РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» по гражданско – патриотическому воспитанию
рабочая программа (средняя группа)
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_gr.patr_.vospitaniyu.docx | 134.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №56 «Северяночка»
. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДOУ ДС №56 «Северяночка» ________________________ Л.В.Пономарева приказ № ____ от «___»__________2018г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по реализации дополнительной общеобразовательной
программы для детей
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»
по гражданско – патриотическому воспитанию
на 2018 – 2019 учебный год
г. Нижневартовск, 2018г.
Оглавление
1. | Паспорт программы | 3 |
1.1. | Пояснительная записка. | 5 |
1.2. | Цель и задачи программы. | 6 |
1.3. | Планируемый результат. | 7 |
2. | Содержание программы | 7 |
2.1. | Формы, методы и приемы | 12 |
2.2. | Материально-техническое обеспечение рабочей программы | 13 |
3. | Перспективный план работы спортивного кружка | 14 |
4. | Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы «С чего начинается Родина?» | 16 |
5. | Перечень литературных источников | 19 |
1. Паспорт программы
Наименование программы | «С чего начинается Родина?» по гражданско – патриотическому воспитанию Дополнительная общеобразовательная программа для Детей 4 – 5 лет |
Основание для разработки программы | - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»; - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»; - Устав МБДОУ ДС №56 «Северяночка» Приказ «Об организации дополнительных образовательных услуг» |
Заказчик программы | Родители и законные представители |
Исполнитель программы | Заведующий МБДОУ ДС № 56; Заместитель заведующего по воспитательной методической работы; Воспитатель |
Целевая группа | Воспитанники старших групп 4 – 5 лет |
Цели программы | Формирование гражданско - патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. |
Задачи программы | 1. Воспитать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, городу; 2. Познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн); 3. Формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России; 4. Развить интерес к русским традициям, обычаям, промыслам; 5. Формировать чувство уважения к другим народам, и их традициям; 6. Формировать уважение и признание к себе, к другим людям. |
Ожидаемый результат | 1. У детей сформировано представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувство привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду. 2. Умение выражать собственное мнение, анализировать происходящее, оказывать помощь. 3. Приобретение детьми старшего дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми. 4.Развитие гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему своей страны. |
Срок реализации программы | 1 год |
1.1. Пояснительная записка
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце, с детским садом, школой, в которых он вырос.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны и глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению, нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует духовно-нравственному развитию личности и патриотизма. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
Актуальность. Проблема патриотического воспитания в последнее время приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
1.2. Цели и задачи Программы
Цель программы: формирование гражданско - патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.
Задачи программы:
1. Воспитать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, городу;
2. Познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
3. Формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
4. Развить интерес к русским традициям, обычаям, промыслам;
5. Формировать чувство уважения к другим народам, и их традициям;
6. Формировать уважение и признание к себе, к другим людям.
1.3. Планируемые результаты.
1. У детей сформировано представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувство привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду.
2. Умение выражать собственное мнение, анализировать происходящее, оказывать помощь.
3. Приобретение детьми старшего дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
4.Развитие гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему своей страны.
Итоговые результаты деятельности дополнительной образовательной программы предоставляются для родителей (законных представителей) на совместных открытых мероприятиях.
2. Содержание программы.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию организована по трем направлениям (блокам):
1. Ознакомление с предметами ближайшего окружения
Задачи:
- воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- воспитание чувства собственного достоинства, уверенности в себе, патриотизма на примере других людей, прославившими Россию;
- воспитание чувства уважения, дружбы к близким людям и людям других национальностей;
- побуждать детей к выполнению общественно значимых дел, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
2. Ознакомление с явлениями общественной жизни
Задачи:
- воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);
- воспитание любви к родному городу, краю, Родине (представление о городе, стране, городах нашей страны, столице, символике государства;
- знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
3. Ознакомление с природой (экологическое, трудовое воспитание)
Задачи:
- воспитание заинтересованности и неравнодушного отношения к природе родного края;
- формирование взглядов и убеждения по сохранению и воспроизведению природных ресурсов;
- воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы;
- привитие бытовых и трудовых навыков.
Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный программой, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, занятия по знакомству с правовыми документами, правами и обязанностями гражданина, спортивные конкурсы, тематические и целевые прогулки, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.
Мероприятия, посвященные государственным праздникам
Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день. При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается. Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провести акцию «Голубь мира», изготовив вместе с детьми белых бумажных голубей как символов мирной жизни. Для самого мероприятия выучить военные песни («Катюша», «День победы» и т. п.), стихотворения соответствующей тематики. Можно организовать встречу с ветеранами или детьми войны в рамках проекта «Такое разное детство: война и мир».
При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В сам праздник можно провести несколько различных мероприятий в зависимости от возраста детей, например, праздник-поздравление отцов стихами, песнями и танцами военной тематики, спортивно-соревновательные конкурсы, занятие-беседу «Нам нужен мир», посвященную армии, которая защищает нашу страну. Международный женский день посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности.
Народные праздники
Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДОУ организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к традициям. Начинают празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение. Празднование Масленицы можно организовать во время прогулки, участвовать в нем могут все дети ДОУ одновременно. В представлении принимают участие Зима, Весна, скоморохи. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы – блины, к их изготовлению можно привлечь родителей, устроить своеобразную ярмарку. Свои символы есть и у праздника Пасхи. Проводится занятие по росписи пасхальных яиц. Здесь существует масса методик и техник, которые дают ребенку возможность развивать свои художественные способности.
Спортивные игры
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции. Можно проводить соревнования между одновозрастными группами по соответствующей тематике, например, посвященные русским богатырям. Во время праздника дети знакомятся с русскими былинами о богатырях, с их ратными подвигами. Проводятся такие конкурсы, как: «Меткий стрелок» - метание мячиков в цель. Перетягивание каната. «Быстрый наездник» - соревнование-эстафета по скачкам на резиновых лошадках или больших мячах. «Самый сильный» - выталкивание плечом соперников за границы мата. «Богатырская помощь» - разобрать по кубикам вход в пещеру и спасти прекрасную девицу.
Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Празднование Дня защитника Отечества для учащихся старшей и подготовительной группы можно организовать военную игру «Зарничка», в которой папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах для болельщиков. Такая игра воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта.
Занятия по изучению государственной символики
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России». Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.
Занятия можно проводить с помощью информационно-коммуникационных технологий. Для этого нужно подготовить презентацию по заданной тематике, запастись аудиозаписью гимна. Последовательность проведения занятия может быть следующая: Вступительная часть, в которой дети знакомятся с географическим положением и величиной страны. Знакомство с флагом России, символикой его цветов. Можно провести игру «Сложи флаг». Знакомство с гербом. Воспитатель объясняет детям само понятие герб, проводит игру «Придумай и нарисуй герб своей семьи». Прослушивание государственного гимна. Заключительная часть, в которой проверяется, как дошкольники усвоили материал.
Раскрытие темы малой родины
Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту. Одним из способов является организация в ДОУ краеведческого мини-музея. В нем можно собрать коллекцию старинных вещей, характеризующих быт, образцы изделий народного творчества (вышивки, салфетки, скатерти, обереги, посуда, игрушки). Другим методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение достопримечательностей. Также проводятся познавательные уроки. Для занятий выбираются соответствующие темы по патриотическому воспитанию. Дети узнают о своих знаменитых земляках, об истории возникновения и развития своего родного населенного пункта, о природных особенностях края, изучают народный фольклор. Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления
2.1. Формы, методы и приёмы
Формы проведения: занятие.
Занятия проводятся с группой детей старшего дошкольного возраста 4 - 5 лет 2 раза в неделю. Количество детей в группе от 10 человек.
Для реализации программы используются следующие методы: наглядный,
словесный и практический.
Наглядный метод используется вовремя:
- чтения педагогом рассказов;
- экскурсий в музей, по городу, целевых прогулок;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр и др.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений педагогом;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов педагога,
приглашенных родителей;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр –драматизаций и др.);
- сообщения дополнительного материала педагогом;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров и т.д.
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);
- оформить гербарий, альбомы;
- организовать постановку сказок, литературных произведений, а также
конкурсов, викторин;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий
2.2. Материально-техническое обеспечение рабочей программы
Для реализации программы необходимо:
- Уголки патриотического воспитания в группах;
- Кабинет патриотического воспитания;
Программно-методическое обеспечение:
- Наглядный и демонстрационный материал: презентации, иллюстрации, фотографии, картины, слайды по проблеме;
- теоретическая и методическая литература,
- периодическая печать,
- материалы по передовому педагогическому опыту.
Материалы для занятий по патриотическому воспитанию:
1. Репродукции картин
2. Методическая литература
3. Наглядные и дидактические пособия
4. Иллюстрации различных видов войск, портреты героев
5. Электронные образовательные ресурсы: ноутбук проектор, презентации, фильмы, слайды по проблеме;
6. Аудиозаписи
7. Карты, атлас, глобус
8. Художественная литература
9. Государственная символика
3. Перспективный план работы
ТЕМА МЕСЯЦ | НЕДЕЛЯ | ФОРМЫ РАБОТЫ | ЦЕЛЬ |
«РОДНАЯ СЕМЬЯ» Октябрь | I неделя | «Семейная фотография» (расширение знаний о своей семье). | Расширять представления детей о семье. Формировать первоначальные знания о родственных отношениях в семье. Формировать у детей положительное эмоциональное отношение к членам семьи. Формировать представление о том, что у каждого члена семьи есть свои обязанности. Обогащать словарный запас терминами родства. |
II неделя | Беседа «Мы помощники» (об обязанностях которые дети выполняют дома) | ||
III неделя | НОД «Осень наступила» | ||
IV неделя | Беседа о младших членах семьи. Рассказывание сказки «Гуси-лебеди» и беседа по ее содержанию. | ||
«РОДНОЙ ГОРОД» Ноябрь | I неделя | «День народного единства» Познавательное занятие. | Продолжать уточнять у детей представления о городе, в котором они живут. Закрепить знания детей о ближайшем окружении детского сада. Продолжать развивать познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к родному городу и своему детскому саду. Привлечение внимания детей к различным зданиям и сооружениям вокруг их домов, детского сада. |
II неделя | НОД «Мы пешеходы. Транспорт» | ||
III неделя | Создание с детьми фотоальбома «Мой родной город» | ||
IV неделя | НОД «Достопримечательности родного города» | ||
«РОДНАЯ ПРИРОДА» Декабрь | I неделя | Экскурсия в зимний парк. | Научить детей вести наблюдения за объектами природы. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку. |
II неделя | НОД «Зимующие птицы нашей области» | ||
III неделя | Проект «Мы следопыты» | ||
IV неделя | «Украшение детского сада к Новому году». Совместная деятельность. | ||
Январь | II неделя | Чтение стихотворения о березе. Целевая прогулка к березе – символу России. | |
III неделя | Рисование «Ветка рябины». | ||
IV неделя | Просмотр видеофильма о природе родного города. | ||
«РОДНАЯ КУЛЬТУРА» Февраль | I неделя | Рассматривание изделий русских мастеров. | Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей. Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере игрушки и предметов обихода. |
II неделя | Д/игра «Что матрешка расскажет о себе». Чтение худож-ых произведений местных авторов. | ||
III неделя | Рисование «Украшение платочка»(по мотивам дымковской росписи). | ||
IV неделя | НОД «Русская матрешка» | ||
«ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ» Март | I неделя | Беседа о масленичной неделе, символическое значение блинов | |
II неделя | -Презентация «Праздники и традиции русского народа» | ||
III неделя | Виртуальная экскурсия «Быт и традиции России» | ||
IV неделя | Проект «Формирование патриотических чувств через культуру и традиции России» | ||
«РОДНАЯ СТРАНА» Апрель | I неделя | Беседа «Москва – главный город нашей страны» | Формирование представлений о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением. Развивать интерес к историческому прошлому России. Воспитывать чувство уважения к далеким предкам, землякам. Формировать представление у детей, что планета Земля – общий дом для всех. Воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному городу, чувства гордости, восхищения красотой родного города.
|
II неделя | Беседа «Путешествие в космос» | ||
III неделя | Акция «Сделай доброе дело» | ||
IV неделя | НОД «Моя Родина-Россия» | ||
Май | II неделя | Целевая экскурсия к памятнику павшим воинам в Великой Отечественной войне. | |
II неделя | «Урок Доброты!» Изготовление поздравительных открыток ветеранам и труженикам тыла |
4. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
освоения программы «С чего начинается Родина?»
Реализация Программы «С чего начинается Родина?» предполагает оценку индивидуального развития воспитанников. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики, которая проводится в ходе наблюдений за активностью дошкольников. Диагностика уровня развития проводится два раза в год: вводная – сентябрь 1-2 неделя, итоговая – май (3-4 неделя).
Показатели знаний по гражданско – патриотическому воспитанию
Примерное содержание представлений о себе – знает свое имя, фамилию, домашний адрес, индивидуальные предпочтения и интересы, некоторые особенности своего организма и здоровья.
Примерное содержание представлений о семье – знает ближайшие родственные связи, сходство между родственниками, место работы и особенности труда родителей, способы проявления заботы о членах семьи, некоторые семейные обязанности и занятия членов семьи.
Примерное содержание представлений об обществе и государстве - название и символику своей страны, столицы, города; достопримечательности своего города и некоторые факты его истории; государственные праздники, факты их истории и традиции празднования; подвиги Российской Армии; профессии, структуру трудового процесса, условия труда.
Примерное содержание представлений о мире - название планеты Земля, названия некоторых стран и народов, отдельные произведения фольклора народов страны и мира, особенности народных костюмов и культурных традиций.
Примерное содержание представлений о культуре - некоторые названия и свойства материалов, используемых для разных видов художественной деятельности; произведения народного декоративного искусства, народные игрушки; специфику оформления разных помещений.
Данные о результатах мониторинга заносятся в протокол.
Протокол обследования
№ | Ф.И.О. ребенка | Представления о себе | Представление о семье | Представления об обществе и государстве (страна, город) | Представления о мире, о народах | Представления о природе(растения, животные) | Представления о культуре | Всего баллов | Суммарный уровень |
1 | |||||||||
2 |
Уровень достижения детьми планируемых результатов
Высокий уровень развития: 14 - 18 баллов
Средний уровень развития: 9 - 13 баллов
Низкий уровень развития: ниже 9 баллов
Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком планируемых результатов определенному уровню
Высокий уровень развития: 14 - 18 баллов
Высокий уровень – ребенок имеет достаточно глубокое представление о родном крае, городе. Знает название известных мест города, объясняет название улиц города. Имеет представление о природе родного города, края (животные, растения – внешнее строение, основные жизненные функции, приспособленность к окружающей среде), о растениях леса, луга, огорода, о домашних и диких животных.
Средний уровень развития: 9 - 13 баллов
Средний уровень – ребенок имеет представление о родном крае, его природе, растительном и животном мире, достопримечательностях, чем знаменита родная Югра, стремится повысить свои знания о городе, крае, задает вопросы, умеет аргументировать свои высказывания, затрудняется в назывании открыток о городе, России. С взрослым идет на контакт, раскрывается, когда чувствует, что тема для него интересна. Имеет достаточное представление о стране, столице нашей Родины.
Низкий уровень развития: ниже 9 баллов
Низкий уровень – ребенок затрудняется в точном ответе на вопрос, в каком городе или в какой стране он живет, какие знаменитые места есть в его городе; может назвать лишь несколько мест, где он был; не проявляет интереса к рассматриванию открыток с изображением города и его достопримечательностей. Знания о животном и растительном мире Югры скудные.
5. Литература.
- Артемов В.В. Страницы российской истории. М., 2005.
- Ветохина А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста. Санкт – Петербург, 2015.
- Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М„ «Дошкольное
воспитание», 2001, №2.
- Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М., 2004,
- Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского
развития. М., 2001.
- 7.Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. Мы живем в России. М., 2007
- Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М., 2003.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М., 2003
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с
социальной действительностью. М., 1998.
- Коти Т. Моя первая книга о России. М., 2003.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986.
- Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы
- «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М., 2004.
- Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках.М., 2001.
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. 47 М., 2003.
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведотуристкой деятельности. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М., 2003.
- Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших
школьников с государственными символами. М., 2002.
- Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей.
М., 1998.
- Сапрыкина А.Р. «Формирование у старших дошкольников знаний о
родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов западной Сибири». Екатеринбург, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «БАСКЕТБОЛ»
Рабочая учебная программа «Баскетбол разработана на основе программы образования детей Адашкявичене Э.И. «Баскетбол для дошкольников». Современные дети видят боль...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «Юный шахматист»
Шахматы - это целый мир со своими законами, легендами, «паролями» и трагедиями. Это не только игра, доставляющая детям радость, но и действенное, эффективное средство их умственного развит...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «Юный шахматист»
Шахматы - это целый мир со своими законами, легендами, «паролями» и трагедиями. Это не только игра, доставляющая детям радость, но и действенное, эффективное средство их умственного развит...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы МБДОУ ДС №7 "Жар-птица" для детей от 2 до 7 лет на 2020-2021 учебный год
Настоящая учебная рабочая программа является приложением к основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» (далее - Программа), является нормативным доку...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет №6 МАДОУ города Нижневартовска ДС № 52 «Самолётик» на 2022 – 2023
Рабочая учебная программа...
Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы «Пластилиновая фантазия» по обучению детей 4-6 лет
Удивительные качества пластилина берут начало из сочетания двух более древних материалов – глины и воска. По отдельности они имеют известные недостатки, а вместе помогают друг другу: глина удерж...