УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО - НРАВСТВЕННОМ САМОВОСПИТАНИИ ПЕДАГОГОВ ДОУ
статья по теме

Широкова Людмила Ивановна

В процессе методической работы со специалистами ДОУ ведущая роль отводится развитию у них потребности в профессионально-нравственном самовоспитании. Именно эта потребность является начальным побуждением к деятельности, движущей силой, которая стиму­лирует развитие личности педагога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_formirovaniya_p_v_pn_smv.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО - НРАВСТВЕННОМ САМОВОСПИТАНИИ ПЕДАГОГОВ ДОУ.

(из опыта работы)

         В настоящее время остро стоит вопрос профессионального самовоспитания специалистов. Современные требования, предъявляемые к профессиональной компетентности педагога, его практической подготовленности, предполагают не только владение системой профессиональных знаний, умений и навыков, но и богатый внутренний потенциал, обладание достаточно высоким уровнем как общей, так и профессионально-нравственной культурой, наличие потребности в профессионально- нравственном самовоспитании и умение ее реализовать. Без этого невозможен эффективный творческий труд педагога.

Профессионально-нравственная деятельность педагога подразумевает постоянный процесс профессионально-нравственного воспитания, который осуществляется как внутреннее самовоспитание личности относительно требований, предъявляемых к нему со стороны общества и системой потребностей, отражающей его внутреннюю сущность [2].

Поэтому в процессе методической работы со специалистами ДОУ ведущая роль отводится развитию у них потребности в профессионально-нравственном самовоспитании. Именно эта потребность является начальным побуждением к деятельности, движущей силой, которая стимулирует развитие личности педагога. В процессе методического сопровождения это, возможно, прежде всего, в том случае, если сосредоточены усилия на создание условий педагогам для формирования и развития данной потребности.

В первую очередь речь идет о высоком уровне методологической подготовки педагога, о подготовке его к постоянному развитию своей нравственной культуры, о развитии способности к широкому и глубокому социально-педагогическому мышлению и творчеству.

         Проблему профессионально-нравственного самовоспитания разрабатывали многие педагоги и психологи прошлого и настоящего. Анализ психолого - педагогической литературы показывает, что большинство исследований по проблеме самовоспитания касается школьников. Это работы таких ученых, как: Гришин Д.М., Рувинский Л.И., Селиванов В.И. Особенности самовоспитания старших школьников находят отражение в исследованиях Беловой М.К., Иващенко А.В., Ковалева А.В., Ковалевой М.М., Полетаевой В.А. и других.

Работы, в которых раскрываются отдельные вопросы самовоспитания  студентов: теоретико-методические основы  формирования  личности  педагога  в  системе  педагогического  образования  раскрывается  в  работах      О.А. Абдулиной,  С.И. Архангельского,  З.И. Васильевой, Г.Н. Волкова, В.С. Ильина,  И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина; проблема развития нравственных чувств, нравственной позиции и поведения педагога широко раскрыта в работах А.С. Алексеевой, Г.В.Луниной, В.В. Марковой, О.М. Потаповской, Л.В. Суровой. Формирование ценностных ориентаций у будущих педагогов рассматривается в работах А.В. Блиновой, В.В. Богатова, А.И. Щербаковой. Проблему организации и руководства самовоспитанием студентов раскрыли С.Б. Кабанов, З.С. Сепчева.

Вопросы же самовоспитания педагогов дошкольного образования не привлекали к себе должного внимания.

В современной отечественной педагогике самовоспитание педагогов рассматривается как одно из наиболее важных направлений личностного совершенствования человека с целью достижения им собственных ценностных, жизненных ориентиров [4].

Самовоспитание представляет собой одно из непременных условий всестороннего развития личности, как естественное проявление сущности человека, которому в силу его природы присуще стремление к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию. Реализуя возможности самовоспитания, человек приобретает большую активность, целеустремленность, устойчивость к воздействию различных факторов педагогической деятельности [3].

Процесс профессионально - нравственного самовоспитания педагога осуществляется как  внутреннее саморазвитие личности относительно требований, предъявляемых к нему со стороны общества, отраженных в ФГТ, и системы потребностей, отражающей его внутреннюю сущность.

             Потребность в профессионально-нравственном самовоспитании представляет собой сложный психолого-педагогический феномен. Она является ядром ценностной и мотивационно - потребностной сферы педагога и его деятельности. Целенаправленное воздействие на её формирование предполагает дифференциацию потребности и определение её доминант на разных этапах подготовки специалиста.

           Самовоспитание – педагогически управляемый процесс. Для возникновения и развития потребности в профессионально – нравственном самовоспитании необходимо соблюдение ряда условий.

С.Б. Елканов предлагает:

  1.  Осознание своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания.
  2. Овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой специалист хочет добиться успеха.
  3. Составление программы самовоспитания.
  4. Организация самовоспитания в избранной деятельности.
  5. Включение самовоспитания в целостный процесс формирования личности [1].

        В ходе исследования по изучению уровня развития профессионально –нравственных потребностей , которое проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 60 г. Белгорода,  нами были выделены такие условия, как:

  1. Личностная установка на профессионально-нравственное самовоспитание.
  2. Развивающая среда, стимулирующая педагогов к активному профессионально-нравственному самовоспитанию.
  3. Педагогическая поддержка и руководство методистом профессионально-нравственное самовоспитание педагогов.
  4. Самостоятельная активная деятельность педагогов по реализации потребности в профессионально- нравственном самовоспитании.

              Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Самовоспитание как систематическая планомерная работа над собой является  важным  средством   подкрепления  и дополнения воспитания и обучения. Благодаря  самовоспитанию сфера развития личности расширяется. Самовоспитание подготавливается как внешними условиями жизни, так и воспитанием. Необходим известный уровень развития личности, чтобы потребность в профессионально- нравственном самовоспитании возникла и работа над coбoй эффективно совершалась.

             Самовоспитание педагогов требует поддержки и помощи со стороны администрации ДОУ.   Методист  должен постоянно побуждать педагогов к самовоспитанию, для того чтобы их работа над собой носила глубоко осмысленный и планомерный характер. Формирование у каждого педагога потребности в самовоспитании и руководство ее удовлетворением являются обязательным звеном в системе работы каждого методиста.  

        Потребность в профессионально- нравственном самовоспитании имеет место только при определенном уровне морально - психологической зрелости личности. По мере развития личности возникает эта потребность, она начинает играть все большую роль, выступает отчетливее и эффективнее.

Литература:

  1. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. - М. Просвещение, 1989.
  2. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. - Мн.: Высш. школа, 1986.
  3. Маралов Б.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  4. Маркова В.В. Формирование потребности в профессионально-нравственном самосовершенствовании педагога// Педагогическое образование и наука. - 2004. - № 5., с. 53-59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...

Участие психолого- педагогической службы в формировании профессионально - нравственной культуры педагога

В наше время педагог должен принять нравственные установки, ценности, мотивацию, как основания для собственного внутреннего развития, активно включаться в новые профессионально - нравственные отношени...

Методическая разработка "Использование интерактивных форм и методов в методической работе для формирование у педагогов потребности в профессиональном саморазвитии"

Методическая разработка включает в себя теоретическое обоснование и практическое использования интерактивных форм и методов в работе с педагогами ДОУ. В методической разработке представлен подробный ...

Методический час как средство формирования потребности профессионального совершенствования педагогов

Методический час как средство формирования потребности профессионального совершенствования педагогов...

Методический час как средство формирования потребности профессионального совершенствования педагогов

Методический час как средство формирования потребности профессионального совершенствования педагогов...

Организация методической работы в ДОУ как условие введения ФГОС ДО, профессионально-личностный рост педагогов ДОУ

Участие во всероссийской конференции 14 мая 2015 г  с докладом в г.Кызыл Республика Тыва: Организация методической работы в ДОУ как условие введения ФГОС ДО, профессионально-личностный рост педаг...