Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий в работе с молодыми педагогами в ДОУ»
методическая разработка
Уважаемые педагоги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по использованию инновационных технологий: теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и детской цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандия".Эти технологии дают возможность развить у детей нестандартное мышление, познавательные процессы и интерес ко всему неизведанному. С уважением, Светлана Викторовна.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Использование инновационных технологий в работе с молодыми педагогами в ДОУ»
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Константинова Светлана Викторовна, старший воспитатель МАДОУ 17 Огонек представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Использование инновационных технологий в работе с молодыми педагогами в ДОУ».
Слайд 2
На сегодняшний день главной проблемой ДОУ является низкая мотивация молодых педагогов. Одной из ключевых причин существования этой негативной ситуации, на наш взгляд, является недостаточное использование в образовательном процессе современных инновационных образовательных технологий. Рассматривая проблему формирования профессиональной компетентности молодых педагогов, мы предложили пути решения данной проблемы посредством реализации таких технологий как:
- технология решения изобретательских задач (ТРИЗ);
- исследовательский метод в обучении, т.е. использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия".
Слайд 3 Задачи, которые мы поставили для себя, представлены на слайде.
На сегодняшний день на базе МАДОУ № 17 «Огонёк» с октября по декабрь 2020года реализован проект «Инновационные формы работы с молодыми педагогами в ДОУ», но работа в данном направлении продолжается – в декабре 2020 года был выигран грант компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» по теме «Любознайки в стране Наурандии», который закончит свою реализацию в июне 2021 г.
Слайд 4, Обучение педагогов проходило посредством проведения различных форм обучения: консультаций,
Слайд 5 - семинаров-практикумов,
Слайд 6 - мастер-классов,
Слайд 7- диссеминации педагогического опыта на
Слайд 8 - методическом объединении воспитателей ДОУ города Южно-Сахалинска.
Слайд 9. Девиз нашего мастер-класса вы видите на экране
В век цифровых технологий, дошкольное образование не может обойтись без использования компьютерных технологий, поэтому применение цифровой лаборатории «Наураша» является инновационной технологией, с которой я сегодня вас хочу познакомить.
Слайд 10. заставка Наураши
Лаборатория представляет собой компьютерную программу, главным героем которой является мальчик Наураша, маленький учёный, исследователь, помощник педагогов и друг детей, увлечённый желанием познавать мир. Наураша «переносит» детей в удивительную страну Наурандию, цифровую лабораторию, где с помощью датчика «Божья коровка» дети проводят исследования, узнают и чувствуют то, что нельзя увидеть глазами.
Слайд 11. ЛАБОРАТОРИЯ. (выставляю 2-3 лаборатории)
Наша лаборатория представлена восемью модулями: «Температура», «Кислотность», «Электричество»,
«Магнитное поле», «Свет», «Звук», «Пульс», «Сила».
Состав каждого модуля индивидуален. Перечень необходимого оборудования и материалов представлен в пособии, находящимся в комплекте (показ книги), где прописаны и все задания.
Слайд 12. комплектация
В каждом цифровом модуле есть свой определённый набор оборудования и инструментов, т.е. всё необходимое для работы готово, ничего не надо искать и придумывать самостоятельно.
Измерения и опыты, заложенные в компьютерной программе обеспечены необходимым оборудованием в цифровых модулях.
Слайд 13. Практическая часть
Уважаемые коллеги, я приглашаю вас в удивительный мир научных открытий и предлагаю поработать в лаборатории Кислотность.
Задание №1
Приглашаются 2 педагога.
Как можно определить вкус фруктов?
-Можно ли измерить кислоту фруктов прибором?
СЛАЙД 14. 2-я часть эксперимента -работа с 2 педагогами
- Загружаем программу
- Открываем модуль кислотность.
- Выбираем настройку заданий.
- Определяем задачи исследования.
- Познакомиться с понятием «кислота»
- Научиться измерять кислотность разных продуктов
Внимание! Перед проведением каждого измерения необходимо промыть датчик в чистой воде
Внимание! Начинать измерения необходимо после того, как Наураша закончит формулировать задание.
Для измерения кислотности существует ШКАЛА измерения кислотности. (Показать изображение шкалы). Значение кислотности измеряется по шкале от 1 до 14. Чем ниже значение, тем выше показатель кислотности. Середина шкалы (7) нейтральное значение.
1. ЯБЛОЧНЫЙ СОК — Налить яблочный сок в стакан с зелёной наклейкой.
- Произвести измерение.
- Кислота есть и в нашем желудке (КАКАЯ?) (соляная кислота), если её в желудке очень много, то человек испытывает дискомфорт, неприятные ощущения и даже боль.
2. ЛИМОННЫЙ СОК — Налить лимонный сок в стакан с жёлтой наклейкой. (работа с 2 педагогами, вызвать других педагогов)
- Произвести измерения.
- какой сок самый кислый, согласно проведённым измерениям? (Лимонный)
3. ЧИСТАЯ ВОДА (работа с 2 педагогами, вызвать других педагогов — Налить воду в стакан с белой наклейкой.
- Произвести измерения. (Вызывается один педагог).
ВЫВОД: Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде.
Благодаря такому оборудованию, мы наглядно знакомим детей: что такое кислота? и её наличие в разных продуктах
Остальные лаборатории также интересны детям и расширяют их кругозор в познании физических качеств предметов.
Следующая инновационная технология – это ТРИЗ
Слайд 15. ТРИЗ
Целью использования технологии ТРИЗ в детском саду является не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Задачи представлены на слайде.
В процессе знакомства педагогов с ТРИЗ-технологией были использованы:
Слайд 16, 17 - Круги Луллия,
Слайд 18 - Системный анализ (системный оператор),
Слайд 19- Математические тренажёры, Мнемотаблицы и алгоритмы,
Слайд 20 – Коллаж из сказок, Метод каталога, Шесть волшебников, и др.игры
Слайд 21 Практическая часть игра со сказками!!! Раздать 2-3 пары сказок.
Знакомство педагогов с инновациями позволило повысить рост профессионального мастерства молодых педагогов, сформировать способность к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность.
Слайд 22. Рефлексия со смайликами
По окончанию вашей работы, я попрошу Вас сделать вывод о проделанной работе:
Считаете ли вы такие методы работы эффективными?
Будет ли вам полезна та информация, которую вы узнали?
Хотелось бы вам внести подобные методы в вашу работу с детьми?
Оцените наш мастер-класс одним из смайликов!
Слайд 23. Спасибо коллеги за вашу работу и отзывы о ней. В свою очередь, хочу сказать, что для меня данная программа интересна. Все опыты и исследования адаптированы для детского возраста, они могут самостоятельно делать выводы по итогам своей работы. Занятия с использованием Цифровой лаборатории и методами ТРИЗ способствуют развитию познавательного интереса дошкольников.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Праздник «Наураши»
Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся с вами в страну знаний и экспериментов.
Давайте дружно встанем в круг и возьмем друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук?
Вы пришли к нам в добрый час.
Мне приятно видеть вас.
Будем вместе мы играть.
Экспериментировать и рассуждать.
Но сначала, но сначала.
Нужно что то нам сказать.
Здравствуйте.
Дети: Здравствуйте!
Появляется Наруша
Наураша: Здравствуйте ребята! Вот мы снова с вами и встретились. Вы находитесь у меня в гостях в цифровой лаборатории Наураша и здесь вы станете экспериментаторами.
Только для начала запомним правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
• вставать с места.
• трогать оборудование и приборы.
• засовывать что-либо в нос, рот, уши
Ведущий: Наураша приготовил для вас интересные задания
О чем будет наше первое задание вы узнаете, отгадав загадку:
К дальним сёлам, городам,
Что идет по проводам
Светлое величество!
Это
Дети: Электричество
Ведущий: Ребята, если я отключу ноутбук от розетки, он все равно продолжает работать…. И телефон тоже работает….(Почему как вы думаете?)
Ответы детей
Наураша: А все потому, что в этих приборах есть батарейки, в которых ток живет и хранится. Итак, батарейка – это источник электрического тока.
Наураша: А где живет электрический ток?
Ответы детей
Наураша: Вы знаете, откуда он приходит в ваш дом?
Ответы детей
Ведущий: Лампочка предмет простой, Висит себе и светит. Но что бы было, милый мой, Не будь её на свете? Солнце село за холмом. И в домах темным-темно. Ни журналы полистать. Ни в игрушки поиграть. Остаётся только спать, Или голову ломать, Лампочку изобретать.
Наураша: Почему горит лампочка?
Ответы детей
Наураша: Ребята, мы с вами находимся в лаборатории и сейчас узнаем какие предметы могут выдавать ток, электричество. Давайте проверим это на яблоке. Приглашаю детей с каждой группы за столы. Я буду помогать как правильно определить ток в предметах.
Дети проводят опыт с яблоком.
Ведущий: А что еще ты можешь нам предложить?
Наураша: Я предлагаю нам узнать есть ли электричество в лимоне!
Дети проводят опыт с лимоном.
Наураша: Ну, что ж пойдемте дальше.
А чтоб нам энергии хватило и чтоб бодрее стать — предлагаю в игру поиграть.
Физкультминутка:
Ток бежит по проводам (дети касаются плеча соседа слева)
Свет несет в квартиру нам (поднимают руки над головой)
Чтоб работали приборы, (прыгают на месте)
Холодильник, мониторы (повороты вправо, влево)
Кофемолки, пылесос
Ток энергию принес. (хлопают в ладоши)
Наураша: Ребята, где мы нашли электричество?
Ведущий: Классно, ребята, зарядились энергией!
Ведущий: Наураша, а что еще интересного можешь показать?
Наураша: Ребята, для чего нужны батарейки? А кт знает какие есть полюса у батарейки? На одном конце плюс, на другом минус, их нельзя перепутать. Мы сейчас измерим электричество в трех батарейках. Давайте попробуем это сделать.
Дети проводят опыт с тремя батарейками.
Наураша: А сейчас мы исследуем картофель и узнаем есть ли электричество в нем.
Дети проводят опыт с картофелем.
Наураша: Молодцы ребята! Где мы нашли электричество? Какие есть полюса у батарейки?
Наураша: Но в моей лаборатории множество лабораторий. Сейчас мы узнаем, что такое сила и проверим насколько вы сильные.
(Программа Наураша говорит, что такое сила)
1 опыт. В первом нашем опыте мы будем измерять силу нашей руки. Нужно ударить по груше как можно сильно.
2 опыт. Во втором опыте мы с вами измерим свой вес. Для этого нужно положить дощечку на грушу и сесть на нее.
3 опыт. В третьем опыте мы проверим как вес машин влияет на асфальт. Для этого надо положить на грушу дощечку и проехать машиной по дощечке.
Наураша: Какие сильные ребята.
Наураша: Ребята, давайте отдохнем. Встаньте в круг. Игра называется «Бывает – не бывает». Я задаю вам вопрос, если такое бывает, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.
•Воздух бывает теплый? (Бывает).
• Воздух бывает чистый? (Бывает).
• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
• Воздух бывает легкий? (Бывает).
• Воздух бывает грязный? (Бывает).
• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
• Воздух бывает холодный? (Бывает).
• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
Наураша: Вот мы отдохнули и перейдем к новым опытам..
Наураша: Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)
Наураша: Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы.
Наураша: И для вас у меня первая загадка: чего в этом зале очень много, но мы этого не видим? (Дети отвечают)
Наураша: Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть отгадку. (детям раздаются пакеты)
1. Детям предлагается надуть пакет.
-Что мы видим?
Ответы детей.
-Откуда берется этот воздух?
Ответы детей
-Какого цвета воздух?
Ответы детей.
-Можно ли услышать воздух?
Ответы детей.
2. Наураша надувает шарик, а затем выпускает воздух из шарика через щель так, чтобы получился звук.
Ведущий: Что мы слышим?
Ответы детей.
Воспитатель: Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух?
Ответы детей.
3.Ведущий: А чем пахнет воздух в этом пакете? (2 Пакета с апельсинами)
Ответы детей.
Ведущий: Значит, что лежит в этом пакете?
Ответы детей. (Открываю пакет, в нем лежат апельсиновые корки).
Ведущий: Апельсина в пакете нет, хотя, наверное, раньше и был.
Наураша: А сейчас мы с вами еще проведем эксперимент. Но а с чем мы познакомимся, вы узнаете через загадки.
В море я всегда солена,
А в реке я пресная.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
(Вода.)
Чего в гору не вкатишь
В решете не унесешь,
В руках не удержишь.
(вода)
«Я и море, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода.)
4. Наураша достает два апельсина – один очищенный, другой с кожурой и бросает их в две банки с водой.)
Наураша: Смотрите, дети, что случилось с первым апельсином и со вторым?
Ответы детей.
Наураша: Чем можно объяснить то, что 1 апельсин тонет, а 2 нет? (Плавучесть зависит от воздуха, которого много в порах апельсиновой корки; этот эксперимент также подтверждает, что воздух легче воды). Раздать детям корочки , чтобы посмотреть, что там есть дырочки.
Наураша: А сейчас будет новый опыт, который нам покажут (Катя)
Для эксперимента понадобится стакан, краски, лист бумаги или картона.
Ход:
- наливаем в стакан воды, для красоты можно подкрасить красками
-накрываем стакан с водой куском бумаги или картона (как крышкой) и , придерживая рукой, медленно переворачиваем (лучше это делать над миской)
-убираем руку и вуаля, вода не выливается.
Все дело, конечно же, в атмосферном давлении, именно оно удерживает бумажную крышку и не дает воде вылиться.
Наука это здорово!
Мы здорово с вами поэкспериментировали и здорово с вами потанцуем.
Физминутка танец фиксиков
Рефлексия.
Ведущий: В гостях у кого вы сегодня были?
Наураша: Что интересного вы узнали?
Ведущий: Какие опыты мы ставили вместе с Наурашей?
Наураша: Молодци, ребята! Кем вы были в моей лаборатории? Я хочу вам сделать подарок, каждой группе дарю семена и каждому из вас мою эмблему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс " Внедрение в практику использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста "
Цель мастер-класса: создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогов и специалистов ДОУ (инструкторов по физической культуре, учителей – логопедов, воспитателей) в в...
Мастер класс для педагогов "Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста"
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного о...
Консультация для молодых педагогов "Использование КЕЙС-метода в работе с молодыми педагогами"
Консультация носит обучающий характер и нацелена на активное использование КЕЙС-метода в дошкольном образовании....
Мастер – класс для педагогов «Использование инновационных технологий в организации детского труда»
Распространение передового педагогического опыта по применению инновационных технологий в организации детского труда....
Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Повышение профессионального уровня педагогов;- формирования опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО....
Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий рисования в патриотическом воспитании дошкольников».
Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий рисования в патриотическом воспитании дошкольников».Цель: привлечь внимание и повысить компетентность педагого...
Мастер – класс для педагогов «Использование инновационных технологий в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников».
Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота...