описание педагогического опыта по теме информационно -познавательного проекта "Путешествие в мир профессий"
материал (подготовительная группа)
описание педагогического опыта по теме информационно -познавательного проекта "Путешествие в мир профессий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedag_opyt_po_proektu_dmitruk_i.yu_.odt | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Медвежонок»
Описание опыта
по информационно – познавательному
проекту
«Путешествие в мир профессий».
для детей подготовительной к школе группы.
Вид проекта: информационный, познавательный, групповой, совместный
Сроки реализации проекта: (01.09.2019 – 22.05.2020)
Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители детей.
Актуальность опыта
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям. А формирование знаний и развитие интереса к труду взрослых возможно в совместной, организованной и свободной деятельности детей, через игру и игровые приемы, что позволит ненавязчиво ориентировать воспитанников на будущую профессию.
Основная идея инновационного проекта - это создание в дошкольном учреждении единого развивающего пространства для ознакомления детей с профессиями.
С этой целью мы создали мобильную развивающую предметно-пространственную среду (мастерские), которые удовлетворяют образовательные потребности по развитию ранней профориентации как в группе, так и в ДОУ.
Мастерские представляют собой организованное пространство с учётом специфики каждой профессии и создают условия для игрового сюжета.
В мастерских мы знакомим детей с многообразием профессий, где ребенок может познакомиться с основами различных профессий, попробовать себя в роли врача, пожарного, телеведущего, визажиста, строителя и. т. д.
Цель: развитие интереса у детей о разнообразии мира профессий, через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи | Предполагаемые результаты |
Создать мастерские (активные центры) со специально организованной развивающей предметно-пространственной среды, со сменными игровыми атрибутами | В процессе обогащения предметной среды у детей сформируются: -представление о разных профессиях; -обобщенное представление о структуре трудового процесса с использованием предметов-заместителей в качестве атрибутов для творческих игр. |
Расширять представления о разнообразных видах профессий (производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), в том числе и современных. Расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий. | Дошкольник получит максимально разнообразные сведения о профессии и инструментах, которыми пользуются люди определенных профессий. |
Развивать у детей трудовые навыки в ходе игровой деятельности, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; | Сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности. Выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); Объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий. |
Развивать у детей творческую инициативу, познавательную активность, словарный запас по данному направлению; Воспитывать интерес и уважение к людям труда. | - Объясняет роль труда в благополучии человека; - называет профессионально важные качества представителей разных профессий моделирует в игре отношения между людьми разных профессий; -участвует в посильной трудовой деятельности взрослых; |
Показать результаты труда, их общественную значимость. | - Эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом; -демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту; - имеет представление о семейном бюджете и назначении денег; - разовьется чувство уважения к людям разных профессий; |
Реализация проекта.
Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:
I этап (организационный): проведение диагностики, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, организация мастерских, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».
III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта. В проекте учитывается вся тематика сюжетно-ролевых игр с производственными и бытовыми сюжетами и дополняется значительным количеством сюжетно-ролевых игр профориентационной направленности.
Критерии, показатели и средства измерения уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у дошкольников
Показатели | Методики | Переодичность |
Осведомленность о труде взрослых | Опросник Л. В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых» | 2 раза в год сентябрь апрель |
Ранние профориентационные склонности | Модифицированный профориетационный опросник Е. И. Климова | 1 раза в год Сентябрь |
Игровая деятельность (игры профессионально -ориентированного характера) | Педагогическая диагностика В.П. Кондрашова по определению уровня развития игры Диагностика игровой деятельности» (игры профессионального характера) | 2 раза в год сентябрь апрель |
Рис. 1. Уровень представлений о профессиях. (Опросник Л. В. Куцаковой)
Рис. 2. Частота применения полученных представлений в творческих играх, расширение спектра профессий в одной и той же игре (Профориентационный опросник Е. И. Климова)
Рис.3. Игры профессионально -ориентированного характера
Итоги проекта (выводы):
Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Конечным мероприятием был «Парад профессий» где каждый ребенок представлял свою будущую профессию.
Таким образом, за период работы по проекту у дошкольников наблюдалась положительная динамика уровня сформированности о профессиях в рамках раннего информирования о профессиях, ознакомлению с профессиями родителей воспитанников, актуализации перед родителями вопроса ранней профориентации дошкольников. У детей улучшились показатели познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, речи (диалогической стороны, рассуждения и выводы), воображения (творческого и воссоздающего).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта на тему" Пластилинография-как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Описание педагогического опыта...
1. Описание педагогического опыта по теме «Я и другие, все мы дружные такие».
Предложенная информация является фрагментом практического опыта и может использоваться в различных видах деятельности детей. Данный опыт работы обеспечивае...
Описание педагогического опыта по теме: «Расширение словаря у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений»
Цель: теоретически обоснование и практическое подтверждение влияния лексических упражнений на развитие словаря детей дошкольного возраста....
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(1 слайд) Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы. (2 с...
Описание педагогического опыта на тему «Использование мнемотаблиц в развитии ребенка дошкольника»
Описание педагогического опыта на тему «Использование мнемотаблиц в развитии ребенка дошкольника» Дошкольному возраст...
Описание педагогического опыта по теме «Формирование основ пожарной безопасности детей дошкольного возраста» для конкурса "Педагог года -2021"
Вся моя работа посвящена актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность опыта связана и ...
Описание педагогического опыта на тему "Развитие творческих способностей дошкольников способами нетрадиционных техник рисования"
Описание педагогического опыта на тему "Развитие творческих способностей дошкольников способами нетрадиционных техник рисования"...