Мастер - класс " Внедрение в практику использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста "
методическая разработка
Цель мастер-класса: создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогов и специалистов ДОУ (инструкторов по физической культуре, учителей – логопедов, воспитателей) в вопросах использования нетрадиционного оборудования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Внедрение в практику использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Автор: Инструктор по физической культуре
Курмашева Александра Сергеевна
Стоит ли говорить о том, как подвижны дети? Их неуемная энергия, любопытство, жажда всего нового и необычного неиссякаемы! Поэтому нужно направить эту энергию в правильное русло и сделать так, чтобы она работала на пользу физическому и интеллектуальному развитию ребенка.
Одно из важнейших чувств для малыша – чувство равновесия.
Благодаря нему он начинает сидеть, а потом и ходить, осваивать все более сложные навыки. Но речь идет не только о физиологической стороне вопроса. Чувство равновесия помогает улучшить силу воли, выносливость, закаляет характер, помогает обрести смелость и уверенность в себе. Равновесие – это надежность, защищенность и опора.
Регулярные занятия с использованием балансировочной подушки напоминают особую оздоровительную физкультуру. Они включают упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-моторной координации. Во время занятия ребенок должен, балансируя на подушке, удерживать положение своего тела и выполнять определенные задания. Эти задания постепенно становятся сложнее. В структуру занятия включаются упражнения с другими атрибутами: мячики, мешочки, верёвочки, гимнастические палки и т.д.
Как это работает?
Человеческий мозг состоит из двух полушарий, которые функционируют как два сетевых компьютера. Левое полушарие получает моторную и сенсорную информацию с правой стороны тела, а правое полушарие - с левой стороны тела. Когда мы объединяем две системы и ставим задачу развития гармонии и синхронности, первым шагом является достижение эффективного баланса между двумя сторонами мозга. Поскольку большинство психических процессов связаны с обеими сторонами мозга, проблемы интеграции между двумя полушариями могут привести к неэффективности мозговых процессов. Поскольку левое полушарие мозга контролирует движения на правой стороне тела, а правое полушарие мозга контролирует движения на левой стороне тела, человек может усовершенствовать интеграцию между двумя сторонами мозга посредством действий, связанных с обеими стороны его тела. Такие движения приводят две системы к балансу. Успешная интеграция между двумя сторонами мозга необходима для улучшения всех мозговых процессов.
Ощущение баланса важно на каждом этапе развития ребенка, особенно тогда, когда он начинает активно познавать окружающий мир, мечтает о первом велосипеде, коньках, роликах, хочет выплеснуть накопившуюся энергию, но не знает, как сделать это правильно.
Здесь на помощь приходит спорт. Но ребенок 4-5 лет, а иногда и старше, еще не готов сосредоточенно заниматься исключительно спортивными упражнениями, даже если они простые и легкие. Поэтому спорт нужно подавать как игру, тогда вас ждет успех.
Что важно учесть, занимаясь на балансировочных досках
- Техника безопасности
- Упражнения должны носить игровой характер, при этом, важна сосредоточенность и правильное выполнение.
- Не заниматься слишком долго, даже если малышу очень нравится (30 минут в день более чем достаточно в первые несколько месяцев).
- Не перегружайте детский организм, ничего не нужно делать через «не могу».
- Всегда подстраховывайте ребенка во время занятий.
- Стремитесь к тому, чтобы стоя на балансировочной подушке ребенок почувствовал себя настолько уверенным, что перестанет постоянно смотреть под ноги или хвататься за опору .
- Как и взрослым, перед началом упражнений детям нужен разогрев, разминка и растяжка.
- И главное: поддерживайте позитивный настрой!
Цель мастер-класса: создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогов и специалистов ДОУ (инструкторов по физической культуре, учителей – логопедов, воспитателей) в вопросах использования нетрадиционного оборудования.
Задачи мастер-класса:
- обобщение опыта работы педагогов и специалистов ДОУ по данной теме путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Ход мастер-класса:
Физкультурно-оздоровительная деятельность является одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ. В этом направлении мы стараемся идти в ногу со временем: используем новейшие здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста. Именно поэтому одним из способов реализации, мы выбрали внедрение и освоение инновационного нестандартного оборудования, а точнее балансировочные подушки в работе с детьми дошкольного возраста.
I Теоретическая часть:
Характеристика подушек:
Массажная балансировочная подушка представляет собой мягкую подушку в форме диска. Имеет два вида массажных поверхностей для интенсивного и мягкого массажа (показ).
Балансировочная подушка наполнена воздухом, давление которого легко регулируется с помощью игольчатого клапана.
Что дает нам применение данных тренажеров?
Сторона подушки, покрытая шипами, позволяет нам проводить массаж, самомассаж, обеспечивает тактильную стимуляцию, воздействует на нервные окончания, способствует притоку крови и профилактике плоскостопия.
Более мягкая сторона помогает развитию чувства равновесия, координации, силовых способностей ребенка.
Тренировка с их применением воздействует на весь организм, вовлекая в работу большое количество мышц. Прежде всего задействуется «мышечный корсет» (глубокие мышцы живота и спины), развивается поверхностная скелетная мускулатура. Выполнение упражнений на подушках способствует активизации вестибулярного аппарата, развитию способности ориентироваться в пространстве.
Безопасность. Балансировочная подушка произведена из высококачественной резины, имеет сертификат качества, лёгкая, мягкая. Диски изготовлены из экологически чистого полимерного материала, соответствует всем требованиям и нормам СанПиН.
Полифункциональность:
- профилактика плоскостопия;
- снаряд для ОРУ по одному, в парах;
- ориентир в эстафетах, играх;
- предмет для игр;
- средство для развития вестибулярного аппарата;
Виды деятельности:
Подвижные игры, релаксация, утренние гимнастики, кружковая оздоровительная работа, индивидуальная работа, физминутках, спортивных соревнованиях (как ориентир), релаксации, на физкультурных занятиях - балансировочные подушки можно использовать как в водной, основной или заключительной части.
Трансформируемость:
- как подставка для ног при сидении за столом,
- как подставка на стул при работе за столом для профилактики статической нагрузки позвоночника.
Доступность. 1. Исправность и сохранность обеспечивается надежностью и простотой в эксплуатации.
II Практическая часть
Для более подробного знакомства с данными тренажерами я предлагаю желающим их попробовать. Приглашаю коллег подойти ко мне и стать на подушки.
Комплекс ОРУ с балансировочными подушками. «В лесу».
Приложение
Упражнения на балансировочных досках для детей
Упражнение 1. Основа
Для того, чтобы усложнять тренировки и разнообразить их, малыш должен научиться самому главному: сохранять равновесие на доске, минимально используя страховку и поддержку, за счет только мышц своего тела. Поэтому начальное упражнение – это стойка на балансировочной подушке.
Исходное положение: стоя на полу.
- Взять ролик;
- Положить на пол у стены или другой опоры, до которой просто дотянуться;
- Встать у того края доски, который упирается в пол. Туловище и стопы повернуты по направлению вдоль доски;
- Поставить правую ногу поперек доски на ближний край;
- Взяться за опору для подстраховки левой рукой;
- Поставить так же левую ногу на другой конец доски, перенести на нее вес.
Время: 1-2 минуты. С каждым разом его можно увеличивать и стараться находить точку баланса, не придерживаясь за стену или другую опору.
Упражнение 2. Ходьба
Нужно постараться выполнить его без поддержки.
- Нужно положить ролик и доску, как и в предыдущем упражнении.
- После этого встать у опущенного на пол края доски, ноги вместе.
- Переставляя ноги рядом, необходимо пройтись вдоль доски до другого края, задержавшись на середине, чтобы почувствовать, как перекатывается валик под ступнями. Ребенок должен как можно дольше удерживать равновесие на середине доски, где расположен ролик, отклоняясь чуть вперед и назад.
Выполнить 5-7 таких проходов.
Упражнение 3. Черепашка
Оно помогает хорошо поработать с мышцами спины и плечей
- Для этого ребенку нужно лечь животом на баланс борд, ноги вытянуты прямо, носками касаются пола. Руки расставлены в стороны по бокам.
- Стараясь как можно меньше помогать себе руками, отталкиваясь от пола только пальцами ног и носочками, малыш должен поддерживать равновесие и положение доски, параллельное полу.
Время: 1-2 минуты, 4 подхода
Упражнение 4. Перевес
Оно научит ребенка сохранять равновесие, когда его собственный веc распределяется неравномерно и подготовит к более сложному этапу – стоять на балансировочной подушке на одной ноге.
- Нужно встать на балансировочную подушку и сохранять равновесие 1-2 минуты.
- Потом полностью перенести вес на одну ногу, при этом вторую не отрывать от поверхности деки.
- Удерживать равновесие еще 1 минуту, вернуться в исходное положение.
- То же самое проделать и для другой ноги.
Через месяц регулярных тренировок нужно пробовать отрывать ногу, с которой перенесен вес, от поверхности доски, с каждым разом увеличивая расстояние и время.
Количество подходов: 3-5
Упражнение 5. Мячик
Это усложненное упражнение, предназначенное для того, чтобы ребенок научился держать равновесие за счет работы мышц ног и балансирования тела, без помощи рук.
- Нужно взять в руки футбольный или баскетбольный мяч (для деток младшего возраста можно использовать небольшой игровой мячик).
- Встать на балансировочной, держа мячик обеими руками внизу.
- Сохранять равновесие 1 минуту.
- Медленно поднять мяч вверх над головой.
- Сохранять равновесие столько, сколько получается.
- Плавно опустить руки с мячом на уровень груди.
- Балансировать 1 минуту.
- Отвести руки с мячом максимально вправо, не меняя положение тела.
- Удерживать равновесие 30 секунд. Выполнить в другую сторону.
Выполнить 3 подхода.
Упражнение 7. Стойка на коленях
Это упражнение хорошо разрабатывает мышцы поясницы, т.к. равновесие поддерживается преимущественно за счет работы верхней части тела.
- Придерживаясь за опору, нужно встать на доску коленями, так же, как ребенок уже умеет это делать, становясь ступнями.
- При этом носки могут касаться пола или слегка в него упираться.
- Первые несколько тренировок можно использовать широко расставленные руки, чтобы лучше удерживать равновесие, но с каждой тренировкой нужно стараться держать их как можно ближе к телу и не помогать.
- Взрослый может поддерживать ребенка под локти, но избегайте того, чтобы малыш «висел» на руках.
Упражнение 8. Отжимания на балансировочной подушке
Отжимания позволяют разрабатывать спину, руки, плечи, выполняют функцию общего укрепления.
- Прежде, чем попробовать отжиматься на доске, ребенку стоит выполнить 5-7 отжиманий просто от пола, чтобы подготовить мышцы.
- Ролик должен размещаться четко по центру доски во время упражнения, руки стоят на деке на одинаковом расстоянии от центра, но не на самом краю, чтобы избежать травмы, если ладонь соскользнет.
Выполните 5 отжиманий, повторите 2-3 подхода.
В завершение
Балансировочная подушка – универсальный тренажер, который пригодится не только тем малышам, кто только начинает заниматься спортом, но и более профессиональным юным спортсменам.
Он незаменим для детей, которые занимаются в балетных, танцевальных, цирковых студиях, а также увлекаются скейтбордом, сноубордом, лыжами, конькобежным спортом и даже различными видами единоборств.
Простой, компактный и доступный тренажер не занимает много места, что позволяет использовать его в маленьких помещениях, в школьных спортзалах, в спортивных секциях, во время индивидуальных и групповых занятий.
Я надеюсь, вам понравилась игра, какие у вас ощущения от игры?
Прошу вас присаживайтесь. Для восстановления нашего дыхания проведем небольшую релаксацию.
Закройте глаза (тихо включить музыку), и представьте себе летний солнечный день. Улыбнитесь солнцу, почувствуйте, как его лучи скользят по вашему телу и наполняют его энергией. Чувствуете, как ваши мышцы расслабляются, и организм наполняется здоровьем. Открыли глаза и улыбнулись друг другу. Надеюсь, вам понравилось.
Каждое свое занятие с использованием подушки в работе с детьми я стараюсь, что бы они были как полезны, так и интересны. Выполнение начинаем от простых упражнений к сложным. Нашим ребятам такие занятия очень нравятся, и они с большим удовольствием занимаются и придумывают различные игры с использованием тренажеров.
Представленный вашему вниманию опыт предполагает трудоемкий процесс, работу не одного дня, серьезную предварительную работу, но результат оправдывает все наши ожидания и старания.
Сегодня я познакомила вас с использованием малых тренажеров. Мне было приятно с вами работать, вы отлично справились со своим заданием, со своей ролью.
Спасибо за сотрудничество. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)
В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы).
Выступление на родительском собрании...
Методическая разработка мастер-класса для педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Обыкновенное чудо»
Цель: осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий личностно-ориентированной направленности в контексте ФГОС ДО....
Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...
Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...
Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и нав...
Водное поло - как эффективная практика применения здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
Игры на воде для детей в любом возрасте - это радость, они любят прыгать, брызгаться, предпочитают делать те двигательные действия, которые они уже умеют. Занятия в водной среде способствуют закаливан...