Закреплять знания детей о родной стране; воспитывать у детей любовь к своей Родине | |
«Россия на карте мира» | Цель: воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине. Ознакомление детей с такими понятиями, как “Россия”, “Родина”, “Отечество”; | |||
«Россия» - коллективная аппликация | Цель: Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить краску быстро и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие. | |||
«Государственные символы России» «Флаг РФ» | Цель: Закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; президенте РФ; формировать уважительное отношение к государственным символам и лидеру государства, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране. Учить детей изображать Российский флаг нетрадиционным способом, при помощи обрывной аппликации. Воспитывать аккуратность в работе. | |||
«Флаг РФ» -обрывная аппликация | ||||
«Государственные символы России» «Герб РФ» | ||||
«Герб РФ» - раскраски с герба РФ | ||||
Государственные символы России» «Гимн РФ» | ||||
О К Т Я Б Р Ь | «Президент РФ» | |||
«Красота русской природы» - коллективная аппликация | ||||
«Неофициальные символы России» | Цель: Познакомить детей с неофициальными символами России. | |||
«Люблю березку русскую» | Цель: Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы. Показать экопозитивное отношение человека к природе, воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие. | |||
«Белая береза» - беседа и рисование по стихотворению С. Есенина Рекомендации для родителей "Березкины слезки" | ||||
Музыкальное развитие: "В золоте березонька" - хоровод (сл. и муз.г.Вихаревой) "Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия) "Ай да березка" - хоровод (муз. Т.Попатенко) | ||||
«Наша добрая матрешка» | Цель: Воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России | |||
Аппликация «Наряди матрешку» | Цель: Закреплять знания детей о виде народно-прикладного искусства –матрешке; | |||
Н О Я Б Р Ь | Составление коллективного коллажа «Неофициальные символы России» | Цель: Закрепить знания детей о неофициальных символах России через продуктивную деятельность. | ||
«Москва – столица нашей Родины» - презентация | Цель: формирование у детей первичных представлений о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения. | |||
«Красная площадь» | Цель: Обобщить, уточнить и систематизировать представления детей о своей стране – городе Москве, его объектах | |||
«Кремль» - аппликация | Цель: Закреплять умение выполнять работу в определённой последовательности, развивать чувство композиции | |||
«Спасская башня» - 3D пазл, рисование | Цель: Развивать чувство композиции при рисовании Спасской башни. | |||
Стихотворения о Родине – составление картотеки | Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. | |||
Родной край | «Ермолино – наша малая Родина» - презентация | Цель: Уточнить представление детей о родном городе, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства; закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства. | ||
«Символика города Ермолино» | ||||
«Любимые места» - рисование | ||||
Д Е К А Б Р Ь | «Мой дом, моя улица» | |||
Экскурсия по городу | ||||
«Знаменитые жители г. Ермолино» | ||||
Оформление альбома «Любимый город» | ||||
«Калужская область на карте, символика области» | Цель: Уточнить представление детей о родном крае, закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства | |||
«Боровский район» - составление альбома | Цель: Уточнить представление детей о родном крае; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства | |||
Приобщение к истокам | «Как живут в деревне» рассматривание иллюстраций с изображением деревни. | Цель: Закрепить представления детей о жизни в деревне | ||
«Кто такие славяне?» Чтение стихотворения «Словяне» (Н.Тубцова) | Цель : Развивать историческую память, представления о доброте и красоте; формировать культуру чувств и интерес к древним корням | |||
«Откуда пошла земля русская» презентация | Цель : Дать первоначальные знания о русских городах Киеве, Новгороде; о работе, отдыхе славян; вызвать интерес к корням истории, уважение к предкам | |||
Я Н В А Р Ь | «Традиции и быт русского народа» | |||
«Народные игры» «Ручеек», «Гори, гори ясно» | Цель: Познакомить детей с народными играми | |||
«Традиции русского народа» Народные праздники (Святки, Новый год, Рождество); Развлечение «Знакомство с колядками» | Цель: Формировать уважение к традициям русского народа | |||
ООД «Отражение русских традиций в русском костюме» - презентация | Цель: Формировать уважение к традициям русского народа, к человеку – труженику. Поддерживать интерес к национальной одежде. Уточнить детали одежды, их функциональное назначение и преобразование. | |||
«Национальный костюм» | ||||
«Как шили одежду» | ||||
«Национальный костюм» рисование | ||||
Беседа «Как строили избу» презентация | Цель: Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка-брёвнышка, украшать её оконцами; воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской деревни. | |||
«Русская изба» аппликация | ||||
Ф Е В Р А Л Ь | «Забавы вокруг печки» | Цель : Продолжать знакомить с бытом русского народа, с печью – главной частью избы | ||
Рисование «Русская печь» | Цель Развивать эстетический вкус. Учить детей рисовать русскую печь. Воспитывать уважение к древним мастерам-печникам. | |||
«Традиции русского народа» Народные праздники (Масленица) | Цель: Формировать уважение к традициям русского народа | |||
ООД «Как выращивали хлеб» «Хлеб – всему голова». Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. Использование пословиц, поговорок о труде, хлебе. | Цель: Познакомить детей с историей, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине. Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу | |||
Развлечение «Научи меня играть» (русские - народные инструменты) | Цель: Поддерживать интерес к национальным инструментам. | |||
М А Р Т | Моя семья | « Моя семья» Рассказы детей о членах своей семьи. Выставка семейных фотографий. Чтение рассказа Гамазкова «Волшебная семья». | Цель: Расширять представление детей о семье. | |
Беседа с детьми о мамах. Пение песен, чтение стихов о маме. Рисование «Мамочка» | Цель: Воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека. Воспитывать уважение к женскому полу. | |||
Беседа «Что такое генеалогическое дерево» | Цель: Поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека. | |||
Беседа «Вместе мы любим - …..» | Цель: Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье. Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев. Учить детей мыслить самостоятельно; понимать единство и противоречия окружающего мира. | |||
Приобщение к истокам | Знакомство с народным фольклором (пословицы, поговорки, потешки, заклички, считалки); Прослушивание аудиокассет (русский народный фольклор) | Цель: Расширить представления детей о русском народном фольклоре. Помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно - речевые навыки детей при чтение. | ||
Беседа «Как прекрасны наши сказки». | Цель: Расширить представления детей о видах сказочного жанра; -Продолжать учить детей давать оценку поступкам персонажей сказок | |||
«Посиделки» - русская комната с печью; - рассказ о занятиях людей в старину; - рассматривание избы; - хоровод «На горе то калина»; - разгадывание загадок о предметах быта | Цель: Воспитывать интерес к народному быту; Формировать образную речь, употреблять пословицы, поговорки | |||
ООД «Русские народные игрушки» (деревянные и глиняные) - презентация | Цель: Формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшее понимание детьми его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. Развитие духовных ценностей, которые проявляются на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций. Учить детей применять полученные знания непосредственно в той или иной деятельности (художественное творчество, социально –личностные отношения, игровая деятельность). Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Познакомить детей с произведениями русского народного творчества Городецких мастеров. Продолжить знакомить детей с русским народным творчеством «гжель». Учить соотносить реальные и сказочные образы. | |||
А П Р Е Л Ь | Рисование «Игрушка» | |||
Беседа на тему: «Знакомство с русским узором». | ||||
Работа в художественной мастерской: - городецкая роспись | ||||
Работа в художественной мастерской: - хохломская роспись; | ||||
Работа в художественной мастерской: - гжель; | ||||
Работа в художественной мастерской: - жестовская роспись | ||||
Защитники Отечества | «Богатырская Русь» Рассматривание картины «Богарыри»; - чтение стихотворений о богатырях русских (Е. Санин); - беседа по прочитанному; - рисунки детей «Свой богатырь» (рассматривание работ) | Цель: Закрепить и расширить знания детей о силе и славе богатырской Руси | ||
«Защитники земли русской» | Цель: Познакомить детей с условиями жизни солдат в воинской части, с их воинской службой, особенностями быта; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину. | |||
М А Й | Беседа «Что такое героизм?» Просмотр мультфильма «Подвиг молодого солдата» | Цель: Воспитание патриотизма. | ||
«Есть такая профессия – Родину защищать» (рисование) | Цель: Формировать у детей навыки рисования по замыслу; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину. | |||
«День Победы» Просмотр видео фильма «Парад победы 1945г» | Цель: Формирование представлений о событиях ВОВ; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину | |||
Беседа: « По дорогам войны» Просмотр презентации «Города герои» | Цель: Формирование представлений о событиях ВОВ, об основных сражениях | |||
Беседа: «Детство, растоптанное войной» | Цель: Расширять представления детей о событиях ВОВ, о детях героях | |||
«Оружие военных лет». | Цель: Закреплять знания о боевом оружие, прошлых лет. | |||
Оформление альбомов « Все о ВОВ 1941-1945гг.». Собрать и наклеить вырезки статей, картинки из газет и журналов, интернет ресурсов. | Цель: Расширять представления детей о событиях ВОВ, воспитание патриотизма. | |||
Итоговое интегрированное ООД (Викторина) на тему: «С чего начинается Родина» | Цель: Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина. Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию С чего начинается Родина
Задачи: - формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к государственным символам;- закрепить названия народных промыслов;- воспитывать любовь к ...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государст...
"С чего начинается Родина?" патриотическое воспитание дошкольника
небольшая статья о проблемах патриотического воспитания. из опыта работы....
С чего начинается Родина – патриотическое воспитание.
С чего начинается Родина – патриотическое воспитание....
ПРОЕКТ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной...
«С чего начинается Родина» Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым бл...
- Мне нравится (1)