Программа «Развитие творческих способностей ребенка дошкольного возраста» (срок реализации 1 год, возраст детей – 5-7 лет)
материал по коррекционной педагогике
Для развития творческого мышления в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов (музыкальных работников, руководителей ИЗО и т.п.), родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vyyavleniyu_tvorch.docx | 78.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №37 «МАЛЬВИНКА» г. СМОЛЕНСКА
Принято Утверждено
на педагогическом совете Заведующий_______ О.Н. Кузьменкова
_____сентября 20__ г. ______________20 г.
Протокол №_________
Программа
«Развитие творческих способностей
ребенка дошкольного возраста» (срок реализации 1 год, возраст детей – 5-7 лет)
Составитель:
учитель-логопед
Кравченкова М.А.
Смоленск,2017
Пояснительная записка.
Наше время – это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. К сожалению, массовое обучение часто сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Творчество – это психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Творчество предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. В творчестве особое место занимает воображение. Наряду с ним творчество
включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.
Во второй половине ХХ века были выявлены психологические составляющие творческой деятельности:
- гибкость ума – способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность перестраиваться с одной идеи на другую;
- систематичность и последовательность, которые позволяют людям управлять процессом творчества, благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются;
- диалектичность мышления – способность человека соединять, казалось бы, несоединимое;
- способность рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Эти компоненты творчества являются свойствами взрослого человека. У
детей же способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих.
Первоначально общая умственная одаренность рассматривалась как проявление некоторой общей способности (работы А. Бине, Э. Клапареда, Ч. Спирмена, В.Штерна и др.) которая проявляется при решении самых различных задач.
Затем появились разнообразные теоретические модели умственных способностей. Одаренности и их развития у детей. Так, в зарубежной психологии важнейшим шагом в развитии представлений об одаренности явились исследования Дж. Гилфорда, в которых он разделил единые умственные способности на интеллектуальные и творческие. Появился большой цикл исследований, направленных на изучение творческой одаренности и ее развития (А.Брай, П.Торренс, Д.Харрингтон и др).
Результаты этих и дальнейших исследований легли в основу создания концепций развития детской одаренности, которые включали в себя
рассмотрение как интеллектуальных, так и личностных показателей (Дж.
Аткинсон, Б.Блум, Дж. Рензулли).
Наряду с общей умственной одаренностью рассматривались и различные виды детской одаренности: музыкальная, математическая, социальная, физическая и др. Были созданы разнообразные классификации детской одаренности (Г.Гарднер, Д.ДеХаан, М.Китано, Д.Корби, Р.Хэвирхест и др.)
Большая часть отечественных исследований одаренности основана на многочисленных теоретических и экспериментальных разработках проблемы развития способностей и творчества (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев, Л.А.Венгер, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, в.Д. Шадриков и др.)
- отечественных исследованиях проблема одаренности в дошкольном возрасте представлена, с одной стороны, работами, посвященными изучению способностей в различных видах детской одаренности (Д.Б. Богоявленская, И.А.Бурлакоза, Л.А.Венгер, И.П.Ищенко, А.М. Матюшкин, Н.Н.Подъяков).
Исследования детского творчества позволяет выделить как минимум три стадии развития творческого мышления (один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразования в ходе самой познавательной деятельности по его созданию):
- наглядно-действенное (дошкольный возраст 5-7 лет);
- причинное (младший школьный возраст);
- эвристическое (с 12 лет и старше).
Рассмотрим стадию наглядно-действенного мышления. Мышление
рождается из действия. В младенчестве и раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи.
- 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы-представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный, образ предмета. Поэтому мышление ребенка дошкольника называют наглядно-действенными.
Очень важным для развития мышления являются задания на исследования образа представления. К 5 годам дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.
Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. Так, ребенок может предоставить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающие такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией.
Можно выделить несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:
- четкое и ясное представление образов предметов;
- хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;
- способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;
- способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с
новыми свойствами.
Хорошими стимулами для фантазий являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств предметов.
Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход из рамок привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называется оригинальностью, и зависит оно от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни образы предметов.
Проблема работы с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов.
- дошкольных образовательных учреждениях в основном проводится коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения эмоционального, поведенческого, личностного характера, а также с детьми, у которых есть трудности в обучении. Детей же, имеющих высокие показатели в развитии – умственном, физическом, художественном, - обычно ставят просто в пример другим детям и индивидуально не развивают у них способности, поэтому со временем эти способности угасают, и развитие таких детей затормаживается.
На развитие креативности оказывают влияние следующие факторы:
- наследственность;
- специально организованное обучение;
- собственная активность ребенка, его удовольствие и радость от умственной деятельности;
- окружающий социум (родители, педагоги, дети).
Исходя из этого, для развития творческого мышления в образовательных
учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов (музыкальных работников, руководителей ИЗО и т.п.), родителей.
Создание развивающих групп в дошкольных образовательных учреждениях для детей, имеющих предпосылки одаренности, - это необходимое звено в цепи педагогического процесса. В таких группах дети вместе с педагогом-психологом углубляют свои знания, тренируют свои умения, развивают творческие способности.
Новизна представленной программы заключается в том, что она нацелена на развитие творческого мышления и реализуется через решение трех основных задач:
- развитие творческого мышления (дивергентного);
- развитие творческого воображения;
- эмоциональное развитие мира детей 5-7 лет, имеющих предпосылки одаренности – высокий, превосходящий возрастные нормы, уровень
развития способностей.
Творить ребенок способен только при условии нормального эмоционального состояния, поэтому одной из целей данной программы является устранение негативных личностных проблем ребенка и поддержка благоприятного эмоционального климата в микрогруппе детей.
Развитию творческого мышления способствует также и творческое воображение. Совместимость трех этих сфер – мышления, воображения и эмоций в программе по развитию творческости ребенка дошкольного возраста.
Цель программы:
Раскрыть интеллектуально-личностный и познавательно-творческий потенциал детей дошкольного возраста в процессе творческой активности.
Задачи программы:
- Сформировать у детей интерес к интеллектуально-творческой деятельности.
- Сформировать личностно-значимые качества, навыки социально-психологической компетентности, способствующие реализации творческой личности.
- Развить навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, вовлеченными в творческую активность.
- Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей и педагогов в вопросах воспитания и развития детей с высокими творческими способностями.
Основные принципы развивающей программы
- Принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества (поведение не учитывается).
- Принцип вовлеченности детей в художественное творчество, т.е. показывать детям не только продукт, но и сам процесс творчества, чтобы дети видели, как это делается.
- Новые понятия должны вводиться только в знакомом, доступном содержании.
- Принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
- Содержание развивающих игр и упражнений должно быть ориентировано на ребенка.
Нормативно-правовая база программы:
- Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
- Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
- Закон Российской Федерации “Об образовании”;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря
2001 г.;
- Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках Президентской Программы “Дети России”, утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 г.
Этапы программы
Программа осуществляется в 3 этапа.
1 этап – диагностический
Цель: выявление у детей 5-7 лет способности к интеллектуальному творчеству.
Методики:
- Методика определения задатков, склонностей и интересов А.И. Савенкова.
- Методика диагностики общей одаренности “Интеллектуальный портрет” А.И.Савенкова
- Краткий тест творческого мышления (фигурная форма) П.Торренса.
2 этап – развивающий
Цель: развитие креативности детей через развитие творческого мышления, творческого воображения и эмоционального мира ребенка.
Развитие творческого мышления предполагается через формирование следующих умений (по Симановскому А.Э.):
- воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
- угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
- воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-т его части;
- узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы;
- комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;
- находить в двух и более объектах общие и различные признаки;
- узнавать объект по описанию возможных действий с ним;
- переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
- составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте;
- использовать мерку при сравнении предметов по величине, весу;
- располагать предметы в порядке убывания или возрастания какого-либо свойства и делать от сюда выводы;
- находить действия, противоположные по значению (увеличивать – уменьшать, разрезать – соединять).
Некоторые умения могут формироваться параллельно и независимо одно от другого. Задачи направленные на развитие творческого мышления объединены в 2 блока: один связан с развитием представления, другой развитием умственных действий.
- Творческое воображение – предполагает самостоятельное создание образа вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах.
Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов, используемых ребенком неосознанно:
- агглютинации, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей (человек – зверь или человек – птица);
- гиперболизации, парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (Карлик Нос, Гулливер, Мальчик-с-пальчик);
- аналогии (близкая: самолет – парящая птица; непосредственная,
отдаленная: космический кораблю – морской корабль);
- синтеза;
- анализа.
- Развитие эмоционального мира детей в программе предполагает работу в следующих направлениях:
∙ снятие эмоционального напряжения;
∙ развитие самосознания, повышение самооценки и уверенности в себе; ∙ развитие умений общаться друг с другом; ∙ адекватное ролевое развитие.
3 этап - заключительный
Цель: выявить результативность развивающих занятий.
Методика: «Краткий тест творческого мышления (фигурная форма)» П.Торренса.
Организация занятий
Каждое занятие включает в себя:
- Ритуал приветствия – снятие эмоционального напряжения у детей. Установление контакта.
- Основную часть занятия, которая направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок и пр.).
- Игру на повышение двигательной активности.
- Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.
- Ритуал прощания. Сначала подводят итог занятия (что запомнилось, что понравилось), затем – сам ритуал прощания, и все вместе поднимаются в группу и там уже прощаются. При необходимости детям дается домашнее задание.
Занятия проводят 1 раз в неделю, время – 30 минут, в первую половину дня после основных занятий, примерно в 10:30 – 11:00, с шестью-восемью детьми. На каждом занятии решают определенную задачу по развитию творческого мышления и воображения. Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторяют 1-2 раза, но с заданиями аналогичными основному занятию. Например, на первом занятии учитель-логопед рассказывает, что и как делать, показывает, т.е. действует как учитель. На втором же занятии он выступает уже как партнер (совместная деятельность). На третьем – дети действуют самостоятельно. Взрослый – организатор среды.
Релаксационное дыхательное или мышечное упражнение проводят или не проводят – в зависимости от степени эмоционального возбуждения детей после подвижной игры.
Взаимодействие при выполнении программы
Для положительного результата в развитии способностей необходима взаимосвязь педагога-психолога, родителей, воспитателей и детей.
Работа с воспитателями включает в себя:
- Профилактическую цель, т.е. учитель-логопед, информирует воспитателей о том, что такое одаренность, как ее можно распознать и как работать с одаренными детьми.
- Ознакомление взрослых с принципами, этапами и целями программы по развитию творческости. Нацеливание их на совместную с учителем-логопедом деятельность.
- Рекомендации по работе с одаренными детьми или детьми, имеющими предпосылки одаренности.
Работа с родителями детей, имеющих развитые творческие способности:
- Организация совместной работы учителя-логопеда, воспитателей и родителей по достижению положительного результата в развитии способностей: ознакомление с программой и групповая консультация.
- Использование учителем-логопедом домашних заданий для развития и закрепления способностей у детей. Нацеливание родителей на эмоциональную поддержку детей в оказании правильной помощи детям в выполнении домашних заданий (не подсказывать, а направлять).
- Индивидуальное консультирование родителей при возникновении личностных проблем у детей, имеющих предпосылки одаренности.
Ожидаемые результаты:
- Создание банка данных детей с высоким уровнем развития творческого мышления.
- Формирование банка технологий и программ ранней диагностики детей с высоким уровнем развития творческого мышления.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
- Повышение уровня и качества овладения детьми задачами образовательной программы и социальными компетенциями .
- Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей.
- Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.
- Повышение мотивации взрослых на продолжение работы по развитию Творческого мышления у детей.
Календарно-тематический план | ||||||
№ | Срок | |||||
П/ | Тема | Содержание | ||||
проведения | ||||||
П | ||||||
Цель: выявление у детей 5-7 лет | ||||||
способности к творчеству. | ||||||
1. | Методика определения | |||||
задатков, склонностей и | ||||||
Первичная | интересов А.И. Савенкова. | |||||
1 | 2. | Методика диагностики | Сентябрь | |||
диагностика | общей одаренности | |||||
“Интеллектуальный портрет” | ||||||
А.И.Савенкова | ||||||
3. | Краткий тест творческого | |||||
мышления (фигурная форма) | ||||||
П.Торренса. | ||||||
Цель: создание творческой | ||||||
атмосферы для самовыражения. | ||||||
Упражнения: «Назови своё имя», | ||||||
«Подарок», «Воспроизведение | ||||||
2 | Знакомство | внешнего вида предметов и его | Октябрь | |||
свойств по памяти», | ||||||
«Используйте предмет не по | ||||||
назначению», «Море волнуется», | ||||||
«Улыбка», «Какое настроение», | ||||||
«Предмет и его признаки». | ||||||
Цель: развитие творческого | ||||||
воображения. | ||||||
Упражнения: «Улыбка», «На что | ||||||
«Волшебная | похоже настроение», «Возьмемся | |||||
3 | за руки», «Собери | Ноябрь | ||||
страна» | ||||||
фантастическое существо и | ||||||
назови его», «Предмет и его | ||||||
признаки», «Дотронься до…», | ||||||
«Фантастические рисунки». | ||||||
Цель: знакомство с элементами | ||||||
ТРИЗ-технологий. | ||||||
Упражнения: «Отгадай-ка», | ||||||
4 | «Умней-ка» | «Незаконченный рисунок», | Декабрь | |||
«Превращалки», «Порви круг», | ||||||
«Часть-целое», «Незаконченный | ||||||
рисунок», «Чем похожи», | ||||||
«Метод фокальных объектов», | ||||||
«Водный карнавал», | ||||
«Гиперболизация». | ||||
Цель: выявление динамики | ||||
Промежуточная | развития творческого мышления | |||
5 | у детей. | Январь | ||
диагностика | Краткий тест творческого | |||
мышления (фигурная форма) | ||||
П.Торренса. | ||||
Цель: развитие активного | ||||
воображения. | ||||
Упражнения: «Чем пахнет | ||||
настроение?», «Подарок», | ||||
6 | «Сочиняй-ка» | «Кляксы», «Придумай сказку», | Февраль | |
«Где спряталась зебра?», «Кто | ||||
здесь нарисован?», «Порви | ||||
круг», «Путешествие на Голубую | ||||
звезду», «Волшебники», «Волк и | ||||
Иван-Царевич». | ||||
Цель: развитие конвергентного и | ||||
дивергентного мышления. | ||||
Упражнения: «Мое настроение», | ||||
7 | «Умней-ка» | «Подарок», «Лишнее слово», | Март | |
«Назови отличие», «Торт», | ||||
«Угадай-ка», «Сравнение по | ||||
величине», «Чем измерить?», | ||||
«Три краски», «Свободный | ||||
танец». | ||||
Цель: развитие мотивации на | ||||
продолжение творческой | ||||
деятельности. | ||||
Упражнения: «Передай мяч», | ||||
«Подарок», «Расставь по росту и | ||||
Чему мы | объясни», | |||
8 | «противоположности», | Апрель | ||
научились? | «Игрушки и волшебник», | |||
«Придумай сказку», «Продолжи | ||||
рассказ», «Необычное начало и | ||||
необычный конец», «Игры по | ||||
желания», «Шел медведь по | ||||
лесу», «Мы вместе и это | ||||
здорово». | ||||
9 | Мониторинг | Цель: оценка результативности и | Май | |
успешности | ||||
ребенка | эффективности программы. | |||
Краткий тест творческого
мышления (фигурная форма)
П.Торренса.
Библиографический список
- Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одарённости. // Основные современные концепции творчества и одарённости / под ред. Д.Б.
Богоявленской. М., 1997 – с. 275-294.
- Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: пос. для
воспитателей. – М.: МПСИ: Флинта, 1998. – 144 с.
- Волков И.В. Психология для малышей, или сказка о самой «душевной» науке. – М., 1996.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Издательство
«Питер», 1999. – 368 с.
- Зельцерман Б.А., Рогалева Н.В. Учись! Твори! Развивайся! – Рига, 1997.
- Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. –
СПб., 1998.
- Колпакова Н.В. Познаём себя и мир вокруг. Курс развивающих занятий для старших дошкольников. Барнул: АКИПКРО, 2006. – 34 с.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
- Савенков А.И. Малекий исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.
- Савенков А.И. Развитие творческого мышления. Рабчая тетрадь для детей 6-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2004.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998.
Приложение 1.
Содержание развивающих занятий с детьми
Тема: Знакомство.
Цель: создание творческой атмосферы для самовыражения.
Занятие 1
- Ритуал приветствия. Снятие эмоционального напряжения (один ребенок бросает мяч другому, называя свое имя, или прикасается своими ладошками, здороваясь):
а) «Какое у тебя настроение? На что похоже?»
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнение лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводят по кругу. Взрослый обобщает: какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое. Интерпретируя ответы детей, учтите, что сравнение настроения с плохой погодой, холодом, дождем, хмурым небом свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии ребенка.
б) «Подарок» (Дети сидят кругом).
«Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? А кто что больше любит? Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и дарить, и получать подарки, только выдуманные. Итак, давайте представим себе, что мы стали всемогущими. И мы можем подарить любой подарок соседу справа от вас. Посмотрите на него внимательно. Попробуйте угадать, какой подарок ему хотелось бы иметь больше всего. А теперь давайте по очереди подарим друг другу наши подарки, не забывая при этом смотреть товарищу в глаза. А тот, кто получит подарок, не забудет поблагодарить».
После того как дети «подарят» друг другу «подарки» следует спросить у них, что им понравилось больше и почему, что для них было приятнее – дарить или получать их.
2.1. Умение воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти. а) «Представьте, что вы надели круглые очки. Это волшебные очки, через
которые можно увидеть только круглые (квадратные, треугольные, овальные и др.) вещи. Осмотритесь и назовите мне по очереди все круглые предметы в этой комнате. теперь закройте глаза и представьте, что в этих очках вы вышли на улицу. Назовите 5 предметов круглой формы, которые вам встретились. Вспомните, какие круглые предметы есть у вас дома».
б) Назовите по 3 предмета, которые могут сочетать в себе 2 названных признака (можно в переносном смысле). Например, яркий, желтый – свет, солнце.
- пушистый, зеленый;
- прозрачный, голубой;
- сильный, добрый;
- звонкий, громкий;
- черствый, черный;
- сладкий, легкий.
Для усложнения: «Назовите 2 предмета, которые бы обладали сразу 3 признаками:
- гладкий, черный, тихий;
- темный, тяжелый, шумный;
- светлый, легкий, блестящий;
- белый, мягкий, съедобный.
Инструкция. «Я назову (покажу) вам предмет, а вы назовите признаки этого предмета (цвет, размер, форма, вкус, функция – что делать). Яблок (желтое, большое, круглое, тяжелое, сладкое – для еды). А теперь я назову вам
- признака – например, яркий, желтый. А вы придумайте такой предмет, который подходил бы к обоим этим признакам. Например, свет, солнце, одуванчик».
в) «Помогите озорнику найти подходящий осколок стекла и закрыть дырку (приложение 2). Какая из 4 фигур внизу рисунка совпадает по форме с дырой в сейфе?» (приложение 3).
- 2. развитие творческого воображения. Стимулирование фантазий ребенка.
Последовательно предъявляя картинки (часы, коньки, утюг, очки, стакан, стул, юбка, книга), предполагают ребенку перечислить все случаи употребления данного предмета, которые он знает или может вообразить. «Для чего нужна книга? – для чтения. А как вы думаете, для чего и как еще можно было бы использовать книгу?»
- Подвижная игра «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. На месте морская фигура замри!»
- Ритуал прощания. Все берутся за руки. «А теперь улыбнитесь друг другу самой доброй улыбкой – и давайте обнимемся все». Уже в групповой комнате говорят друг другу: «До свидания!».
Занятие 2
- Ритуал приветствия, игры на поддержание эмоционально-благоприятного климата в группе. Установление контакта.
а) Какое у тебя настроение? (см. занятие 1).
б) Дружба начинается с улыбки: «Сейчас все вместе возьмемся за руки,
- посмотрим своему соседу в глаза и подарим ему, молча самую добрую улыбку. И так по очереди друг другу».
- Развитие мышления, формирование умения выделять различные признаки предмета, смотреть на предмет с различных точек зрения.
Инструкция. «Я покажу (назову) предмет. А вы должны назвать как можно больше признаков предмета (каков он).
Для детей 6 лет карточки с изображением предметов (цвет, размер, форма, масса, качество поверхности, температурные особенности, блеск, материал, твердость – мягкость, прочность – хрупкость, функция…). Затем дети обмениваются этими карточками.
- Развитие творческого воображения, мышления и фантазии.
Ребенку предлагают карточки с изображением различных частей тела человека или животного, предметы и т.п. Его задача – построить из них фантастический образ (существо, предмет). Затем описать, какими свойствами обладает созданный образ, и сказать, как его можно использовать.
Инструкция. «Ребята, перед вами лежат карточки с различными элементами изображений: глаза, хвосты, уши, носы и т.д. Вам нужно придумать
- сложить некое фантастическое существо, которое не живет на земле, а затем придумать про него рассказ: как его зовут, что он любит, какой он, для чего он нужен».
- «Дотронься до…»
Все играющие одеты по-разному. Ведущий говорит «Дотронься до
синего!» Все должны мгновенно сориентироваться – обнаружить у участников
- одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Название цвета периодически меняется. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
- Ритуал прощания.
«Давайте возьмемся за руки крепко, но не больно сожмем их, улыбнемся друг другу и обнимемся». Ведущий и дети говорят друг другу «до свидания» после того как поднимутся в группу. Если кому – то необходимо домашнее задание, его пишут в тетрадь для домашних заданий.
Тема: «Волшебная страна»
Цель: развитие творческого воображения.
Занятие 1
- Ритуал приветствия.
Дети здороваются друг с другом и со взрослым ладошками.
«На что похоже настроение», «Подарок»
2.1.Умение угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков.
- этом домике жильцы – Все умелые пловцы. Что за дом у них такой –
До краев налит водой? (Аквариум)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное,
Я одна тебя не съем,
Разделю ребятам всем (Бублик)
То по лесу кружит,
То в поле свистит.
Но мы не видали,
Каков он на вид.
- открытые окна Нежданно влетит… (Ветер)
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я
И вот теперь я спелая. (Вишня)
Не машина, а железный,
Со шляпкой, а не гриб. (Гвоздь)
Два брата через дорожку живут,
А друг друга не видят. (Глаза)
Дом без окон и дверей,
В нем шесть кругленьких детей.
- темноте проводят дни. Угадайте, кто они? (Горошинки)
Что за плод! –
Шкатулочка с секретом!
Семена – стекляшечки на вид –
Все прозрачные, все розового цвета,
Потрясешь – как странно! – все звенит. (Гранат)
2.2. Развитие воображения.
«Неоконченный рисунок». «Перед каждым из вас листы с 12 кружочками. Ваша задача из каждого изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы. Кто больше нарисует образов, тот и выиграл».
Вообразите, что вы превратились:
- в тигра, который пробирается в джунглях;
- в робота;
- в парящего над скалами орла;
- в королеву Франции;
- в инопланетянина;
- в кипящую кастрюлю;
- в авторучку, в которой закончились чернила.
Изобразите это ваше внутреннее превращение в движении. (Задания расположены в порядке возрастания сложности).
- Подвижная игра «Порви круг». Дети стоят вкруг, крепко взявшись за руки. Один ребенок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри него.
- Ритуал прощания.
Занятие 2
- Ритуал приветствия.
«Какое у тебя настроение?» «Подарите друг другу улыбку…».
Если у кого-то вдруг плохое настроение, то необходимо спросить у этого
ребенка: «Может, тебе чем-то помочь?» Или: «Что тебе подарить?» Каждый из детей какой-либо подарок (улыбку, взгляд, тепло, руки…)
- 1. Умение воссоздавать внешний целостный облик предмета на основе кокой-то его части. Детям предлагают карточки с незаконченными изображениями, приблизительно по 5-7 каждому. Ребенок должен дорисовать изображение и сказать, что у него получилось.
Усложнение: ребенку предлагается лист с 9 изображениями незаконченного рисунка. Он должен их назвать за одну минуту (автор Л.Ю.Субботина).
Инструкция. «Перед вами карточки с незаконченными рисунками. Посмотрите на них внимательно, дорисуйте, а потом каждый по очереди расскажите, что у кого получилось».
- 2. Умение сочетать признаки разных предметов (метод фокальных объектов). Название метода произошло от глагола «фокусироваться». В переносном смысле это означает, что мы концентрируем внимание на каком-то объекте, который нужно изучить или усовершенствовать. Он предстает перед нами в самых разных своих проявлениях.
Произвольно выбираем несколько объектов и называем их. Желательно чтобы предметы были хорошо знакомы ребенку. Затем «примеряем» признаки этих предметов к первому объекту. Неожиданные сочетания этих признаков с изучаемым объектом позволяют его рассмотреть с разных сторон. Новые ракурсы рассмотрения позволяют глубже понять его особенности, открыть новые и интересные свойства. Например: понятие река сочетать со свойствами любого предмета домашнего обихода.
Инструкция. Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Чем похожи?» Мы будем сравнивать между собой два совершенно разных слова. Например: река и молоток.
Но чтобы нам было легко и понятнее, давайте вспомним, какими свойствами обладает молоток? – (большой, стальной, тяжелый, деревянный, красивый и т.п.)
- теперь эти свойства молотка как бы «наденем» на слово река:
- большая река – Волга, Дон, Амазонка…;
- стальная река – расплавленная сталь в литейном цехе завода;
- тяжелая река – река, трудная для туристов, сплавщиков, работников речного транспорта;
- деревянная река – деревянный водопровод в древних городах.
Детям предлагают с помощью метода фокальных объектов исследовать следующие понятия: птица, зверь, рыба, бабочка, озеро, море, лес, поле.
- Подвижная игра «Водный карнавал».
«Сейчас мы отправимся на праздник к Морскому царю. Ну мы же не может отправиться туда в облике людей: под водой мы погибнем! Что нужно сделать? Превратиться в рыбок, крабов, морских коньков, звезд и т.п.»
«Сейчас зазвучит музыка, и вы попадете на карнавал морских обитателей, будете танцевать как рыбки, коньки, крабы и т.д., а Морской царь будет хвалить особо понравившихся танцоров».
Под плавную музыку морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал.
- Ритуал прощания.
Тема: «Умней-ка».
Цель: знакомство с элементами ТРИЗ-технологий.
Занятие 1
- Ритуал приветствия.
«Какое у тебя настроение?». «Подарок».
- Умение распознавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы.
- Раздают детям картинки с чернильными пятнами. Каждому задание: «Посмотри внимательно. Кто это? Как его зовут? Придумай об увиденном сказку».
- Перед детьми кладут большой лист бумаги, на котором они должны сделать «кляксы»: цветные пятна различной величины и формы. Затем детям предлагают попробовать разглядеть в «кляксах» какую-нибудь картинку, придумать сказку про увиденное.
- Предлагают детям разнообразные картинки типа «Где спряталась зебра?», «Кто здесь нарисован?» и др.
- Подвижная игра «Прорви круг», Эта игра способствует большей вовлеченности детей в группу. Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один из детей должен с разбегу разорвать круг и оказаться внутри него.
- Упражнение на расслабление. «Путешествие на голубую звезду» под космическую музыку.
- Ритуал прощания.
Занятие 2
- Ритуал приветствия.
«На что похоже настроение?», «Подарок».
- 1. Умение находить в двух и более объектах общие и различные признаки.
- Задание на объединение предметов в группы: стол, стул, шкаф, диван, табурет – что это?; лимон, яблоко, апельсин, груша – что это?
Инструкция. «Я буду называть ряд предметов, а вы постарайтесь их все объединить одним словом».
- Игра «Лишнее слово». Назвать лишнее слово. Объединить выбор:
- щука, карась, окунь, рак;
- ромашка, ландыш, сирень, колокольчик;
- Саша, Коля, Маша, Лена, Егоров;
- ветка, яблоко, цветок, птичка, виноград;
- заяц, лось, кабан, волк, овца;
- ухо, лицо, нос, рот, глаз;
- рысь, медведь, тигр, кошка, лев;
- змея, паук, ящерица, дерево, улитка;
- мяч, коньки, качели, клюшка;
- гусь, лебедь, павлин, курица, кролик;
- диван, кровать, шкаф, парта, тетрадь;
- дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;
- молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
- Игра «Назови отличия». Даны предметы: шкаф, магнитофон, книга, звонок, чернильница, самолет. Чем эти предметы отличаются, например, от телевизора, собаки, машины, карандаша, стола, птицы? Назовите как можно больше отличий.
Например:
- шкаф – телевизор;
- большой – маленький;
- используется для хранения вещей – не используется для их хранения;
- не нуждается в электричестве – нуждается в электричестве. Инструкция. «Сейчас мы будем называть отличия предметов. Я буду
называть два слова, а вы называть отличия этих предметов»: шкаф – телевизор, магнитофон – собака, книга – машина, звонок – карандаш, чернильница – стол, самолет – птица.
2.2. Игра «Выпекание пряничной куколки» (аналогично игре «Торт» - по Кряжевой Н.Л.)
Водящий «лепит» из ребенка «пряничную куколку», постоянно вслух проговаривая: «Какие красивые глазки, ушки, носик получаются!» Приглашает всех детей полюбоваться. Затем так же лепятся шея, руки, ноги, тело. Когда куколка будет готова, дети трижды вдувают в нее «жизнь». Куколка «оживает».
Упражнение можно повторить на последующих занятиях, пока все дети не побудут куколкой.
3. Подвижная игра «Море волнуется раз!»
- Ритуал прощания.
Тема: «Сочиняй-ка».
Цель: развитие активного воображения.
Занятие 1
- Ритуал приветствия.
«На что похоже настроение». «Подарок».
- 1.Умение узнавать объект по описанию возможных действий с ним. «Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать». По снегу покатите – я подрасту, На костре согреете – я пропаду. (Снежный ком)
Стукнешь о стенку – а я отскачу,
Бросишь на землю – а я подскачу.
Я из ладоней в ладони лечу.
Смирно лежать я никак не хочу. (Мяч)
Держит девочка в руке | ||
Облачно на стебельке. | ||
Стоить дунуть на него – | (Одуванчик) | |
И не будет ничего. | ||
Очень любят дети | ||
Холодок в пакете | ||
Холодок – холодок | (Мороженое) | |
Дай лизнуть тебя разок! | ||
Нагнут меня ребята – | (Лейка) | |
И дождь пойдет на грядки. | ||
Суп варил, картошку пек. | ||
На привале нам помог. | ||
Для похода он хорош, | (Костер) | |
Да с собой не понесешь! | ||
За ботву, как за веревку, | (Морковку) | |
Можно вытащить … | ||
Мчусь, как пуля, я вперед, | ||
Лишь поскрипывает лед, |
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? (Коньки)
2.2. Развитие чувств с помощью изображения. Упражнение «Волшебники» .
Вначале ребенку предлагают две совершенно одинаковые фигуры «волшебников» (колдунов, звездочетов, фей). Его задача – дорисовать эти фигуры, превратив одну из них в «доброго», а другого – в «злого» волшебника. Затем придумать, что же совершил «добрый» и «злой» колдун, колдунья, звездочет, фея, волшебница. В конце рассматривают все рисунки.
Можно предложить обыграть встречу двух волшебников: «Представьте, что встретились добрый и злой волшебники и разговорились. О чем они могли говорить? Давайте попробуем сыграть в эту встречу! Пусть встретятся и побеседуют».
- Детям предлагают вспомнить сказку про Ивана-Царевича и Серого волка, представить, как иногда страшно было Ивану мчаться на волке в неведомые страны, но он доверял волку и обрел с его помощью счастье. Далее детей делят на пары – Ивана-Царевича и его волка. Иванам-Царевичам завязывают глаза. Затем они встают позади своих волков и берут их за локти. Потом по команде ведущего волки начинают бегать по комнате и «возить» своих Иванов, при этом необходимо не допустить столкновения или падения Иванов-Царевичей.
- Расслабление под музыку «Море».
- Ритуал прощания.
Занятие 2
- Ритуал приветствия (см. занятие 1).
- 1. Умение использовать мерку при сравнении предметов по величине, весу.
- «Представь, что в городе вдруг исчезли все часы. Ни у кого часов не осталось. Как можно следить за ходом времени, пока в городе не появятся новые часы?» Сколько способов ты можешь предложить?
- «Как вы думаете, чем лучше всего измерить: муравья, бревно, жилой дом, грудного ребенка, твой рост, твой палец, машину, карандаш? Расскажите, как вы это измеряете».
- «Чем лучше измерить продукты, входящие в шоколадный кекс: муку, соль, ванилин, воду, сахар, какао? Сколько бы вы взяли каждого продукта?»
- «Если бы вы хотели приготовить завтрак для великана, чем бы вы стали отмерять следующие продукты: муку для оладий, молоко для оладий, масло, сироп, молоко для питья, яйца соль, перец? Сколько
бы вы взяли каждого продукта?»
2.2. Развитие фантазии, обратного мышления художественного
восприятия.
Упражнение «Три краски».
Дают ребенку краски трех цветов, которые, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и просят закрасить ими весь лист. На что получился похожим рисунок? Если ему трудно определить, когда ему разрешают немного дорисовать рисунок. Теперь просят придумать как можно больше названий к полученному рисунку.
Инструкция. «Перед вами листы бумаги и различные краски. Выберите три понравившиеся вам краски и зарисуйте весь лист бумаги – так, как захотите. Представьте, что вы великие художники и создаете самую красивую картину в своей жизни…
- теперь посмотрите каждый на свой рисунок и скажите, на что он похож, что там нарисовано, как называется ваш рисунок?»
3. Подвижная игра «Свободный танец».
«Сейчас я включу музыку, а вы с закрытыми глазами будете танцевать, выполняя любые, какие вам захочется, движения, не касаясь друг друга».
Ритм, громкость музыки лучше периодически менять. 4. Ритуал прощания.
Тема: «Умней-ка».
Цель: развитие конвергентного и дивергентного мышления.
Занятие 1
- Ритуал приветствия.
Игра в мяч. Дети встают в круг вместе с ведущим, каждый дает мяч тому, с кем желает в данный момент общаться. Таким образом, общение становится невербально опосредованным. Игра дает возможность судить о симпатиях или антипатиях в группе.
- Умение сопоставлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте, придумывать сказку.
а) Развитие воображения.
«Давайте поиграем в игру: я буду начинать говорить, а вы попытаетесь продолжить мое высказывание. Итак, начинаем. Я прислушиваюсь к мысли каждого из вас. (Отвечает каждый ребенок)».
- Такого не бывает, что…
- Все знают, что…
- Витя сел на велосипед, хотя…
- Гоша заблудился, потому что…
- Транспорт – это…
- На высоком дереве жил дятел. Он работал лесным доктором. каждый день летал на работу. Свой день он тщательно планировал. Сначала он…
- Жил был каменный человечек…
- В погребе мыши устроили пир…
б) А сейчас я вам начну рассказывать сказку о необычных героях:
«Жил-был маленький гиппопотамчик. Вы знаете кто это? Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. Среди мух она была самая большая. (Показать картинку. Приложение 7) И вот однажды муха села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить. А теперь придумайте сами и продолжите сказку».
И дети по очереди рассказывают тут же придуманные сюжеты.
- «Вы все сегодня были замечательными сказочниками. Поэтому давайте каждому подарим аплодисменты».
Дети стоят полукругом, в центр на возвышение поднимается по очереди каждый ребенок: «Поприветствуем сказочника из Франции…, самого лучшего
- замечательного…» Дети аплодируют каждому ребенку.
Эта игра направлена на повышение самооценки и уверенности в себе.
- Подвижная игра на выбор детей.
«Вспомните, в какие подвижные игры мы с вами играли. В какую из них вы хотели поиграть еще раз?»
Если не вспомнят – ведущий предлагает свою.
- Ритуал прощания.
Тема: Чему мы научились?
Цель: развитие мотивации на продолжение творческой деятельности.
Занятие 10
- Ритуал приветствия «На что похоже настроение?», «Подарок»
- 1. Умение располагать предметы в порядке возрастания и убывания.
а) «Посмотри на картинку и мысленно расставь солдат по росту: от большого к маленькому. Скажи, какой солдат должен стоять первым, вторым, третьим…».
б) «Посмотри на картинку и мысленно расставь матрешек по росту – от самой маленькой до самой большой» .
2.2. Умение находить действия, противоположные по значению. «Сейчас я буду называть слово, а вы мне будете называть противоположное по значению.
Например: разрезать – соединять, увеличивать – уменьшать. | - | |||
Таять | - | Поджигать | ||
Засыпать | - | Вытаскивать | - | |
Подниматься | - | Приглашать | - | |
Нырять | - | Входить | - | |
Нагревать | - | Пачкать | - | |
Рисовать | - | Чинить | - |
- Развитие воображения и притязания на признание. Упражнение «Игрушки» (дети сидят кругом).
Инструкция. «Попробуем представить себе, что нас заколдовал волшебник
- превратил каждого в какую-то игрушку. Закройте глаза и постарайтесь увидеть, в какую игрушку вы превратились: в куклу, слона, машину, мячик или во что-то другое. Может быть, вам удастся почувствовать, как ваш хозяин играет с вами, как он берет вас на руки, любуется своей любимой игрушкой. Постарайтесь запомнить то, что вы почувствовали. А теперь откройте глаза. Давайте попробуем догадаться, , кто в какую игрушку только что превратился».
По очереди в центре внимания оказывается каждый ребенок. Ведущий при этом помогает понять, как через угадывания его игрушки другие дети передают свое видение различных сторон своего «я».
- Подвижная игра «Шел медведь по лесу».
Участники встают в круг и берутся за руки. Один из ребят изображает медведя. Он становится в центр круга. Хоровод начинает двигаться, все поют:
Шел медведь по лесу, по лесу, по лесу,
нашел медведь принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, Ножками потопаем, потопаем, потопаем, Хвостиком помашем, помашем, помашем И опять попляшем, попляшем, попляшем.
При словах «Шел медведь по лесу…» медведь с закрытыми глазами кружится, а когда поют «Нашел медведь принцессу», он останавливается и открывает глаза. Если перед ним оказывается девочка, то он выбирает ее принцессой и выводит на середину круга. Если оказывается мальчик – первые две строчки повторяются. Вместе мальчик и девочка выполняют то, о чем поется в песне.
Так как игра для детей новая, то ведущим назначается взрослый или игра разучивается со всеми детьми в группе заранее.
- Ритуал прощания.
Приложение 2
Домашние задания для родителей
Цель: развитие и закрепление способностей у детей; оказание эмоциональной поддержки детям.
Творческие задания
ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ
Задание 1. Нарисуй свой портрет так, чтобы из рисунка можно было
понять, что ты любишь, что тебе нравится, а что – совершенно нет.
Задание 2. Посмотри внимательно на этот лист и придумай какую – нибудь интересную картинку с использованием нарисованной фигурки. Дорисуй так, как ты хочешь.
Задание 3. Мальвина, Буратино и Пьеро мечтают перебраться через бурную речку, чтобы попасть в харчевню. Посмотри внимательно на рисунок и придумай, как им можно это сделать.
ВТОРОЕ ЗАНАТИЕ
Задание 1. Перед тобой 6 прямоугольников. Подумай, на что они похожи. Один прямоугольник, например, может быть похож на домик, другой – на книжку и т.д. Дорисуй прямоугольники.
Задание 2. Придумай и дорисуй рисунки, которые могут получиться из
- кругов, затем из 6 треугольников.
Задание 3. Перед тобой три ряда фигурок: в одном – линии, в другом – скобки, в третьем – круги. Тебе нужно соединить фигурки в каждом ряду так, чтобы получился красивый и интересный узор.
ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ
Задание 1. Нарисуй свою любимую игрушку. Подумай и расскажи, что
можно сделать, чтобы она стала более смешной, забавной.
Задание 2. На этой картинке нарисовано множество предметов. Будь внимателен и постарайся сосчитать все домики на картинке (в конце выполнения задания психолог спрашивает ребенка, что еще он видел на картинке).
Задание 3. Посмотри на эту картинку – на ней нарисована красивая бабочка. Представь, что это ты, ты тоже бабочка. Где бы ты тогда жил, что ел, кто были бы твои друзья и родители? Расскажи про свою жизнь. Какой бы она была?
Задание 4. Придумай и изобрази на этом листе самую красивую и необычную улицу, которую ты хотел бы видеть в своем городе (селе).
ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ
Задание 1. Посмотри внимательно на эти чернильные кляксы и скажи,
на что они похожи.
Задание 2. Как ты думаешь, что может поведать о своей жизни старый чайник? Придумай об этом историю и расскажи ее.
Задание 3. Перед тобой две сказки, у которых нет окончания. Пожалуйста, придумай для одной сказки веселый конец, а для другой такое окончание, которому все удивятся.
Охотник до сказок
Жили себе старик со старухою, и был старик большой охотник до
сказок и всяких россказней.
Приходит зимою к старику солдат и просится переночевать.
- Пожалуй, служба, ночуй, - говорит старик, - только с уговором: всю ночь мне рассказывай. Ты человек бывалый, много видел, много знаешь.
Солдат согласился.
Поужинали старик с солдатом, и легли оба на полати рядышком, а старуха села на лавку и стала при луне прясть.
Долго рассказывал солдат старику про свое житье – бытье, где был и что видел. Рассказывал до полуночи, а потом помолчал немного и спрашивает у старика:
- А что, хозяин, знаешь ли ты, кто с тобою на полатях лежит?
- Как кто? – спрашивает хозяин. – Вестимо, солдат.
- Ан нет, не солдат, а волк.
Поглядел мужик на солдата, и точно – волк.
Испугался старик, а волк ему и говорит:
- Да ты, хозяин, не бойся, погляди на себя, ведь и ты медведь. Оглянулся на себя мужик, - и точно, стал он медведем…
Царь и рубашка
Один царь был болен и сказал:
- Половину царства отдам тому, кто меня вылечит.
Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал:
- Если найти счастливого человека, снять с него рубашку и надеть на царя, - царь выздоровеет.
Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы всем был доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто и здоров и богат, да жена не хороша; а у кого дети не хороши – все на что – нибудь да жалуются.
Один раз едет поздно вечером царский сын мимо избушки, и слышит ему – кто – то говорит:
- Вот, слава богу, наработался, наелся и спать лягу; чего мне еще нужно? Царский сын обрадовался, велел снять с этого человека рубашку, а ему
дать за это денег, сколько он захочет, а рубашку отнести к царю.
Посланные пришли к счастливому человеку и хотели с него снять рубашку, но …
ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕ
Задание 1. На этой странице написан рассказ. Внимательно его
послушай или прочитай и придумай к нему интересное название.
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него
плащ.
Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава
- подвязал поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из – за
облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской
- добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
Задание 2. Нарисуй и расскажи, что может произойти, если внезапно исчезнет солнце?
Задание 3. Как ты думаешь, что бы случилось в природе, как чувствовали бы себя животные, растения и люди, если бы весна не наступила?
Задание 4. Придумай как можно больше способов, где в лесу от дождя может спрятаться божья коровка?
Задание 5. Как ты думаешь, из какого материала муравьи могут построить кораблик, чтобы переплыть речку?
ШЕСТОЕ ЗАНЯТИЕ
Задание 1. Что может случиться, если все взрослые станут детьми, а
дети – взрослыми?
Задание 2. На рисунке изображен портрет фантастического животного. Опиши его: где оно живет, чем питается; какая у него семья, есть ли друзья; какой у него характер. Если можешь, придумай ему имя.
Задание 3. Что может случиться, если все люди не смогут разговаривать? Как в этом случае они будут общаться?
Задание 4. Один толстый человек купил очень много воздушных шаров, которые унесли его далеко в небо. Посмотри внимательно на эту картинку и придумай, что можно ему сделать, чтобы спуститься на землю.
СЕДЬМОЕ ЗАНЯТИЕ
Задание 1. Нарисуй и расскажи, как бы изменилась сказка «Красная
шапочка», если бы волк стал очень добрым?
Задание 2. В сказке «Золушка» тыква превращается в карету. Как ты думаешь, во что еще можно превратить тыкву? На что она похожа?
Задание 3. Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?
ВОСЬМОЕ ЗАНЯТИЕ
Задание 1. Что может произойти в городе, если сильной бурей будут
перепутаны и перевешаны все вывески? Нарисуй этот город.
Задание 2. Представь, что ты летишь на волшебном ковре – самолете над фантастической, интересной страной. Расскажи, что ты можешь увидеть там необычного.
Задание 3. Соедини рассыпанные точки так, чтобы получилось чье – то изображение или узор.
ДЕВЯТОЕ ЗАНЯТИЕ
Задание 1. Представь, что ты самый лучший кондитер на свете.
Придумай рецепт праздничного торта ко дню рождения Золушки.
Задание 2. Представь, что ты изобрел новые, очень вкусные конфеты. Какое ты бы придумал для них название? Какой бы ты нарисовал для них фантик? Кого в первую очередь ты угостил бы своими конфетами?
Задание 3. Назови как можно больше продуктов и блюд, которые можно приготовить из молока.
ДЕСЯТОЕ ЗАНЯТИЕ
Задание 1. Однажды Лягушка – Поскакушка, Ежик – Колючка и Петя – Петушок отправились в лес за ягодами и грибами. На дороге нашли они четыре разных колеса. Сначала друзья очень обрадовались – хотели построить телегу, но у них ничего не получилось. Очень расстроенные, стали они думать, что же им построить из этих разных колес. Помоги друзьям что – нибудь придумать и нарисуй это.
Задание 2. Дюймовочка оказалась на гигантском цветке, растущем на воде. Придумай, как можно помочь ей спуститься с цветка, используя предметы, изображенные под рисунком (гусеница, ласточка, хлеб, шарф, бабочка).
Задание 3. Один забывчивый художник не закончил свою картину. Как ты думаешь, что он хотел изобразить на ней? Дорисуй незавершенную картину так, чтобы как можно лучше отразить замысел художника.
ОДИНАДЦАТОЕ ЗАНЯТИЕ
Задание 1. Придумай и нарисуй театральный костюм для Конька – Горбунка, Белоснежки или Крокодила Гены. Выбери того героя, который тебе больше нравится.
Задание 2. Перед тобой различные театральные маски. Как ты думаешь, герои каких сказок могли бы их носить?
Задание 3. Назови или напиши как можно больше слов на букву «К».
ДВЕНАДЦАТОЕ ЗАНЯТИЕ
Задание 1. Постарайся придумать как можно больше предложений,
используя следующие слова:
ГОРОД, АВТОБУС, ЧЕЛОВЕК, СЛУЧАЙ, КАТЕР, МОРЕ, ДЕЛЬФИН, ПЕСОК
Задание 2. Нарисуй схему центра твоего города и объясни, как проехать, пройти к основным достопримечательностям.
Задание 3. Перед тобой пары слов. Необходимо найти для каждой пары такое третье слово, которое бы их объединяло.
Например: хлеб – заяц – белый.
ИГОЛКА – СКОВОРОДА
МЯЧ – АРБУЗ
СТЕКЛО – ШЕЛК
Задание 4. Ты можешь помочь принцу спасти принцессу из плена злого дракона, используя предметы, изображенные под рисунком. Придумай как можно больше вариантов спасения принцессы.
ТРИНАДЦАТОЕ ЗАНЯТИЕ
Задание 1. Придумай и нарисуй интересную и необычную детскую
площадку, где бы ты хотел играть со своими друзьями.
Задание 2. Назови как можно больше профессий, которые ты знаешь. Задание 3. Как ты думаешь, какую профессию выбрали, кем бы
работали сказочные герои, если бы жили в наши дни? Почему?
Задание 4. Раздели предметы, изображенные на листе, на возможные группы (виноград, мышь, лимон, кукла, мяч, роза, арбуз, лиса, нитки, туфли, заяц, кот, грибы, карандаши, куртка, мяч, торт, хлеб, ключи, платок, молоток, гвозди, пальто).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская образовательная программа детского экологического движения "Зеленые страницы"эколого-биологической направленности (предназначена для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации - 2 года)
Программа является результатом обобщения многолетнего практического опыта в области экологического образования и основана на авторских подходах к решению образовательных задач. Прогр...
Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности Кружок «Сказка» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) Срок реализации 3 года)
Пояснительная записка Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность» - это программа по развитию творческих способностей, ориентированная на художественно–эстетиче...
Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель
Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...
Рабочая программа кружка «Мой край родной, Башкортостан» для детей старшего дошкольного возраста (срок реализации 1 год, возраст детей с 5-7 лет).
Программа направлена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и истории народов Башкортостана, на воспитание патр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА с 2 - 3 лет II группы раннего возраста «» Срок реализации программы - 2022-2023 учебный год
Рабочая программа образовательной деятельности психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей группы раннего возраста разработана в соответствии...
Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшего дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание для детей дошкольного возраста Срок реализации: 2020-2023 г.г.
Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшей дошкольного возрастаПояснительная запискаОсобое внимание в деятельности ЧДОУ «Солнечные лучики» уделяется...
Программа оздоровительной методики «Игрового стретчинга» для детей дошкольного возраста (срок реализации программы 4 года)
В данной программе используется оздоровительная методика Назаровой А.Г.Методика стретчинга не имеет возрастных ограничений. Очень важно заниматься именно с детьми дошкольного возраста, тем более что в...