План по самообразованию "Профессиональная компетентность педагогов ДОУ в условиях ФГОС"
методическая разработка на тему
План по самообразованию старшего воспитателя ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.doc | 75.5 КБ |
plan_samoobrazovaniya.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
на 2016– 2017учебный год
Старшего воспитателя
Рыжих Натальи Викторовны
тема:
«Профессиональная компетентность педагогов ДОУ в условиях ФГОС»
Современное дошкольное общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "Образование для всех, образование через всю жизнь": Коренным образом изменились требования к педагогам – дошкольникам. Современный воспитатель - это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Способный отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- Обладить высокой профессиональной компетенцией.
- Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условии информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, заочное обучение, дистанционное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары , интернет - семинары и т.д. Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Имея многолетний опыт работы с педагогами, я пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот то наиболее верное решение, тот жизненный принцип современного человека, который поможет идти «в ногу со временем». Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, я попыталась их структурировать и применить в работе с педагогами.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.
План самообразования на тему:
«Профессиональная компетентность педагогов ДОУ в условиях ФГОС»
Цель:
Систематизировать методическую работу в ДОУ по самообразованию, поиск эффективных путей и стремлений к совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов, обеспечивающую развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Задачи:
- Совершенствовать аналитические умения педагогов, поддерживая интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
- Способствовать организации раскрытию творческого потенциала педагогов, их научно-методической деятельности.
- Создавать условия выхода педагогов на уровень активного саморазвития.
- Поиск эффективных путей и стремлений к самосовершенствованию.
- Ориентироваться в вариативном образовательном пространстве.
- Грамотно отбирать технологии и методики, способствующие решению задач развития детей.
Этапы реализации | Содержание работы | Форма методической работы с педагогическими кадрами | Предполагаемый результат |
Подготовительный этап: сентябрь-октябрь 2016-2017гг. | 1.Изучение научно-методической литературы. 2. Изучение и анализ уровня профессиональной компетенции педагогов. | Оформление информационных материалов по проблеме, анкетирование, использование диагностических карт, мониторинг пед.кадров: «Оценка профкомпетентности педагога ДОУ» | Выявить трудности в работе педагогов |
Основной этап: ноябрь 2016 – апрель 2017гг. | Совершенствование и нарабатывание аналитических и инновационных умений и методов работы по самообразованию. Развитие рефлексивных способностей педагогов и способностей изучать и выбирать педагогические технологии, соответствующие образовательным задачам ДОУ. | Посещение семинаров, конференций, занятий коллег | Трасформация передового опыта, |
Проектировочные семинары, педагогические гостиные, круглые столы | повышение профессионализма через изучение опыта работы коллег | ||
Самостоятельное изучение новинок методической литературы | Повышение профессионализма педагога через самостоятельную работу с литературой | ||
Работа в малых творческих группах с презентацией педагогических достижений | Мотивация к освоению новых методик и технологий | ||
Использование Интернет- сайта | Повышение новой информации | ||
Заключительный этап: май 2017г | Овладение педагогами навыками самостоятельной работы, развитие самооценки профессиональных качеств. Обобщение опыта работы по самообразованию. | Система мониторинга по вопросам самообразования | Отслеживание эффективности самообразования педагогов |
План мероприятий
№ | Мероприятие | Срок | Ожидаемый результат |
1 этап | 1. Анкетирование педагогов “Оценка реализации потребностей педагогов в развитии” | Сентябрь | Определить стадии развития педагогов: Активно реализуют свои потребности в саморазвитии, Отсутствует сложившаяся система развития, Стадия остановившегося развития. |
2. Анкетирование педагогов “Выявление факторов стимулирующих и препятствующих развитию педагогов” | Сентябрь | Выявить способности педагогов к самообразованию | |
3.Анкетирование педагогов “Степень владения навыками самостоятельной работы” | Октябрь | Оценить уровень владения необходимыми навыками самостоятельной работы | |
Разработка памятки по самообразованию | Октябрь | Организация последовательной системной работы по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов ДОУ по самообразованию. | |
2 этап | Составление педагогами плана по самообразованию | Октябрь | Направить работу педагогов на получение профессиональных достижений. |
Оформление памяток по работе с методической литературой, подготовка докладов, выступлений, памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению» | Ноябрь | Совершенствовать умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.) | |
Разработка рекомендаций “Исследовательская работа педагога как условие совершенствования профессиональной деятельности” | Ноябрь | Умение выделять главные, ключевые понятия в информационном материале, формулирование темы, целей и задач. | |
Консультация на тему: «Современные представления о профессиональной компетентности» | Декабрь | Способствовать современному пониманию педагогов о профессиональной компетенции | |
Практическое занятие “Деловая игра “Аукцион идей” | Январь | Закрепить умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой. | |
Самоанализ педагогов по итогам работы за 1 полугодие, год | Январь май | Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, составлять прогноз на будущее. | |
Оформление инновационного банка | Февраль | Анализ текущей обстановки в детском саду, составление прогноза развития. | |
Алгоритм работы над темой самообразования. Презентация на тему: « Профессиональная компетентность специалиста дошкольного образования в условиях ФГОС» | По плану ДОУ в течение года | Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов. | |
Участие педагогов в работе консультационного центра для родителей. Выпуск тематических газет | В течение года | Пополнить копилку знаний педагогов эффективными, приоритетными приемами работы с родителями. | |
Участие педагогов в мероприятиях городских творческих объединений | В течение года по плану | Развитие потребности в постоянном пополнении педагогических знаний. | |
Изучение нормативно-правовых документов | В течение года по плану ДОУ | Повышение уровня теоретической подготовки педагогов. | |
Повышение уровня профессиональной информированности педагогов: обзор новинок методической и научной литературы (при участии педагогов) | Ежемесячно | Самостоятельное систематическое ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики. | |
3 этап | Семинар - практикум: «Организация работы творческой группы в ДОУ» Содержание работы по самообразованию | Май | Помочь педагогам в организации работы творческой группы Формирование общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошкольного образования в целом. |
Консультация на тему: «Ценностные отношения и профессионально-личностные качества педагога | Май | Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками. | |
Подведение итогов работы, оценка результатов, оформление методических пособий, программ | Май | Развитие потребности педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний. |
Прогнозируемые результаты
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Результаты самообразования педагогов:
• разработаны методические пособия, программы, сценарии;
• разработаны дидактические материалы, тесты, наглядность, игры и пособия;
• разработаны и проведены открытые занятия по собственным, авторским технологиям;
• выступление педагогов по итогам работы и обмену опытом;
• составление картотек по проблеме;
•советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
• составлены перспективные планы работы с детьми;
• организованы выставки работ детей и педагога по теме самообразования;
• повышение качества ЗУНа у детей
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
на 2016– 2017учебный год
Старшего воспитателя
Рыжих Натальи Викторовны
тема:
«Профессиональная компетентность педагогов ДОУ в условиях ФГОС»
Современное дошкольное общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "Образование для всех, образование через всю жизнь": Коренным образом изменились требования к педагогам – дошкольникам. Современный воспитатель - это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Способный отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- Обладить высокой профессиональной компетенцией.
- Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условии информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, заочное обучение, дистанционное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары , интернет - семинары и т.д. Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Имея многолетний опыт работы с педагогами, я пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот то наиболее верное решение, тот жизненный принцип современного человека, который поможет идти «в ногу со временем». Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, я попыталась их структурировать и применить в работе с педагогами.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.
План самообразования на тему:
«Профессиональная компетентность педагогов ДОУ в условиях ФГОС»
Цель:
Систематизировать методическую работу в ДОУ по самообразованию, поиск эффективных путей и стремлений к совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов, обеспечивающую развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Задачи:
- Совершенствовать аналитические умения педагогов, поддерживая интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
- Способствовать организации раскрытию творческого потенциала педагогов, их научно-методической деятельности.
- Создавать условия выхода педагогов на уровень активного саморазвития.
- Поиск эффективных путей и стремлений к самосовершенствованию.
- Ориентироваться в вариативном образовательном пространстве.
- Грамотно отбирать технологии и методики, способствующие решению задач развития детей.
Этапы реализации | Содержание работы | Форма методической работы с педагогическими кадрами | Предполагаемый результат |
Подготовительный этап: сентябрь-октябрь 2016-2017гг. | 1.Изучение научно-методической литературы. 2. Изучение и анализ уровня профессиональной компетенции педагогов. | Оформление информационных материалов по проблеме, анкетирование, использование диагностических карт, мониторинг пед.кадров: «Оценка профкомпетентности педагога ДОУ» | Выявить трудности в работе педагогов |
Основной этап: ноябрь 2016 – апрель 2017гг. | Совершенствование и нарабатывание аналитических и инновационных умений и методов работы по самообразованию. Развитие рефлексивных способностей педагогов и способностей изучать и выбирать педагогические технологии, соответствующие образовательным задачам ДОУ. | Посещение семинаров, конференций, занятий коллег | Трасформация передового опыта, |
Проектировочные семинары, педагогические гостиные, круглые столы | повышение профессионализма через изучение опыта работы коллег | ||
Самостоятельное изучение новинок методической литературы | Повышение профессионализма педагога через самостоятельную работу с литературой | ||
Работа в малых творческих группах с презентацией педагогических достижений | Мотивация к освоению новых методик и технологий | ||
Использование Интернет- сайта | Повышение новой информации | ||
Заключительный этап: май 2017г | Овладение педагогами навыками самостоятельной работы, развитие самооценки профессиональных качеств. Обобщение опыта работы по самообразованию. | Система мониторинга по вопросам самообразования | Отслеживание эффективности самообразования педагогов |
План мероприятий
№ | Мероприятие | Срок | Ожидаемый результат |
1 этап | 1. Анкетирование педагогов “Оценка реализации потребностей педагогов в развитии” | Сентябрь | Определить стадии развития педагогов: Активно реализуют свои потребности в саморазвитии, Отсутствует сложившаяся система развития, Стадия остановившегося развития. |
2. Анкетирование педагогов “Выявление факторов стимулирующих и препятствующих развитию педагогов” | Сентябрь | Выявить способности педагогов к самообразованию | |
3.Анкетирование педагогов “Степень владения навыками самостоятельной работы” | Октябрь | Оценить уровень владения необходимыми навыками самостоятельной работы | |
Разработка памятки по самообразованию | Октябрь | Организация последовательной системной работы по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов ДОУ по самообразованию. | |
2 этап | Составление педагогами плана по самообразованию | Октябрь | Направить работу педагогов на получение профессиональных достижений. |
Оформление памяток по работе с методической литературой, подготовка докладов, выступлений, памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению» | Ноябрь | Совершенствовать умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.) | |
Разработка рекомендаций “Исследовательская работа педагога как условие совершенствования профессиональной деятельности” | Ноябрь | Умение выделять главные, ключевые понятия в информационном материале, формулирование темы, целей и задач. | |
Консультация на тему: «Современные представления о профессиональной компетентности» | Декабрь | Способствовать современному пониманию педагогов о профессиональной компетенции | |
Практическое занятие “Деловая игра “Аукцион идей” | Январь | Закрепить умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой. | |
Самоанализ педагогов по итогам работы за 1 полугодие, год | Январь май | Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, составлять прогноз на будущее. | |
Оформление инновационного банка | Февраль | Анализ текущей обстановки в детском саду, составление прогноза развития. | |
Алгоритм работы над темой самообразования. Презентация на тему: « Профессиональная компетентность специалиста дошкольного образования в условиях ФГОС» | По плану ДОУ в течение года | Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов. | |
Участие педагогов в работе консультационного центра для родителей. Выпуск тематических газет | В течение года | Пополнить копилку знаний педагогов эффективными, приоритетными приемами работы с родителями. | |
Участие педагогов в мероприятиях городских творческих объединений | В течение года по плану | Развитие потребности в постоянном пополнении педагогических знаний. | |
Изучение нормативно-правовых документов | В течение года по плану ДОУ | Повышение уровня теоретической подготовки педагогов. | |
Повышение уровня профессиональной информированности педагогов: обзор новинок методической и научной литературы (при участии педагогов) | Ежемесячно | Самостоятельное систематическое ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики. | |
3 этап | Семинар - практикум: «Организация работы творческой группы в ДОУ» Содержание работы по самообразованию | Май | Помочь педагогам в организации работы творческой группы Формирование общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошкольного образования в целом. |
Консультация на тему: «Ценностные отношения и профессионально-личностные качества педагога | Май | Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками. | |
Подведение итогов работы, оценка результатов, оформление методических пособий, программ | Май | Развитие потребности педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний. |
Прогнозируемые результаты
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Результаты самообразования педагогов:
• разработаны методические пособия, программы, сценарии;
• разработаны дидактические материалы, тесты, наглядность, игры и пособия;
• разработаны и проведены открытые занятия по собственным, авторским технологиям;
• выступление педагогов по итогам работы и обмену опытом;
• составление картотек по проблеме;
•советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
• составлены перспективные планы работы с детьми;
• организованы выставки работ детей и педагога по теме самообразования;
• повышение качества ЗУНа у детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС."
Данный материал может быть использован заведующими для работы с кадрами, в качесте косультации при подготовке к педагогическим советам и т.д....
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДО В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п. п. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, н...
Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС
Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС...
Инструментарий для оценивания уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС
Инструментарий для оценивания уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС
Основные составляющие и пути развития профессиональной компетентности педагога ДОУ...
Требования к профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО
Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностны...
Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях внедрения ФГОС
Качественное повышение уровня профессионализма педагога...