Мастер – класс для педагогов «Использование инновационных технологий в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников».
методическая разработка
Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»
Мастер – класс
для педагогов
«Использование инновационных технологий в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников».
Подготовила:
Абдужамалова З.А.
Нижневартовск
Мастер – класс: «Использование инновационных технологий в гражданско- патриотическом воспитании»
Здравствуйте!
Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.
«Нет Земли лучше Родины своей,
Лучше, чем на Родине, нет людей»
- говорится в народной пословице. И это действительно так.
Нам педагогам необходимо научится интересно подходить к теме патриотизма, чтобы этот интерес появился в наших детях.
Прежде чем начать играть с вами, хотелось бы сказать вам: - «Вы все люди достойные, умные, но мудрецы говорят: - «Хочешь изменить мир – начни с себя».
Перед вами «Древо честности, древо жизни в моем городе». Я предлагаю сорвать с него по плоду и честно ответить хотя бы для себя на вопрос: «Когда в последний раз я…»
- испытывал гордость за свою страну;
- сделал что – то хорошее для своего родного города;
- испытывал гордость за свой народ;
- соблюдал обычаи своего народа;
- отстаивал честь своей Родины;
- был участником или свидетелем проявления милосердия и сострадания;
- радовался и смеялся от души на своей Земле;
- посадил дерево.
Вот мы с вами честно для себя признались, что мы действительно гордимся своей страной и что, только от нас зависит процветание нашей страны.
Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре
«Моя Родина - Россия».
Правила игры:
1. Принимать активное участие в игре.
2. Уметь слушать других.
3. Вырабатывать общее решение вопроса.
4. Соблюдать культуру речи и тактичность.
Ход игры:
Начинается Родина с памяти.
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых.
Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками,
Где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства,
С материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых,
Что учителю мы принесли.
Ведущий: А что такое Родина?
Тренинг на создание образа «Родина».
Я предлагаю всем встать в круг. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина»
(включается спокойная релаксационная музыка).
Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово).
Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «Родина», исходя из ваших образов.
А сейчас мы предлагаем вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что…».
Вывод: Даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.
Ведущий: - Я предлагаю всем участникам игры объединиться в две команды.
Откройте свои конверты и достаньте карточки, прочитайте текст и скажите название одного направления из трёх предложенных вариантов-ответов по патриотическому воспитанию дошкольников.
Модель патриотического воспитания в современных условиях
Направления:
Экологическое
Историко-краеведческое
Культурное
Ведущий: - Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
- Каждый регион, город неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
- Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
Ведущий: - Каждой команде даны конверты, в которых находятся по две карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд-участниц расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.
Память
Ордена
Честь
Россия
Родина
«Знатоки русской народной культуры» (Культурное направление)
Ведущий: - С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
1 команде нужно восстановить пословицы
1. Нет в мире краше ....... когда над ней крыша одна.
2. Глупа та птица, ....... а своё село всё на уме.
3. Если дружба велика, ....... чем с родной земли сойдет
4. Семья сильна, ....... хорошие дети растут.
5. Человек без Родины ....... будь и сыном своего народа.
6. В хорошей семье ....... что соловей без песни.
7. Будь не только сыном своего отца ....... Родины нашей.
8. Козак скорее умрет, ....... которой свое гнездо не мило.
9. Живёшь на стороне, ....... будет Родина крепка.
2 команде нужно вспомнить и дописать
1. Для Родины своей ни сил ни жизни не … (жалей)
2. Родина – мать сумей за нее… (постоять)
3. Чужбина калина, Родина - … (малина)
4. Русский солдат не знает …..(преград)
5. Тот герой, кто за Родину стоит … (горой)
6. Береги землю родимую, как мать … (любимую)
7. Козак на чужбине воюет, а жена …..(в доме горюет)
8. Козак без коня, что охотник ….(без ружья)
9. Родина – мать, а чужбина - …..(мачеха)
Игра: «Скажи иначе пословицу»
Ведущий: - Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – («Баба с возу – кобыле легче»).
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) –
(«Глаза – зеркало души»).
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) –
(«Язык до Киева доведёт»).
«Разговорами риса не сваришь» (кит.) –(«Соловья баснями не кормят»).
Ведущий: - С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Следующее задание для наших команд состоит из игры
«Исключи лишнее из списка…».
Задания находятся в листочках.
+++ Назовите лишних птицы, которые не водятся у нас: дрозд, синица, снегирь, грач, ласточка, соловей, тукан, дятел, сова, кукушка, куропатка, глухарь.
+++ Исключите лишние лекарственные растения, которые не растут у нас: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, лимонник, пустырник (Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток.Элеутерококк – Дальний Восток, северо-восток Китая, север Кореи.)
Ведущий:
- Вот и подходит наш мастер-класс к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу
Я горжусь своей страной, потому что… ?
И подводя итог нашей деловой игры, я хочу процитировать слова А. С. Макаренко «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Притча:
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Эту притчу взяли не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников тоже в Ваших руках.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании дошкольника все должно основываться на личности воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО"
Мастер- класс предназначена для педагогов ДОУ...
Мастер - класс для педагогов " Использование информационно- коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учереждении"
Использование ИКТ в ДОУ - презентация, текст к презентации...
Мастер-класс для педагогов: «Использование игровых методов и приемов в элементарном музицировании дошкольников».
Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ....
Мастер - класс для педагогов «Использование техники «топиарий» в организации дизайн-деятельности с дошкольниками»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 «Голубая стрела» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...
Мастер-класс для педагогов «Использование пособий В.В.Воскобовича в развитии речи дошкольников» Квадрат Воскобовича»
Цель: - повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми. - знакомство с игровой развивающей технологией В.В....
Мастер-класс для педагогов " Использование метода Су-Джок терапии на занятиях с дошкольниками"
В мастер-классе представлены этапы:1)презентация пед.опыта по использованию Су-Джок терапии,2)представлена система занятий,3)показана имитационная игра "Ёжик"4)этап моделирования.5)рефлексия...
Мастер класс для педагогов: "Использование фото-кейс технологии в работе с дошкольниками"
Научить педагогов использовать кейс-метод в образовательной деятельности с детьми....