Самообразование и самовоспитание педагога
статья

Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен сам постоянно учиться!

Скачать:


Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ ПЕДАГОГА

Евтюхова Светлана Борисовна, государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Самообразование и самовоспитание – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир»

        Совершенствование качества обучения и воспитания в детском саду и в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

        Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
        
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

          Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

  • осуществляется добровольно;
  • осуществляется сознательно;
  • планируется, управляется и контролируется самим человеком;
  • необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.

           Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

        Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.

        Педагог должен учиться всему постоянно. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

        На современном этапе развитие образовательного учреждения, совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что уровень подготовки должен постоянно повышаться — прохождение курсовой подготовки, участие в семинарах, практикумах, конкурсах, но вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима. В системе подготовки педагога важное значение приобретает изменение его индивидуального стиля работы, который происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно меняющейся образовательной среды.  

        Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, — это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Что же должно подтолкнуть педагога к самосовершенствованию, вызвать потребностью к развитию и саморазвитию и как эту потребность развить?

        Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии можно. Необходимо создать такие условия, которые помогут «включиться в процесс», а для некоторых это станет образом жизни.

                              Формы самообразования:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):

  • в рамках курсовой подготовки
  • с использованием дистанционных технологий

3) групповая самообразовательная работа:

  • работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)
  • проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений

4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

  • средств массовой информации,
  • библиотек, музеев,
  • исследований, экспериментов,
  • осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности,
  • формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.).

Процесс самообразования требует от педагога постоянно:

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы;
  • Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом;
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности; 
  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики;
  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;
  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Для наибольших успехов в процессе самообразования необходимо использовать следующие виды деятельности:

  • Чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • Посещение семинаров, конференций, уроков коллег;
  • Дискуссии, совещания, обмен опыта с коллегами;
  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации; 
  • Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
  • Изучение информационно-компьютерных технологий;
  • Обзор в Интернете информации по теме;
  • Размещение своих разработок на сайтах в Интернете и печатных изданиях;

        С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Напомним, что цель и в этом случае остается прежней – «Повышение эффективности обучения». 
Конечно, самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является размещение материалов в Интернете. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших учительских комнатах и не имеет выхода на широкую учительскую общественность. Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

                                                      Заключение:

        Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО - НРАВСТВЕННОМ САМОВОСПИТАНИИ ПЕДАГОГОВ ДОУ

В процессе методической работы со специалистами ДОУ ведущая роль отводится развитию у них потребности в профессионально-нравственном самовоспитании. Именно эта потребность является начальным побуждени...

Тема самообразования: «Профессиональное развитие педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта»

ФИО педагога Перемитина Марина ВячеславовнаНа период с 01.10.2017 по 01.05.2018 годаАнализ проблем профессионально – педагогической деятельности:- отсутствие квалифицированных кадров для реализации пр...

Тема самообразования "Речевой этикет педагога в общении с родителями воспитанников"

Педагог — «речевая» профессия: именно в коммуникационной деятельности в конечном счёте реализуются научность, проблемность, последовательность, природо- и культуросообразность, други...

план по самообразованию "Эмоциональное выгорание педагога"2019-2020 уч.г

проблема актуальна для профессии педагога в любое время и меры решения...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...